Состояние гражданской медицины в военное время.

Состояние гражданской медицины в военное время

То, что в случае военного времени институт медицинского обеспечения гражданского населения, который и в мирное-то время работает своебразно, начинает благополучно коллапсировать, понятно, наверное, почти всем.

В статье, которая является одной из моих старых лекций, которую я немного подправил под сегодняшнее время, преподносится относительно развёрнутый взгляд на состояние государства во время войны и взаимосвязь его положения с уровнем медицинского обеспечения населения.

Вначале рассмотрим условные состояния государства в военное время. Они утрированны и полярны, на практике же в той или иной мере обычно переплетаются друг с другом.

Состояние региона или страны:

- мобилизационное;

- свободное.

Различие между этими двумя состояниями заключается в контроле над территорией со стороны государственной власти. То есть, при опасности для государства извне, как правило, тотальной, угрожающей её целостности с угрозой вторжения или нанесения массированного удара – не обязательно ядерным оружием – объявляется частичная или полная мобилизация ресурсов. В этом случае механизм начинает работать в общем ключе в сторону выживания страны, как целостной структуры.

Задачей противника, в свою очередь, является недопущение такого варианта событий, то есть предотвращение консолидации, упор на разрушение механизмов взаимодействия структур, истощение экономики, как залога успешного выживания государства, дробление его власти, формирование пятой колонны и тому подобное.

Задачей любого государства является текущее противодействие подобным планам со стороны.

Если государство не справляется с поставленной задачей, конфликт превращается в свободно текущий и без помощи извне (от союзников) приводит к переформатированию государственности в соответствии с текущими задачами агрессора.

После Вьетнамской войны все ведущиеся войны на планете агрессоры стараются привести исключительно к свободному сценарию, но это не означает, что возможность массированного удара исключается.

Следует подчеркнуть следующее: сценарий агрессии всегда динамичен во времени и является оригинальным для каждого уровня стабильности государств или блоков. Динамика во времени вызывается отдельными шагами противоборствующей стороны, которые могут быть очень удачными, несмотря на старания агрессора.

Стабильность государства подразумевает определённый подход к решению задачи, так как для перевода страны в состояние свободного военного конфликта (например, вялотекущей, но истощающей гражданской войны) требуется разное усилие и время для разных стран. Бывшие братские республики обладают низкой стабильностью, так как у них не было ни времени, ни ресурсов, чтобы повысить её после получения независимости. Такие страны как Сирия, Ирак, Иран и другие имеют или имели большую стабильность, но и она была недостаточно высокой. Заключение союзов, кстати, повышает стабильность – НАТО, ЕС и тому подобные.

Дестабилизировать Китай, Индию, Турцию – исключительно сложно. Дестабилизация РФ является задачей ещё более сложного порядка, но вполне осуществимой и этим активно занимаются.

Примечание: стабильность государства характеризуется не только экономическим потенциалом, но и влиянием власти на население, состоянием вооружения, географическим положением, уровнем стабильности соседей и др.

Понизить на данный момент стабильность блока НАТО со стороны практически невозможно. Понижение его стабильности может произойти только из-за внутреннего кризиса внутри стран-членов.

Военный конфликт с широким применением оружия массового поражения – ядерного, химического, биологического – является мерой, позволяющей противникам возможность провести переформатирование геополитического пространства при текущем состоянии стабильности игроков, не дожидаясь возможного его повышения или понижения. Такой конфликт является мощным инструментом для блока НАТО и РФ, но является нежелательным для большинства государств. Подробно о сценариях подобного конфликта я поговорю в одной из следующих статей.

При условии мобилизационного состояния страны осуществляется контроль за экономикой и ресурсами, в число которых входят и жители государства, т.е., население. Чем выше уровень стабильности, тем выше уровень контроля.

Контроль, в теории, ведётся за:

- ценами;

- продовольствием;

- товарами первой необходимости

- преступностью;

- состоянием гражданской обороны;

- поставкой ресурсов в армию;

- переброской населения из заражённых и/или затопленных районов;

- поставкой гуманитарной помощи.

Почему я написал в теории? Потому что на практике при мобилизационном состоянии основной упор делается только на поставку ресурсов в армию. Всё остальное решается на местах и является исключительно саморегуляцией.

Пример: из зоны возможного затопления при разрушении плотины ГЭС эвакуируется необходимая техника и продовольствие, вооружение и вещевые склады. Населением ВС не занимается, это дело администрации. В теории администрация взаимодействует с ВС, но на практике никто не занимается не только планами взаимодействия, но и планами вообще, пока не пинают сверху. Текущая работа штата ГО и ЧС при администрации больше отчётная и что такое нормальное планирование никто не знает, кроме, разве что, редких энтузиастов.

90% населения, живущего в районах возможного затопления, не знают, сколько у них времени на эвакуацию, до какого уровня пребывает вода и где находится безопасная зона. Аналогично можно говорить о химических или других заводах, которые при аварии могут представлять собой большую опасность для жителей.

Обычно мобилизация проводится по командам «повышенная», «военная» и «полная». Им соответствуют цифровые коды 103, 102 и 101. Во всяком случае, так было раньше, сейчас, может быть, придумали что-то новое. Не буду вдаваться в подробности, что происходит при поступлении таковых команд, хотя там много интересного, но для нас главное то, что чем «выше» команда, тем ниже возможность саморегуляции в решениях местной администрации и в массе оставшегося населения.

В случае не мобилизационного, а свободного состояния региона в условиях войны – часто гражданской – понятия саморегуляции и контроля отсутствуют.

Если мы говорим о медицине для населения, то свободное состояние региона в вышеуказанный период приводит к следующим результатам:

  1. Разрушение больниц.
  2. Разграбление медикаментов и их исчерпание.
  3. Отъезд или смерть специалистов в области медицины, да и вообще любых врачей.
  4. Заинтересованность в медикаментах военных, причём военных этих будет немало, а хорошее медобеспечение всегда только у прямых агрессоров.
  5. Разграбление гуманитарной помощи военными и бандами.

Достаточно быстро это приводит к скатыванию медицины к примитивному уровню.

Скатывание происходит на фоне следующих факторов влияния на население:

  1. Невозможность лечить текущие болезни, то есть обеспечивать жизнеспособность тех, кто жив благодаря современной медицине.
  2. Невозможность лечить любые более-менее приобретённые во время ЧС болезни. Смерть от поноса – в порядке вещей.
  3. Обострение недугов на фоне недоедания, холода и прочих подобных факторов.
  4. Постоянный стресс.
  5. Вероятность военных ранений, которые в случае отсутствия медицинской помощи почти в 100% случаях приведут к смерти.
  6. Вероятное токсикологическое или радиационное заражение воды и/или пищи.
  7. Вероятное заражение местности, как среды обитания.

Напрямую при этом от уровня медицины зависят только те, кто изначально болен, либо потенциально попадает в группу риска (дети и беременные женщины, пожилые); затем те, кто получает ранение.

У здоровой репродуктивной части населения смертность возрастает от:

  • Интенсивности военных действий
  • Уровня насилия по отношению/среди гражданского населения
  • Энергетических и адаптационных затрат на поддержание жизнедеятельности.

Эти факторы тоже зависят от общего уровня медицины, но в меньшей степени.

В случае таких сценариев понятие гражданской медицины быстро уходит в небытие. Её попросту не существует. При помощи извне со временем она может восстановиться, без помощи – только после полного переформатирования пространства.

В случае мобилизационного состояния государства скорость падения уровня гражданской медицины прямо зависит от уровня стабильности государства, как системы. Если говорить о РФ, то ситуация усугубляется большой территорией и положением удалённых от центра областей на уровне сателлитов, сложных для управления и стабилизации.

Отсюда невозможность контроля поставок, цен, доступности медицины населению, неизбежное появление чёрного рынка товаров первой необходимости и медицинских препаратов, контролируемого местной властью и криминалом – со всеми вытекающими последствиями.

Знание основ медицинской помощи и умение бороться со стрессом не являются ключевыми, хотя важность их сложно переоценить. Это важные, но лишь сопутствующие факторы.

Например, решение записаться в отряды самообороны, в армию или организовать свой отряд самообороны повышает шансы на выживание в целом.

Я, кстати, всегда говорил, что в случае войны самый лучший вариант – бежать от неё подальше. Другой вопрос, что жителям той же Украины и вообще «братских» республик бежать-то есть куда, а вот жителям РФ – нет. Не куда. Не ждут нас ни в Китае, ни в Монголии, ни на Кавказе, ни, тем более, в Европе.

Вся беда в том, что мы живём сегодняшним днём, предпочитая тратить время и деньги на бесполезные социальные маркеры, вместо пополнения багажа знаний и хоть какой-то степени готовности в глобальным мероприятиям. Не стоит считать, что за нас есть, кому думать. Точнее, думать-то есть кому, но толку от этого не много. Государство, кстати, в некоторой степени и само было бы не против возродить тотальную готовность населения к войне а-ля лучших лет Советского Союза, только вот введение профильных предметов в учебных заведениях, в том числе по первой помощи, будет расцениваться как подготовка к войне. Плюс такой подход возможен при социалистическом строе, но почти невозможен при капиталистическом.

Что делать? Как обычно, думать головой самому. Учиться, наблюдать и готовиться, немножко играть в параноика. И, несмотря на все, быть всё-таки патриотом, потому что больше-то, на самом деле, ничего не остаётся делать.

Дополнительные ссылки по теме:

Продолжительность жизни людей в прошлом

Домашняя аптечка. Подход к формированию на случай чрезвычайных ситуаций

Взгляд на административную единицу с точки зрения ресурсов для МО

Немного о ЧС в населённых пунктах и питьевой воде

Leave a Reply