Норма веса рюкзака в походе.

1

Каждая группа и каждый клуб имеют собственное понятие «нормы» веса. Действительно, у многих групп, которые идут на три недели, вес рюкзака в 35 кг у мужчин считается вполне нормальным.

Водники, которые ходят не «колёсами в воду», могут волочь и 50 кг. А вот легкоходы даже в сложных походах исхитряются укладываться в такие веса, при которых и 20 кг покажутся тяжестью.

Подготовленный человек способен нести много. Если рассматривать верхний предел переносимого снаряжения пионеров освоения земель (например, Аляска), а также носильщиков (шерпы, индейцы и т.п.), которые и по сей день зарабатывают переноской грузов, то он доходит до 50-75 кг. Другой вопрос, чего стоит подобная нагрузка организму. Как правило, об этом задумываются с возрастом, когда травмы дают о себе знать.

Есть и другие нюансы. Во-первых, аборигены носят большие веса с относительно небольшой скоростью и на небольшие расстояния за ходку; либо увеличивая расстояния, но делая после ходки продолжительный привал. В ином случае веса, естественно, уменьшаются. Во-вторых, те, кто работают носильщиками, питаются не горсткой риса, а достаточным количеством пищи, покрывающем расходы энергии и затраты в белке. В-третьих, они генетически (я сейчас про шерпов) на данный момент лучше приспособлены под переноску грузов – их организм меньше травмируется. Генетический фактор важен. Не раз я упоминал про эскимосов, которые в рамках человеческого организма отлично приспособлены под жёсткий северный климат, при этом различия со средним европейцем или азиатом в организме эскимоса существенны. Да, есть отдельные европейцы (и азиаты), которые прекрасно приспособлены под выживание в холоде или для переноски грузов. Но, это именно отдельные индивиды, исключение из правила. Тогда как эскимос или шерп сами являются для своего народа правилом, и их приспособленность передаётся потомкам. Я веду к тому, что среди туристов есть выдающиеся личности в отношении чего угодно – как есть и русские носильщики, подрабатывающие в горах на переноске грузов и тянущие в гору 50 кг. Но такая переносимость нагрузок не является распространяемой на всех.

Давайте посмотрим на те важные критерии, которые будут напрямую зависеть от веса рюкзака:

  1. Общая скорость перемещения. От нее зависит время, которое мы находимся под нагрузкой. Время прохождения 20 км в случае рюкзака весом 18 кг и 30кг будет для одного и того же человека безусловно разным. Особенно если эти 20 км будут с набором высоты. Т.е., если нам нужно пройти определённое расстояние, то с более лёгким рюкзаком мы пройдём его быстрее. Если нам необходимо идти определённое время, например 8 часов, то налегке мы просто пройдём больший километраж.
  2. Затраты энергии на маршруте, а значит и последующий энергодефицит. Никуда нам без него, без энергодефицита, не деться, и вопрос лишь в его величине. Чем более вес рюкзака, тем выше затраты энергии на преодоление одного и того же расстояния. И придется увеличить вес рациона. Увеличение такового на сто грамм в день в пятнадцатидневном походе влечёт за собой увеличение рюкзака ещё на 1600 грамм на каждого (считаем грубо вместе с упаковкой). А если в группе есть женский состав, то у мужчин вес будет ещё выше, так как у женщин максимальная загрузка, в конце концов, ограничена. Увеличение веса на эти несчастные полтора килограмма влечёт за собой выполнение меньшей работы за тот же промежуток времени с увеличением же затрачиваемой на неё энергии. Да, затрачиваемую энергию мы компенсируем, но вот работа-то снижается. И, главное, утомление, как процесс биохимических сдвигов в организме, наступает раньше. До определённого предела изменения незначительны. Но, чем больше лежит в рюкзаке, тем больше на вышеупомянутые параметры станут влиять эти полтора кило. С течением похода это влияние увеличивается, так как накапливается энергодефицит, а степень восстановления за промежуток отдыха, наоборот, снижаться.
  3. Вероятность травматизма. Чем выше переносимый вес, тем более растет такая вероятность. Есть прямая связь, есть косвенная. Вероятность оступиться и неудачно упасть, особенно при преодолении морен, бродов, перевалов либо иных препятствий - это прямая связь. Неправильные решения, невнимательность, неспособность оценить опасность и прочее подобное, происходящее из-за утомления - связь косвенная.
  4. Износ опорно-двигательного аппарата и вероятность его заболеваний в долгосрочной перспективе. Многие мастера в возрасте жалуются на свои коленки... Почему бы это?

Отсюда можно вывести некое следствие. Можно распланировать какой угодно сложный и адекватный по отношению к собственному опыту маршрут, но вопрос переноски необходимого для него снаряжения способен разрушить всё мероприятие на корню. Безусловно, на сегодня существует много лёгкого и качественного снаряжения под жесткие условия, но цена часто делает его недоступным.

Попытаемся перейти к цифрам.

Имеет смысл вначале поговорить о женщинах, точнее их способности без ущерба для себя и окружающих их мужчин нести тяжелые веса. Как правило, прекрасно подготовленная физически женщина способна нести меньший вес при сохранении той же скорости, нежели хорошо подготовленный мужчина. Причина лежит в разнице мышечной массы и меньшей ширине шага.

Имеет смысл для женщин с отличной физической подготовкой устанавливать верхнюю планку в 18 кг. Кратковременно (например, первые 2-3 ходовых дня) ее возможно поднять до 20 кг. Далее снижаем груз до 16 кг - через съедание продуктов.

По наблюдениям, женщина с рюкзаком в 18 кг идет с той же скоростью и мерой утомления (мерилом которого является глубина сдвига биохимических процессов), как и адекватный по уровню подготовки мужчина с рюкзаком в 25 кг.

Соответственно, чем ниже вес рюкзака у мужчин, тем меньше он должен быть у женщин. Если рюкзак у мужчин снижается до 18 кг, значит, у женщин должен быть примерно 14 кг. Перераспределение весов происходит за счёт продуктов и общественного снаряжения.

Логически отсюда происходит два момента. Первый – женщин в группе должно быть не более одной к двум мужчинам, иначе переносимый вес у последних сильно вырастает. Второй момент – у чисто женских групп на сложных маршрутах требуется гораздо более тщательный подход к весам снаряжения, иначе нагрузка слишком высока.

Каков тогда верхний предел веса, при котором скорость перемещения максимальна (не преодоления технических препятствий, а именно перемещения на ходовом маршруте), а утомление не является чрезмерным, при разумном же километраже? Для мужчин это 15-16 кг, для женщин 10-11 кг. При подобных (условно максимальных) весах подготовленная группа перемещается максимально быстро, с наименьшим риском травматизма и с отличной восстанавливаемостью. Упоротое легкоходство, когда веса рюкзаков падают ниже 10 кг, имеет несомненные плюсы, но недостижимо для походов в горах с палаткой (не через приюты) и продолжительностью свыше недели – поэтому его не рассматриваем.

Какой верхний предел веса для мужчин, после которого скорость перемещения качественно падает, а утомление так же качественно повышается? 28-30 килограмм. Подобные веса требуют очень хорошей физической подготовки, если хочется действительно идти, а не тащиться. Нагрузка же свыше такого веса снижает скорость и увеличивает утомление независимо от подготовки. Подготовка важна, но и она не решает всё.

Промежуток с 17 кг до 27 кг я разделяю на три категории: 17-20 кг, 21-24 и 24-27 кг. Выход из одной категории в другую ощутимо влияет на скорость перемещения и утомление. При планировании развесовки на группу, а также при снятии заброски на маршруте, желательно следить, чтобы у отдельных участников не происходило «перекоса», при котором они уйдут в другую категорию веса. В этом случае участники с весом из более высокой категории будут сильнее уставать, поддерживая темп товарищей.

Leave a Reply