Почему турист не выживальщик или необходимость смены общепринятой парадигмы в диванно-выживальческих войсках.

GzJGbTKjmRMДовольно распространённый на сегодня шаблон мышления, когда людей, увлекающихся туризмом и/или альпинизмом наделяют неким волшебным даром «выживания». Обычно такая завышенная оценка приходит извне турсообщества, но бывает и такое, что эта зараза всё же остаётся циркулировать. Я уже упоминал эту тематику, но хочу обозначить свою позицию более детально.

Выживание сейчас является достаточно раскрученным трендом, что и понятно, так как это золотая жила как для компаний, специализирующихся на выпуске товаров соответствующего направления, так и со стороны специалистов (и «специалистов» тоже), которые стараются заработать на хлеб с маслом, пользуясь популярной волной.

Давайте рассмотрим специфику «выживания» (именно настоящего, а не диванного) и дадим ему чёткое определение, именно как специфике жизнедеятельности, для адекватного сравнения «выживания» и туризма, а заодно захватим тот же самый мягкий диван, который затронули выше.

Выживание – баланс на грани жизни и смерти, когда усилия индивида целиком и полностью направлены только лишь на обеспечение собственного существования. Есть маленький, крохотный такой нюанс, которые многие не учитывают – выживание, как таковое, является долговременным усилием.

Теперь о туризме. Баланс на грани жизни и смерти, это, мягко говоря, либо тотальное невезение группы в силу какого-то адского катаклизма со стороны природы (такое бывает); либо специфичный (и очень редкий) аварийный случай, как, например, гибель группы С. Черника в Китае в 2007-м году, или известный случай с группой Дятлова (если рассматривать её как версию со снежной доской). Оба варианта имеют статистическую вероятность ненамного отличающуюся от ноля. И если брать оба вышеприведённых примера, то участникам групп пришлось именно бороться за существование в природных условиях при почти полном отсутствии снаряжения.

В нормальной же походной жизни туриста ему и так есть чем заняться на маршруте, и балансировать на грани жизни и смерти явно последнее, что ему необходимо на нём делать. Т.е., поход ещё дома готовится и планируется так, чтобы он был БЕЗОПАСНЫМ. Если человек плохо подготовил маршрут и по собственному разгильдяйству нарвался на полное несоответствие снаряжения и опыта к мероприятию, то это либо вылезет, словно шило из мешка, сразу, и турист вернётся обратно; либо его накроет где-то на склоне, перевале и тому подобное, и он погибнет относительно сразу (это примеры многих восхождений, а также группы туристов в 1993 году на Хамар-Дабане – выпал снег и они замёрзли, если вкратце).

Преодоление в том же туризме сложных технических участков, таких как броды и перевалы, например, относится к опытному знанию и не имеет ничего общего с выживанием. Это является необходимым навыком для сколько-нибудь «сложного» похода вообще, и попросту техническим приёмом, который в той или иной мере все умеют делать после соответствующего по сложности похода с опытным (умеющим) руководителем. Есть нюансы преодоления таких препятствий, но не более того.

Также и с теми же пресловутыми снежными норами и хижинами. Большая часть альпинистов и зимних туристов вполне нормально их не только умеет делать, но и вполне «умело» в них спать. Это является попросту навыком, приёмом, необходимым опять же для сколько-нибудь сложных походов.

Выживать – значит жить. Навык или приём в нашем случае являет собой несколько иное. Вот эскимос в своём иглу именно живёт и у него, соответственно, очень другая специфика, о которой турист и альпинист не имеют понятия в силу того, что они ею попросту не воспользуются никогда – а зачем? Зачем знать в отношении иглу принципы отопления, приготовления пищи, ветро- и тепло-защиты и тому подобное? Мы просто берём спальный мешок, коврик и залезаем в убежище, так как нам нужно лишь переночевать, возможно даже несколько раз, но делать это месяцами и годами нужды нет никакой для большинства территории нашей необъятной.

Именно перечисленное и отличает навыки туризма от реального выживания. Выживание –процесс длительного существования, а в походе, как я уже упоминал, такая вероятность стремиться к нулю. Аварийная ситуация в абсолютном большинстве случаев решается (или не решается ввиду гибели из-за отсутствия необходимых навыков технического характера) нынче за несколько дней и человек оказывается в уютной социальной среде.

На самом деле выживание начинается в том случае, когда вышеупомянутый социальный строй летит ко всем чертям. Без социума человеку не выжить, поэтому приходиться выживать в таком случае в самой враждебной среде – взбесившемся обществе, в котором нет никаких ограничений и понятия о социальной защите. Любая смута, реальный крах экономики, гражданская война и беспорядки обеспечат такую среду в изобилии.

Если мы готовимся к какому-то социальному апокалипсису – а это именно то, чего нужно бояться, то следует уделять внимание не растопке костра без спичек или строительству шалаша в лесу, а тем навыкам, которые могут понадобиться реально в среде одичавшего общества, не стеснённого более ограничениями. В лесу отсидеться не получится, это лишь утопия, тиражируемая из-за золотоносного для многих тренда, но не более того.