Подробный обзор (отзыв) снегоступов GV Mountain Trail (Active Mountain) и GV Winter Trail (Active Winter)

Exif_JPEG_420

Exif_JPEG_420

Верхнее фото: троплю русло одного из притоков Ехэ-Гола, Тункинские Гольцы.

Нижнее фото: отдыхаю на перевале Зелёный, Тункинские Гольцы.

Канадская компания GV известна своими снегоступами, кроме того она также занимается изготовлением различных аксессуаров к ним. Кроме того, почти каждая из моделей их снегоступов имеет как женские, так и мужские варианты. В тестируемых мною моделях - Mountain Trail (М) и Active Mountain (Ж), Winter Trail (М) и Active Winter (Ж). Женские отличаются от мужских более светлой расцветкой и укороченным размерным рядом - у них отсутствует самый большой мужской размер. В остальном это точная копия мужских и каких либо различий между ними нет, то есть при том условии, что размер снегоступов подходит, можно использовать просто первую же приглянувшуюся модель без оглядки на того, кому её предназначили хитрые маркетологи компании GV.

Итак:

Производитель: GV

Модели: Mountain Trail (Active Mountain) и Winter Trail (Active Winter)

Позиционирование Winter Trail: лесные снегоступы

Позиционирование Mountain Trail: снегоступы для предгорий и горных склонов с относительно глубоким и мягким снегом.

Основа конструкции: алюминиевая трубчатая рама с растянутой на ней полимерной основой, закреплённой с помощью заклёпок.

Особенности: крепления с возможность быстрого надевания и снимания снегоступов; плоские габариты для транспортировки; широкий размерный ряд; возможность использовать фактически любую обувь – от горных или треккинговых ботинок, до полярных бот и мягких чуней; относительно лёгкий вес конструкции.

Как обычно. в моих обзорах, изделия я рассматриваю на основе практического походного, достаточно жёсткого использования, а выводы делаю не только на основе прямой  эксплуатации, но и на базе эксплуатации иных различных моделей, сравнивая, отмечая детали, отделяя лишнее и вычленяя реальные достоинства и недостатки.

Размерный ряд и вес снегоступов, по данным производителя:

Mountain Trail

Размер в дюймах Размеры, см Вес пары, кг 
8x24 20x61 1,64
 8x27  20x69  1,76
9x29  23x74  2,24
 10x36  25x91  2,71

Winter Trail

Размер в дюймах Размеры, см Вес пары, кг
8x25 20x64 1,47
 8x28 20x71  1,55
 9x30  23x76 2,15
 10x36  25x91  2,60

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Немного о походе, где тестировались снегоступы. В январе 2017 года я собирался в одиночный двухнедельный ходовой поход по Тункинским Гольцам, собираясь использовать именно снегоступы для тропёжки в верховьях, где проходила фактически половина моего маршрута. Я предполагал использовать свои альпинистские снегоступы MSR Evo, которые не очень подходили для этого региона (сравнительно мало наста и много тропёжки по глубокому рыхлому снегу) и находился в некотором раздумии насчёт более подходящего изделия, когда поступило предложение опробовать снегоступы GV.

Обсуждая, какую модель мне взять, мы пришли к выводу, что наиболее интересной для подробного обзора будет Mountain Trail, как более популярная в силу своей бюджетности, с заявкой на использование в горах. К тому же конструкционно она немного отличается от Winter Trail, что позволяло достаточно судить об эргономике и надёжности обеих моделей и разобрать отличия на фоне использования более старшей Mountain Trail. По ходу разбора снегоступов я буду подробно останавливаться на отличиях и подчёркивать общие черты моделей.

Представитель GV был настолько уверен в снегоступах, что предоставил мне полный карт-бланш для самого жёсткого, в пределах адекватной эксплуатации, тестирования и справедливого отчёта же в инете. Впрочем, на других условиях я бы снегоступы и не взял бы, поэтому стану и хвалить, и критиковать.

Часть моего маршрута была пройдена пешком, часть на снегоступах, преимущественно в тяжёлой тропёжке. Я лазил на них фирновые не крутые склоны, пробирался по руслам незамёрших и частично замёрзших ручьёв, проваливался в воду, сбрасывал снегоступы вниз со скальных уступов и в каньонах, тропил глубокий снег бортов долин, перелезал в них через камни и через поваленные деревья, нагружая всем мыслимым образом.

Температуры у меня не опускались ниже минус 25 градусов, то есть было сравнительно тепло. Так что к сожалению, я не смог проверить заявку производителя на эксплуатационную надёжность материалов до минус 50 градусов.

Прямая нагрузка составляла: мой стартовый вес 64 кг, плюс одежда и обувь около 5 кг, плюс рюкзак 25 кг, итого около 100 кг. Снегоступы я использовал размера 10*36 дюймов.

У обеих моделей это самая большая по размерам модификация и взял я её в расчёте именно на глубокий рыхлый снег. В других моделях у компании GV есть и большего размера снегоступы, 12*42, например, но они предназначены для использования в лесу и, как правило, больше в охоте, позволяя распределять нагрузку до 140 кг. В горах на снегоступах большего размера, чем 10*36, попросту нечего делать, так как это и лишний носимый вес, и очень мешающие габариты, учитывая то, что часть пути ты идёшь пешком, а часть работаешь с ледорубом и в кошках, а то и с верёвкой.

Что касается более "прогулочных" Winter Trail, то логика здесь, в общем-то, аналогичная по части веса и по части габаритов.

Для чего нужны меньшие размеры? Для меньших нагрузок в плане веса, для резервных вариантов на джипе и снегоходе (когда транспорт сломался и необходимо дойти, а не доползти, до цивилизации), для более жёсткого снега в горах, для ограниченной, хоть и интенсивной, тропёжки в альпинизме и тому подобное.

IMG_0391

Exif_JPEG_420

Верхнее фото: снегоступы на стене зимовья недалеко от цирка вершины Трёхглавая.

Нижнее фото: взобравшись по жёсткому снегу  кулуара на снегоступах, я переобулся в кошки, перед выходом на более крутой участок.

Как вы уже заметили, я не стал приводить таблицу нагрузок под разные размеры. Связано это с тем. что понятия "жёсткий снег" и "мягкий снег", как и "рыхлый снег" и "наст" очень даже субъективны. Снег весьма разный по своей структуре в различных регионах, а в горах он и вовсе может поменять свой строение в течение недели-двух. Естественно, чем меньше воздуха в толще снега, тем меньше мы проваливаемся в него, но процесс преобразования происходит постоянно, пр этом отдельные районы могут давать очень даже разную специфику снежного покрова. На Кодаре, на Тункинских гольцах, на Байкале, на Хамар-Дабане и на Дальнем Востоке в походах на снегоступах я встречал совершенно разные условия для передвижения, при этом всякий раз охарактеризовать снег было исключительно сложно и тут, вероятно, необходим был бы словарный запас тех эскимосов, которые интенсивно пользуются лыжами, санями и иглу.

Начнём с общей конструкции и тех или иных плюсов и минусов, выявленных в эксплуатации.

Обе модели снегоступов представляют собой раму из алюминиевой трубы, на которой с помощью хомутов и заклёпок растянута и закреплена полимерная основа, чем-то напоминающая толстую тезу.

Ближе к носку на "ткани" находится крепление под ботинок, основа которого (крепления) на поперечном стержне и с помощью тех же хомутов прикреплена к раме, перенося часть нагрузки пользователя на раму.

Считается, что трубчатая рама имеет более высокую прочность и надёжность по сравнению с рамой из полос металла, как, например, на снегоступах Mountain Extreme. Тем не менее, если мы говорим о снежных склонах и особенно насте и льду, то рама из полос сама по себе играет роль фиксации на поверхности, тогда как у трубчатой рабы есть все предпосылки к скольжению, что она и делает при подходящих к этому обстоятельствах. Кошек, которые крепятся к снегоступам снизу, я ещё коснусь, но в целом следует давать себе отчёт, что трубчатая рама и плотный снег на склонах совместимы гораздо меньше, чем рама из полос металла или пластиковая дека с агрессивными полозьями.

Другая сторона трубчатой рамы, положительная, что она меньше продавливает верхнюю часть покрова, а соответственно и создаёт предпосылки для меньшего "проваливания".

Нос у рассматриваемых моделей снегоступов разный. У Winter Trail (слева) он короткий и округлый, у Mountain Trail (справа) вытянутый и более узкий.

_DSC8920

В чём разница? Под мягкий рыхлый снег и тропёжку в нём гораздо более удобен короткий округлый нос. В этом случае нос представляет собой меньшую по площади "лопату" и тропёжка менее утомительная.

Зато, если появляется наст, который не держит пользователя, проваливается, то пробиваться через такой, особенно на подъёме, гораздо удобнее с более длинным носом.

То есть, с одной стороны мы имеем как раз определяющее в данных моделях различие. Но, у длинного носа появляются нюансы:

  • Если спускаться по ломающемуся насту, то чуть-чуть проходящие вниз под настом по склону снегоступы при движении ноги вверх станут цеплять за наст уже снизу. Решаемо, если не торопиться.
  • Я провалился в ручей под лёд, когда тропил и не мог выбраться, так как носки снегоступов цепляли за лёд снизу. Глубина была почти по колено, то есть неглубоко, но когда тебе в боты заливается воды, ты находишься в глубоко прорезанном русле с крутыми бортами и никуда не можешь с него деться, за бортом минус пятнадцать и ты один в холодном походе, а в воду наваливается снежная каша и ты не можешь разглядеть границы полыньи, то ситуация становиться интересной.

То есть понятно, что плюсы той или иной конструкции для разного предназначения очевидны, но нюансы есть.

Другой момент, касаемый носка, что в новых партиях снегоступов, которых хоть и пока нет в РФ, но скоро или не скоро они появятся, форма носка будет одинаковой для обеих рассматриваемых моделей - вытянутая по образцу  Mountain Trail.

В полимерной основе снегоступов присутствует широкая прорезь под носок любого ботинка. Я использовал свои массивные экспедиционные боты Baffin Impact безо всяких неудобств по этому поводу, что свидетельствует о возможности применения как любых полярных бот, так и сноубордических ботинок.

Штифт крепления, с помощью которого нагрузка переносится на раму и относительно которого вращается при ходьбе носок крепления, закреплён не жёстко и реализация крепления в этом отношении у обеих моделей идентичная. Не жёсткость подразумевает некоторую свободу движения во всех плоскостях, то есть в целом, когда мы встречаем под снегом различные препятствия снегоступы в какой-то мере пытаются как бы "обтечь" препятствие не передавая нагрузки на изгиб на ногу.

В модели AeroLite Snow и в моих MSR Evo штифт закреплён жёстко и никакой иной свободы не даёт. Разница в эксплуатации колоссальна.

На фото - слева AeroLite Snow, справа Mountain Trail.

_DSC8921

Когда мы тропим по лесу или в снежном покрове, под которым скрываются камни, то снегоступ относительно ноги своей плоскостью испытывает свободу действий, снижая этим самым нагрузку на связки. Переоценить это трудно. Другими словами падет вероятность травматизма и вообще падения, передвижение становится более уверенным. Зато когда мы выходим на склон с плотным настом, когда проходим траверсы по нему же с ощутимым уклоном или когда перелезаем через камни, то требуется наоборот более жёсткая фиксация крепления к раме (или деке) и более же жёсткая фиксация бота.

В основном жёсткое сопряжение лишь с одной гарантированной степенью свободы необходимо, как видим, в специфичных условиях, близких к альпинизму, когда ты ещё не в кошках, но работаешь в снегоступах. В моих условиях вариант, реализованный в рассматриваемых в обзоре моделях мне необходим был куда больше.

Сам ботинок крепится к снегоступам при помощи трёх ремешков, одного заднего, простого, и двух спереди - на подъёме стопы и на носке.

_DSC8922

Такая схема реализована на всех рассматриваемых в обзоре моделях и хватает её на все случаи жизни. У MSR, правда, есть модели с четырьмя ремнями, но это уже чисто для альпинизма и оправдано только при использовании полностью пластиковой деки и суровой работы на высоте, то есть слишком уж специфично. У GV три ремня фиксируют ногу относительно крепления очень даже хорошо.

На новой партии у Mountain Trail будет реализован упор для носка ботинка - на мой взгляд, вещь абсолютно в данных снегоступах лишняя и служащая больше для красоты. В тех же Mountain Extreme она уже оправдана, но здесь в основном несколько избыточная.

Ремни на снегоступах GV пластиковые. На морозе они существенно дубеют, но жёсткая эксплуатация при минус 25 градусах проблем не выявила, хотя я и переживал несколько на этот счёт. Тем не менее, никаких эксцессов не возникло.

Передние ремни на Mountain Trail затягиваются трещоткой, а расслабляются удобным механизмом, для активации которого достаточно потянуть ручки вверх.

_DSC8923

Крепления очень удобны. Я использовал снегоступы не только в тяжёлых экспедиционных ботах, но и в чунях, когда ходил вокруг лагеря. Это одни из самых удобных механизмов, из тех, что я видел. Даже замёрзший на ремнях лёд или спрессованный снег не препятствуют лёгкому освобождению бота от ремней.

При сноровке можно вполне обращаться с креплениями прямо в зимних рукавицах.

При морозах ниже минус 20 градусов наблюдалось постепенное ослабление ремней затяжки, но настолько медленное, что никаких проблем по этому поводу не возникало.

На модели Winter Trail трещотка затяжки ремня идентична Mountain Trail, но ослабление ремня производиться механизмом иного рода.

_DSC8928

Чтобы ослабить ремень, необходимо нажать пальцем клавишу до упору вперёд. Схема абсолютно несовместима с обильным обледенением креплений, так что в мокрый снег или в воду на этих снегоступах лучше не проваливаться.

Ещё одним важным отличием моделей является наличие у Mountain Trail подпятника.

_DSC8924

Нужен он для того, чтобы удобнее было подниматься в длительные подъемы по жёсткому или неглубокому снегу. Для модели Winter Trail в силу её ориентации необходимость в подпятнике отсутствует.

Тем не менее, в обеих моделях передняя кошка является достаточно слабой, в том смысле, что она мало выпирает вниз и обеспечивает недостаточный зацеп. Включается в работу она только при том условии, если мы идём на носках, либо поднимаем подпятник на Mountain Trail.

Всё видно по фото:

_DSC8926 _DSC8925

Как видим, стоит наклонить носок, как кошка действительно действительно включается в работу.

В общем же и целом, вместе с такой компоновкой кошек и с трубчатой рамой, мы имеем общее недостаточное сцепление с настом, особенно при траверсах и на спуске, когда есть вероятность поехать вниз, как на лыжах.

Вторая кошка при этом, несмотря на кажущуюся агрессивность, фиксацию обеспечивает на таких склонах, и на склонах со снежной крупой, достаточно слабую.

_DSC8929

На Winter Trail вторая кошка и вовсе имеет очень усечённый размер, хотя для леса большего не надо.

_DSC8931

Кошки выполнены, кстати, судя по всему, из алюминиевого сплава, и хотя имеют толстые стенки, при лазании по камням, естественно, потихоньку стачиваются.

Также понятно, что при такой площади металлических поверхностей создаются идеальные условия для подлипа.

Exif_JPEG_420

В общем, стоит только пройтись по мокрому льду или снегу, либо, как я, окунуться в воду, жестокий подлип будет обеспечен. Торчащие вниз из пластин кошек концы болтов ещё более облегчают подлип и усложняют очистку от него.

Возвращаясь к креплению, скажу, что очень не хватает при использовании в горах фиксатора пятки. При тропёжке в лесу или в на границе лесной зоны он и не нужен, но когда крутишься в районе скал, выбирая путь, невозможность нормально сдать назад или чётко шагнуть в сторону напрягает. Не скажу, что это жизненная необходимость, судя по тому, что я пишу эти строки, но всё же хотелось бы.

Естественно, что чем меньше габариты снегоступов, тем менее возникает потребность в фиксаторе, это понятно.

Подытоживая общие впечатления от креплений может возникнуть резонный вопрос - а насколько легко в них тропить или идти по снегу? Судить сами - вес самой большой пары снегоступов 2,7 кг на пару, плюс экспедиционные боты весят 2,9 пара, плюс гамаши и тёплые носки. На каждую ногу приходиться более трёх килограмм веса, плюс сопротивление снега. Так что если хочется ходить много и интенсивно, лучше тренироваться в утяжелителях 🙂 За счёт снижения веса ботинок можно значительно облегчить тропёжку, но тогда снижается и теплоизоляция и надёжность обуви, как таковой. Так что многое ещё зависит от маршрута.

Exif_JPEG_420

На фото: троплю в сторону солнца.

Вопрос надёжности складывается из общей морозоустойчивости и общей же надёжности элементов и сочленений.

За минус 25 я ручаюсь, в принципе, не вижу никаких причин для того, чтобы при минус 40 материал вышел из строя. Насчёт 45-50 ниже ноля я бы подумал, исходя из своего опыта обращения с подобными материалами, но условий для испытания такого рода, повторюсь, не было.

Общая механическая прочность высокая. Во-первых, я очень жёстко ходил, во-вторых, я сбрасывал рюкзак с прикреплёнными к нему снегоступами в кулуар одного из перевалов. Баул общим весом около 28 кг кувыркался по кулуару более ста метров, причём в верхней части его опорой при прыжках служили носки снегоступов. Сбрасывание снегоступов в каньонах, в том числе на камни, а сверху на них рюкзака, тоже никак их не повредило.

Со снегоступами я честно говоря, обращался жёстче, чем следовало бы в силу того, что я действительно хотел их "адекватно" сломать и проверить ремонтопригодность. Но, мне даже не удалось проткнуть тезу. Конечно, я мог заняться разрушением целенаправленно, но это было уже неспортивно, а все потенциальные варианты на маршруте я безрезультатно выбрал и потратил впустую.

Судя по опыту обращения с отечественными снегоступами похожей конструкции, на которых в походе по Хамар-Дабану мой товарищ смог сломать и отремонтировать абсолютно все элементы, то в длительные ходовые походы я посоветовал бы брать стропу, шило и толстую нить, ремнабор для самых суровых лодок из рыболовного магазина, а также чёрный ядрёный скотч на тканевой основе и пузырёк цианокрилатного клея. Сломать можно всё, что угодно и случаи вообще бывают разные. На то и ремнабор в походе.

Exif_JPEG_420
Exif_JPEG_420

Exif_JPEG_420

Вариантов крепления на рюкзак у меня было два. Так как снегоступы немаленькие и не совпадают по весу с перышком, то на фасад рюкзака я крепил их только для перевозки в общественном транспорте и при передвижении в пределах населённых пунктов.

IMG_0361

Узел крепления сделал самостоятельно.

На маршруте я цеплял снегоступы по бокам рюкзака, предварительно удлинив стропы.

Exif_JPEG_420

В рекомендациях к хранению хотел бы лишь указать, что в случае хранения летом в тех местах, куда будут проникать солнечные лучи, лучше использовать чехол или хотя бы мешок, так как прямое воздействие солнца в течении нескольких месяцев однозначно приведёт к определённому снижению прочности пластика.

Выводы:

Плюсы: очень удобные крепления на Mountain Trail; высокая надёжность материалов и конструкции; плоские габариты; прекрасная ремонтопригодность.

Минусы: отсутствие фиксации пятки у Mountain Trail; недостаточно развитые кошки на Mountain Trail для движения по насту; возможность подлипа на обеих моделях.

В целом - добротные и надёжные снегоступы, довольно простые и комфортные, одни для леса, другие с возможностью использования в горах.

2 комментария

  1. Спасибо за обзор! Полностью согласен про нехватку фиксации пятки — на склоне ее порой очень не хватает. А что думаете про изгиб носка? Мне вот он не очень понравился, потому что мешает делать ступени на склоне. Приходится идти вверх по склону диагонально серпантином. Если идти четко вверх, то и самому не очень удобно, и группа по моим следам пройти не может, потому что ступеней после меня не остается.

    Январский поход по Тункам я прошел в снегоступах производства Маяк. Конструкция у них почти идентичная, но только без подпятника. Увы, но материалы, используемые Маяком оставляют желать лучшего: зубчики на пластиковых ремешках сточились, в результате чего снегоступы часто расстегивались, а в последний день похода на одном ступе сломалась труба носка (носок там сделан отдельным куском с очень тонким металлом).

  2. Рад, что обзор понравился 🙂

    По поводу изгиба носка определиться не смог, если честно. Двойственное чувство, усугублённое тем, что я одиночка и прохожу без оглядки на спутников, которых у меня нет…

    Мне больше мешало отсутствие развитой кошки, как на MSR, которые позволяют забираться в лоб по любому снегу.

Leave a Reply