Понятие териантропии и определение териантропического культа

2fUg0pPgfsE

История термина «териантропия» не уходит корнями в древность и является относительно свежей. Его появление произошло уже в 20 веке и с течением времени он успел пережить различные трансформации в отношении обозначаемого смысла, после чего его стали применять к месту и не к месту в самых разных случаях – от болезней и мистики до названия субкультуры.

Сложно сказать, с чем связано такое разнообразие применения термина, скорее всего с лингвистической экзотичностью, что опять же говорит о его недавнем происхождении.

Изначально териантропом называли существо, которое физически одновременно являлось и человеком, и животным. В мифологии часть таких животных имеют какое-то определённое название - как кентавры, либо имена собственные - имена богов (Анубис), но часть существ из мифов и преданий собственных имён не получила и родился вот такой вот гибрид - териантроп. При этом териантроп подразумевал собой постоянство своей внешней формы, в отличие от оборотня, который имел форму либо человеческую, либо звериную.

В научной же литературе, в силу её консервативности, термин прижился слабо. Стечением времени в псевдонаучных материалах проявился и иной смысл термина – териантропия как обозначение человека, одновременно являющегося при этом животным. При этом физическая оболочка является человеческой, а внутренняя звериной. Это понятие имеет совсем уже недавнюю историю и сложно сказать, что появилось раньше – субкультурное одноимённое направление или же статьи, рассматривавшие какие-то мифологические предания в этом же ключе. Если взять за точку отсчёта труд Де Гроота о мифологии и религии Китая, начала 20-го века (Де Гроота многие считают создателем понятия «териантропии»), то он действительно описывает в китайской мифологии таких существ, но о териантропии там нет ни слова. В частности, в разделе о демонологии Де Гроот приводит описания существ, внешне выглядящих человеком, но имеющих при этом сущность тигра. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что такой смысл в термин «териантропия» явно был вложен позже и просто оказался удобным для описания верований, либо ощущений людей, а также культов, с этими верованиями и ощущениями связанных.

Рассматривая анималистические верования и тотемизм, можно выделить две формы отношений к зверям и звериным культам – поклонение и прямую ассоциацию. Где-то это были два разных направления, где-то они пересекались.

Эскимосам, например, было характерно смешение анимизма, аниматизма и шаманизма, где широко практиковалось поклонение животным и связанные с выживанием в суровых условиях промысловые культы. У юго-восточных американских индейцев, таких, как чероки и ирокезы, сохранилось почитание родовых животных (но это не было основной формой религии, здесь, пожалуй, можно говорить именно о мировоззрении), которые могли оказывать помощь представителям своего рода – племени или отдельным его членам, в том числе через «вселение» на короткий промежуток времени, час или день, в редких случаях несколько дней. В Южной Америке родовое почитание животных было развито гораздо меньше, но зато здесь была распространена вера в оборотничество и ассоциативную связь с животными – ягуаром, пумой и другими хищниками.

Также, если брать за основу верования североамериканских индейцев, особняком стоят тайные союзы, общей платформой которых являлись культы личных духов-покровителей или иные культы, но с индивидуальными духами-покровителями связанные. Эти тайные союзы объединяли членов разных племён, но обладавших схожими видениями или связью с определённым духом-покровителем. Например, один союз мог быть для ягуаров, другой для воронов, третий для зайцев и тому подобное. В Северной Америке царило исключительное разнообразие тайных союзов, большее, чем в Меланезии, но, предположительно, имеющее иной смысл. К сожалению, в отличие от жителей Меланезии, которые донесли до нас многое из своей культуры для изучения, культуры индейских племён были уничтожены ещё до начала их исследования и сегодня о них известны только отрывочные сведения. Их изучение осложняется тем, что все индейские племена имели отличные друг от друга, индивидуальные для племени или даже рода, культы и тайные союзы.

У учёных есть мнение, что эволюционное развитие их верований, культов и союзов, имеет прямую связь с аналогичными же в Африке. При этом речь идёт не столько о развитых цивилизациях, как например, в Центральной Америке, а о тех племенах, в которых религиозные мировоззрения не получили эволюционного развития с течением времени.

Примером ассоциативного культа, прямого отождествления членов тайного союза с диким зверем, вероятно, служит Общество Леопарда в Африке. Отдельные его проявления известны и в наше время, несмотря на преследования со стороны властей.

Несмотря на вышеприведённые примеры, поклонение животным, как тотемам или духам (если поклонение духам по смыслу отличалось от поклонения тотемам) составляло относительно небольшую долю в верованиях всех племён Америки и Африки. Ассоциативные же верования, когда проводилась тождественность через культы, союзы, обряды или иные действия со зверьми, имели ещё более редкие проявления.

Я не провожу параллель между верованиями, связанными с ассоциативным определением членов отдельных культов, и современной «почти» субкультурой териантропов. Такая параллель невозможна из-за отсутствия общей платформы, что была на протяжении тысячелетий у древних племён, но нет у тех, кто считает себя териантропами сейчас. Но, исторический подход позволяет всё же сформулировать точное определение териантропии и териантропического культа, как ассоциативного самоопределения.

Немного возвращаясь назад, хочется предостеречь читателя от опасности заблуждения, в котором ассоциативный звериный ряд представляет собой отсталость и примитивность в религиозном плане, пережиток тотемизма, доживший до наших дней. Изучение верований Америки, Африки и Азии в тех регионах, которые слабо подвергались насильственным изменениям в культурном отношении, показали развитие собственных религий и культов наряду с дальнейшим же развитием звериных культов. В таких регионах эволюция религии происходила сначала по вектору развития собственных верований, а затем со сращиванием старых верований и новых, таких как христианство, например, или мусульманство. При этом старые верования выходили на новый виток развития, преображаясь на современный лад, но сохраняя старые истоки. Примером служат и многочисленные религиозные течения христианского склада среди индейцев Северной Америки, с их мессиями, во время массовых восстаний против колонизаторов в 19-м веке, и буряты с их шаманизмом, который тесно переплёлся с буддизмом.

Сформулируем тогда определение териантропии, как явления, одновременно и исторического, когда человек ассоциировал себя с животным, и субкультурного. Такую субкультуру следует воспринимать как разновидность тайного союза или культа, его дальнейшую социальную эволюцию, лишённую или наделённую религиозной подоплёкой в зависимости от правил, общности платформы, модели поведения её членов и общей закрытости или открытости для сторонних участников социума.

Териантропия – это постоянное во времени ассоциирование себя со зверем при сохранении разумности в поведении. Под ассоциированием подразумевается как сознательная, так и подсознательная модель поведения и мышления, его узкая направленность в собственной формулировке бытия, как «звериного».

При отсутствии же такой разумности можно говорить о психическом отклонении или заболевании. Териантропия, при приведённом выше её определении, заболеванием являться не может, иначе заболеванием можно было бы считать любую религию. Собственно, териантропия никогда и не использовалась учёными для обозначения болезни, просто однажды в интернете новизны ради подменили понятия ликантропии и териантропии, и с тех пор идея мифической болезни стала популярной. Приводить же в качестве примера заболевания Сержанта Бертрана вообще странно – его случай был тщательно исследован современниками, и никакой ассоциации у него со зверем признано не было, как и разумности поведения. Бертран был признан психически больным человеком, совершавшим осквернения могил, и его действия никак не были связаны с культами, союзами или верованиями, а служили лишь для удовлетворения своих извращённых потребностей. К стыду «сообщества» териантропов современности, вынужден признать, что таких больных членов, подобных Бертрану в своём поиске удовлетворения, среди них много.

Ролевое ассоциирование себя с животным, естественно, териантропией не является – ярким примером служит субкультура фурри. Это только ролеплей – отработка игры в зверя, часто носящая даже не преобладающий социальный характер в своём желании выделиться из современного общества, а скорее сексуальный контекст. В этом проявлении культура фурри далека от потенциальной платформы териантропии. Смешение же этих двух направлений вызвано тем, что их участники могут входить как в одну, так и в другую субкультуры. Но игрок, который относит себя к териантропам, таковым не является, а те из фуррей, которые полностью живут своим зверем (и сознательно, и подсознательно), духовно относятся к териантропам, только в силу разных причин - в том числе искусственной и крайне неудачной закрытости сообщества териантропов - самоопределились как фурри.

Проблемы самоопределения обусловлены и дискредитацией сообщества териатропов отдельными личностями, игроками или больными, не являющимися териантропами на самом деле. Политика же большинства виртуальных сообществ, ставящих целью общение разрозненных по стране членов сообщества, душит сама себя не в меру параноидальной закрытостью и ограниченностью как личного, так и массового сознания ресурса.

Вернёмся всё же к определениям и сформулируем понятие териантропического культа.

Териантропический культ – это комплекс мероприятий, направленных на максимальное, в рамках человеческого тела, ассоциативное приближение к образу зверя.

Асоциальность не является непреложным атрибутом поведения териантропа. Это только стереотип. Исследования на основе психологических тестов дают нам картину лишь лучшей переносимости одиночества, а также решения поставленных задач в одиночку, но тесты эти очень спорны. Единицы из тестированных на самом деле оказывалась в действительном одиночестве длительное время и при этом на грани выживания.

Рассматривая звериные культы прошлого прекрасно видно, что у их участников существовала устойчивая общая платформа и тесные социальные связи между собой, тогда как у современного сообщества такая платформа отсутствует. Можно сделать вывод, что непосредственное проведение обряда или культа несло не только и не столько религиозный смысл, сколько было предназначено для создания социальных связей у участников. Отсюда вытекает и следствие – териантропия подразумевает социальную связь как минимум со Своими.

Подытоживая всё выше сказанное, можно утверждать, что териантропия, как прямая ассоциативная связь себя со зверем, не является исключительно современным веянием, несмотря на новизну самого названия. Его корни достаточно древние и в прошлом отдельные териантропические культы были распространены по всем континентам.