Подробный обзор (отзыв) спального мешка Меридиан от компании BVN Travel (БВН Инжениринг)

Exif_JPEG_420

 

Производитель: BVN Travel

Модель: Меридиан

Утеплитель: гусиный пух 90/10, 990 грамм, FP 750

Форма: кокон

Позиционирование: зимний спальный мешок

Вес, по моим замерам: 1975 грамм спальник + 125 грамм компрессионный мешок

Ткань верха:            Fitsystem 32 г/кв.м, 55 % полиэфир 45% нейлон, DWR

Ткань внутри:  Fitsystem 32 г/кв.м, 55 % полиэфир 45% нейлон, DWR

Заявленная температура комфорта: минус 20 градусов

Заявленная температура экстрима: минус 40 градусов

Размеры: 220*90 см

Особенности:  лёгкий для своих размеров и относительно заявляемых производителем температур и ценовой категории спального мешка; двухслойный пуховый пакет, "силовой" компрессионник с достаточным местом под паробарьер или чехол.

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Спальный мешок я приобрёл специально к зимнему походу вместо старого пухового Иркута. Иркутов у меня побывало в эксплуатации два штуки, также я пользовался "суровыми" пуховыми спальными мешками и других производителей, а также зимними мешками на синтетических утеплителях. Выбор изделия от BVN Travel диктовался бюджетностью и сравнительно высокими заявляемыми характеристиками, что и возбудило во мне любопытство.

Как обычно, на основе походной эксплуатации, спальник будет разобран от и до.

Эксплуатировался в зимней двухнедельной одиночке по Тункинским Гольцам, январь 2017 года.

О компании БВН Инжениринг мало кому известно в outdoor сфере, за исключением разве что родного города предприятия - Новочеркасска. Тем не менее, компания достаточно давно занимается производством одежды для северных районов. Другой вопрос, что основным потребителем их продукции являлись (как сейчас, не знаю) такие гиганты, как ОАО Газпром, то есть основное русло разработок касалось спецодежды и было направлено в сторону обеспечения теплозащиты человека в полярных условиях.

Сфера outdoor представлена в основном спальными мешками (10 моделей), пуховками, жилетами, рукавицами, гамашами, тёплыми масками и подшлемниками.

С прошлого года подразделение outdoor в компании БВН Инжениринг выделилось в отдельную структуру BVN Travel и теперь под таким брендом потихоньку утверждается на соответствующем рынке. Для этого у них есть все шансы - изделия просты, довольно технологичны, имеют сравнительно низкий ценник. К тому же, если говорить о пухе, то с ним у нас отечественные бренды работают сравнительно мало, а если и работают, то ценник заоблачный. BVN Travel с пухом работает свободно, видимо по той простой причине, что обеспечивает массовые заказы пуховой спецодежды для работ в условиях Крайнего Севера.

К моему удивлению, в продукции BVN Travel используется разный пух, в зависимости от предназначения изделия. То есть, применяется принцип достаточности эксплуатационных свойств применительно к каждой категории снаряжения. Спальные мешки, например, по заявлению производителя, набиваются пухом с FP 750 90/10, тогда как жилеты Олимп (на них я буду делать отдельный обзор) в качестве утеплителя наполняются пухом с FP 600 и с соотношением пух/перо 85/15.

Пух компания в производстве применяет отечественный. Как я понимаю, поставщик у них не один, но основной местный, предприятие с полным циклом обработки - пропаривание, сушка, антиаллергенная и асептическая обработка и т.п.

Качество пошива мешка очень добротное. Придраться не к чему, причём и жилет, и пуховая маска того же производителя столь же добротны. Можно придраться и что-то сказать про дизайн, цвета, конструктив, но по качеству пошива претензии отсутствуют начисто. Я сделал запрос по поводу того, где ребята шьют вещи, памятуя о том, что большая часть отечественных брендов отшивается в Китае, но мне пришёл ответ, что их производственный цех с гордым названием " Экспериментальная швейная лаборатория" находится в городе Новочеркасске.

Стоит упомянуть то, что отдел маркетинга компании со мною достаточно тесно сотрудничал в плане ответов на мои вопросы. Мне, как практическому тестеру и обзорщику, которого ряд производителей старается избегать (или попросту не давать интересной информации), сие весьма приятно, ибо хоть ребята и знали, что я жестоко разберу их продукцию, но всё же легко пошли на встречу, за что им моя благодарность и уважение.

Внешний вид мешка прост. Цветовая гамма тоже на любителя. Ткань относительно специфична в отношении эстетики, хоть и приятна на ощупь. Несмотря на то, что производитель указывает на сайте в описании изделия, что это анатомический кокон, но нет - это обыкновенный простой кокон безо всяких наворотов. Другой вопрос, что его размеры, если рассматривать именно в районе торса и ног, выполнены по фэн-шую, примерные очертания которого я описывал в статье Каким должен быть зимний спальный мешок. В том числе это была одна из причин, почему я его приобрёл.

Пуховых пакета в спальном мешке два. Их расположение выполнено по следующей схеме (предоставлена производителем):

Расположение пух. пакетов Меридиан

Осмотр спальника предоставленную схему косвенно подтверждает, эксплуатационные манипуляции вроде как тоже, но о них ниже.

В данном спальном мешке заложен килограмм пуха. В моих Иркутах было примерно столько же, но пух там был, мягко говоря, качеством пониже. Насколько я понимаю, температурный диапазон эксплуатации указан на основе расчётов для данного количества утеплителя. В принципе, логично - зачем платить за синтетический тест, если можно попросту сравнить спальный мешок со схожими же изделиями, но уже протестированными. Я ради интереса сравнил - действительно, для такого конструктива и таких материалов он примерно в указанном диапазоне и лежит.

Ткань на спальнике применена тонкая и лёгкая, всего 32 гр/м2. На ощупь приятная, мягкая. На морозе жёстче не становится, не накаляется от холода, что очень важно, когда день за днём холодного похода собираешь бивак в тонких перчатках. Частенько на упаковке спального мешка (ещё и в тесный компрессионник) лапки существенно подмерзают, но вот со спальником от BVN Travel такого не происходит и это реально прекрасно.

Марка ткани - Fitsystem. Если честно, не знаю, почему она шире не используется в outdoor. Лёгкая, прочная, износостойкая, легко поддаётся обработке пропитками (в нашем случае обработка водоотталкивающая), индифферента к морозу, приятная на ощупь, обеспечивает ветрозащиту и при этом обладает какими-то дышащими свойствами, то есть не "глухая". Насколько я нагуглил, изготовляется в Китае и ценник у неё сравнительно с более именитыми тканями небольшой. Тут либо вопрос маркетинга, либо якобы вопрос гарантии. Но вот в плане практичности, особенно для зимнего спального мешка лично мне ткань понравилась. С удовольствием поэкспериментировал бы с такими тканями в зимних путешествиях разного характера 🙂 Как мне кто-нибудь из производителей подгонит пару спальников для моих экспериментальных задумок, займусь 🙂

Если вы спросите меня про качество пуха в спальнике, то сказать гарантированно точно не могу. Понятно, что каждый производитель всегда говорит, что у него всё гуд, но, естественно, ему всегда приходиться верить на слово. В нашем случае, на первый взгляд, исходя из циклов намокания/сушки и последующего субъективного восприятия восстановления исходного состояния, с ним всё в порядке и можно утверждать, что его обработка выполнена на должном уровне. Когда буду разбирать жилет, будет всё проще, повожусь с ним более серьёзно, не боясь испортить (он чисто спонсорский).

Теперь перейдём к впечатлениям и ощущениям от эксплуатации.

Вообще, тестирование зимних спальных мешков сопряжено с целым рядом проблем. В частности таковыми являются:

  • Сложность оценки восприятия при таких низких температурах. Например, стандарт EN13537 не применяется для спальных мешков с расчётной температурой комфорта ниже минус 24 градусов. Экспериментально было выяснено, что при подобных температурах всё становится настолько индивидуальным, что синтетический тест попросту бессмысленен. Наш спальный мешок вплотную подходит к порогу оценки и, соответственно, ощущения становятся весьма неоднозначными.
  • Перепад температур палатка/улица. Тестерами сей момент очень часто не учитывается, несмотря на то, что разница в двухслойной палатке может достигать от 2 до 8 градусов, в зависимости от погоды, палатки и количестве народу в ней. Добавим сюда сон прижавшись тесно к друг другу, хотя даже просто спать рядом с тёплым товарищем гораздо проще и теплее.
  • Часто тесты носят разовый характер без предварительной тяжёлой нагрузки, характерной для длительных ходовых походов.
  • Эксплуатация без паробарьера с последующим накоплением конденсата и снижением теплосохраняющих свойств.
  • Поза сна и комплекция пользователя.
  • Недостаточная теплоизоляция от земли.

Я эксплуатировал спальный мешок в диапазоне ночных температур -15...-25 градусов (извиняйте, холоднее не было), без палатки, под тентом на дугах, а также в самого различного рода убежищах. Я спал в нём и сухой, и мокрый, в паробарьере и без него, в полном комплекте одежды вместе с пуховым же жилетом и просто в термобелье, сушил его над костром и спал во влажном, спал с ковриком и на лапнике.

Мои данные: вес 62,5 кг, рост 174 см.

Некоторые моменты из походной жизни спального мешка (извиняюсь за качество фото - у фотоаппарата на морозе отказал объектив и мне пришлось весь поход снимать на примитивный сотовый телефон):

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

В земляной пещере

Exif_JPEG_420

В вывороте упавшего дерева.

Exif_JPEG_420

Между костром и экраном.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Под тентом на лапнике

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

В шалаше из лапника

Exif_JPEG_420

Сушка над костром

Exif_JPEG_420

В дупле огромного упавшего кедра

Как сказал охотник Саёл, которого я встретил в устье Ехэ-Гола, глядя на фотографии моих ночёвок - "Хороший у тебя, наверное, спальный мешок" 🙂

Что я могу уверенно сказать по итогам такой вот эксплуатации? Это уютный и приятный спальный мешок, заявленный температурный диапазон эксплуатации действительно соответствует заверениям производителя. Он достаточно быстро сохнет, при этом ткань не коробится от температуры (был момент, когда я едва не перестарался), не подвержен быстрому отсыреванию, в целом достаточно тёплый, а размер позволяет свободно в нём размещаться вплоть до роста в 185 см (190 потолок). Паробарьером пользоваться вполне удобно.

Я бы сказал, что температура комфорта лежит в пределах -16...-22 градусов, а пережить экстрим в минус 40 вполне реально.

Теперь разберём спальник более подробно и отметим не только достоинства и недостатки.

_DSC8899

Таков внешний вид разложенного и готового к приёму хозяина спального мешка. Несмотря на то, что мешок хорошенько встряхнут и расправлен, ткань кажется мятой. По моему, это в большей степени останавливает производителей в использовании таких тканей. Типа, пусть лучше ткань будет дорогой, как самолёт, или будет становиться жёсткой на морозе, но зато красивой и без складочек. Я, как леопард практичный, голосую за удобство и гуманный ценник. Пусть он выглядит слегка мятым, но пуховые пакеты прекрасно расправляются от сжатия в любой мороз, а ткань остаётся эластичной и приятной. А на изделия с суперкрасивыми тканями лично мне денег жалко.

_DSC8900

С пользователем внутри ткань более расправляется и мы видим, что спальный мешок достаточно внушительный, а пуховые пакеты толстые.

_DSC8901

На этой фотографии видно карман для мелочи с удобной ухваткой и молнией YKK. Также обратите внимание на простую форму, без сужения над плечами и огромный капюшон, выходящий из широкого верха. Собственно, это и подразумевает отсутствие анатомичности и к этому я вернусь чуть ниже

_DSC8902

На приоткрытом спальном мешке видно, что пуховые пакеты изнутри прошиты совершенно иным образом, чем снаружи. Таким образом достигается полное отсутствие "холодных" мостиков.

Молния расположена сбоку и доходит до самого низа спальника, в теории к нему можно пристегнуть второй мешок. Производитель, кстати, выпускает мешки только с левой молнией.

Я сам к боковой молнии в зимних спальных мешках отношусь отрицательно, предпочитая центральную. В данном случае тут либо вопрос спроса (народу больше нравятся боковые) либо вопрос удобства использования на приютах. В отношении последнего оспорить трудно - я ночевал в зимовьях несколько раз и скажу, что в таком суровом спальнике жарко. Полностью расстёгнутый спальник существенно спасает ситуацию и будь он оснащён центральной молнией, мне легче было бы спать на улице.

Молния используется YKK. Да, это недорогой спальный мешок, но производитель явно не видит причин, почему он должен использовать дешёвую фурнитуру. Для меня сей вопрос является наболевшим, я не раз сталкивался на разных спальных мешках со сломавшейся собачкой в первом же походе, расходившейся молнией, заклиниванием и прочими неприятностями. Оправданием производителя служит цена - типа что вы хотите за "такие" деньги. Так вот, я здесь вижу в спальном мешке с реальным комфортом на минус 20 качественные молнии с удобнейшими пластиковыми ухватками (на верхней собачке основной молнии и на карманной), на которые нанесён лейб производителя. Возможно, просто у ребят "нормальный" подход и такой общий объём производства, что спальные мешки по себестоимости позволяют применять качественные материалы. Ну, значит есть на кого равняться, а не плакаться о кризисе и неподъёмных ценах на материал. А то я вижу явное опровержение всему этому.

_DSC8905

_DSC8907

Так выглядит нижняя часть основной молнии. Как и положено, теплозащитная внутренняя планка доходит до самого низа. А вот чего не хватает, так это небольшого тёплого кармашка снаружи, низу, куда будет заходить собачка. Её при этом тоже в таком случае понадобится оснастить ухваткой.

Замечание для мешка такого заявленного температурного диапазона важное. Молния конструкционно при такой схеме не может дойти до самого низа и "слабое" место необходимо дополнительно перекрыть снаружи, иначе через него "сифонит", когда мы ворочаемся. В ногах и так всегда холодно по понятной причине и дополнительная мелочь в сохранении тепла здесь логична и вообще нужна.

_DSC8908

Нижняя часть мешка снабжена петлями для просушки. На ощупь она толстая, то ли здесь дополнительный пакет на дне, то ли просто пуха напихали побольше, но в общем нижняя часть толстая.

_DSC8909

Молнии с обеих сторон защищены тесьмой от зажёвывания ткани. Тесьма сделана грамотно, зажёвывает не так часто, как ожидается от такой тонкой ткани.

Снизу мы видим теплозащитную планку, которая служит для защиты от потерь тепла через молнию. К ней у меня есть замечания.

Она тонкая, "карманы" для пуха длинные, пуха в них немного, швы сквозные. Пух быстро сбивается в край "кармана" и через молнию "сифонит".

На самом деле это проблема многих спальных мешков. Дело в том, что теплозащитная планка отсыревает всегда довольно быстро и пух сбивается. Понятно, что применение паробарьера проблему эту по большей части решает, хотя тонкая планка в принципе всё равно позволяет теплу уходить.

Выходят из этой ситуации по разному. Marmot, например, на своих дорогих топовых мешках в районе молнии использует утолщённые пакеты с "заформованной" тканью. Когда мы застёгивам молнию, внутри два толстых валика плотно прижимаются друг к другу и, в принципе, перекрывают потери тепла.

Другим вариантом являются более сложные по конструкции тепловые планки, в том числе и двойные. На самом деле, когда долго походишь на морозе со спальными мешками, имеющими молнию, понимаешь, почему Р.Амудсен в своём путешествии на Южный полюс в принципе предпочёл неразъёмный спальный мешок с обыкновенной утяжкой сверху.

Порекомендовать что либо без удорожания и усложнения конструкции сложно. Пусть в меня бросят тапком, но я предложил бы вместо пуховой планки использовать толстую и широкую планку с синтетическим утеплителем. Да, пуховый спальник это прекрасно, но раз уж мы хотим использовать боковую длиннющую молнию, пусть прибавиться 50 грамм в весе, но эксплуатационные потери тепла это снизит. Да, в свежем, только что купленном спальном мешке пуховая простая планка будет держать лучше (и даже поднимет результат теста EN13537, если таковым заморочиться), но в походе это быстренько сойдёт на нет.

_DSC8910

На этой фотографии прекрасно видно пуховый воротник, который идёт по периметру верхней части и снабжён утяжкой. Застегнув спальный мешок, мы утягиваем воротник сыше плеч, чтобы исключить потери тепла из верхней части. Штука зимой очень даже нужная и полезная.

В данном спальном мешке воротник несколько слабоват, его необходимо делать в полтора раза толще. Точнее, мы упираемся в то же самое, в чём упёрлись и с теплозащитной планкой молнии - пока спальник новый и свежий, всё прекрасно, а потом его становится недостаточно. Выход тут один, его нужно сделать толще.

В качестве повышения эргономики и отчасти снижения теплопотерь, я бы также рассмотрел бы воротник с застёжками, как на межсезонном нова-туровском Алтае или на зимних Marmot-ах.

_DSC8911

В верхней части молния защищена от самопроизвольного расстёгивания липучкой - общепринятая схема. Липучка подобрана прекрасно, она не дерёт ткань вокруг, когда мы трамбуем спальный мешок в компрессионник, и при этом хорошо выполняет свои функции.

_DSC8912

Две утяжки, одна от воротника, другая от капюшона, расположены рядом друг с другом. Разобраться ночью, когда мы укладываемся спать, какая из них и для чего, с ходу не выйдет. По закону подлости на ощупь мы всё время нащупываем только одну, вторая загадочным образом куда-то пропадает и возвращается только при свете дня.

_DSC8913

Если затянуть воротник, то получиться вот так. Из-за того, что спальный мешок не сужается выше плеч и выходит к верхней части максимальным своим размером и при огромном же капюшоне, воротник плотно затянуть не удаётся, чему способствует его "тонкость". Как ни старайся, а у человека, не обременённого большой грудной клеткой и широкими плечами, остаётся небольшой зазор, через который "сифонит", особенно когда мы ворочаемся.

_DSC8915

Полностью стянутый в верхней части спальный мешок выглядит вот так. При этом верхняя часть "окна" ложиться на нос.

Капюшон по размерам явно избыточен и попросту мешает хорошо стянуть всю конструкцию. Такова плата любого спального мешка с такой геометрией.

Выходом будет являться более анатомическая форма, когда верхний разрез будет заужен выше уровня плеч и перейдёт в небольшой плотный капюшон. Это позволит не только выиграть в эргономике и ещё снизить вес.

Последнее будет вообще интересно, так как спальный мешок чистым весом чуть ниже 2 кг и с уровнем комфортабельной температуры эксплуатации за такие деньги станет ещё более привлекательным. Настоятельно советую конструкторскому отделу заняться такой доделкой 🙂

Применение тонкой, хоть и вполне рабочей, ткани даже при двойном пакете утеплителя определила высокую компактность спальника в упакованном виде.

Сравнение неутянутого мешка с неутянутым же пуховым спальным мешком весом 2100 гр

В неутянутом виде спальный мешок схож по размерам межсезонному спальнику на синтетике. Размер для зимнего вообще очень годный, у меня, пожалуй, не было пока ещё в прямой эксплуатации зимних спальников такого сравнительно небольшого размера.

Разберём компрессионный транспортировочный мешок. С уверенностью скажу, что компрессионник всегда вносит ощутимый  вклад как в удобство использования, так и в общее впечатление.

Упаковывать наш спальник в прикладываемый к нему компрессионник можно безо всяких проблем. Не нужно напрягаться, тужиться, материться и морозить лапы - всё как надо. Скажу более того - в компрессионник кроме спальника вполне влезает скомканный паробарьер - хоть тканевый, хоть из фольги. Это не значит, что компрессионник излишне большой - нет, он ровно такой, какой нужен и этим всё сказано. Я редко когда остаюсь доволен в этом отношении компрессионником, но здесь именно тот случай. Видимо, исходя из того, что руководство БВН Инжениринг сами ходят в походы и на восхождения, габариты компрессионника были подобраны под практическое, а не матрасное хождение.

Компрессионник выполнен из плотной прочной ткани, не дубеющей на морозе. Стропы довольно мягкие, расположены удачно. Огромное спасибо разработчикам за ручку-стропу снизу мешка. Почему-то не все до этого додумываются, но благодаря ей спальный мешок из компрессионника вынимается буквально в секунды, что на морозе и в потёмках жизненно важно.

Тем не менее, компрессионник не лишён недостатков. К сожалению, стропы склонны убегать через трёхщелёвки (что само по себе нормально) и либо полностью вылетать, либо подшитым кончиком цеплять внутри самой фурнитуры. Решение простое - концы строп делаются чуть длиннее и их концы загибаются и подшиваются в виде петли. Во-первых, стропы перестанут вылетать из трёхщелевок; во-вторых стягивать компрессионник станет ещё удобнее.

Также было бы прекрасно пустить по компрессионнику полоску ткани или что-нибудь подобное со светоотражающими свойствами. Но это чисто уже эргономический вопрос.

Компрессионник "силовой" - его можно тянуть до последнего, не боясь, что что-нибудь порвётся или сломается.

Самое интересное, что спальный мешок сам по себе настолько добротный, что я ещё посоветовал бы докладывать к нему в комплект большой матерчатый или сетчатый мешок для хранения. Понятно, что, в принципе, он на фиг не нужен, но, исходя из качества и эксплуатационных свойств, это логичный уже с точки зрения маркетинга ход.

Розничная цена изделия на 23 января 2017 года - 14500 рублей.

Выводы:

Плюсы: удачно подобранная ткань; два слоя утеплителя без мостиков холода; прекрасные  общие теплозащитные свойства спальника; сравнительно небольшой вес; прекрасный компрессионный спальный мешок.

Минусы: излишне большой капюшон; тонковатый воротник; не совсем удовлетворительная теплозащитная планка молнии.

В общем, имеем бюджетный и при этом добротно выполненный спальный мешок с действительно соответствующими действительности заявленными характеристиками. 

P.S. По результатам обзора компания выпустила обновлённый спальный мешок Меридиан-2.

Ещё ссылки по теме:

Сон туриста и зачем он ему нужен

Турист и его почки

Почему греет спальный мешок

Холодные ночёвки

Приспособленность человека к климату или почему у туриста нет шерсти

Коврик, как элемент спальной системы

Leave a Reply