Как добраться до приюта ГМС от станции Новая Чара, хр. Кодар.

oUnEfwlEyDA

Как правило, туристы с маршрутами по хребту Кодар приезжают поездом дальнего следования на станцию Новая Чара. Отсюда есть разные варианты забросок к началу пешеходной части:

  • Рабочим поездом, например до станции Леприндо.
  • Заброска автомобилем Урал или подобным, в том числе вдоль реки Средний Сакукан в сторону ГМС. По факту экономит один день пути, но и денежками стоит немало – порядка 15000...20000 руб (проблемы транспорта я указывал здесь)
  • Рейсовым автобусом или такси до села Чара.

Также есть вариант, что сразу от Новой Чары можно идти по автомобильной трассе вдоль железнодорожных путей, чтобы либо уйти затем в долину реки Верхний Сакукан, либо подойти к южной части Чарских Песков.

Но, если идти сразу в долину реки Средний Сакукан до ГМС, даже с радиальным заходом на Чарские Пески, то путь лучше начинать от села Чара, находящегося в 16 км от Новой Чары.

Варианта туда добраться два – на рейсовом автотранспорте или на такси. Остановка автобуса находится на противоположной стороне дороги от вокзала. В плюсе недорогая цена даже с учётом багажа (60-100 рублей на участника, в зависимости от того, маршрутка это или автобус побольше). В минусе забитый людьми салон, довольно продолжительная поездка (автобус-то рейсовый, а дорога так себе) и сравнительно позднее отправление первого автобуса - первый автобус пойдёт в Чару в 7.45 в будние дни и в 8.10 в выходные.

С такси могут быть проблемы. Если ранее такси возможно было вызвать в любое время, то сейчас обычно раньше 6:00 никто не ездит. Телефоны службы такси на большом рекламном щите через дорогу от вокзала в 2021 году не работали. Такси вызывалось через агрегатора, работала служба "Максим". Уточнить актуальный номер такси всегда можно у охранников.

Стоимость такси до Чары будет колебаться в пределах 400-600 руб за машину, в зависимости от запросов таксиста. С микроавтобусами у них там туго, так что лучше рассчитывать на три человека на машину. Фактически, у большой группы с большими же рюкзаками альтернативы автобусу может и не быть. Другой вопрос, то каждый год кто-нибудь пытается заработать на туристах, поэтому имеет смысл уточнить в нацпарке Кодар, занимается ли кто-нибудь сейчас заброской туристов или хотя бы завозом их до Чары.

Что на автобусе, что на такси, мы доезжаем в селе Чара до магазина Уют. Таксисту, впрочем, если он знает, где это находится, можно сразу назвать конечным пунктом улицу Лябичи, до лесопилки. Я обычно от магазина Уют указываю пальцем, куда ехать.

Примечание: местные жители в большинстве случаев (если только они не туристы, каковых реально немного) слабо ориентируются в том, что находится в горах и где именно, поэтому не стоит им верить, если, например, таксист говорит «я знаю, где начинается дорога на Мраморное ущелье, и сейчас вас туда отвезу». Скорее всего, он не знает, и вы потеряете время.

Как выбраться от остановки магазина Уют на дорогу вдоль реки Средний Сакукан, я обозначил на схеме.

Карта маршрута

Скачать карту можно: лист 1 и лист 2.

Дорога, по которой мы двигаемся от Чары, на картах обычно не обозначена. Связано это с тем, что отсыпали её в начале 1990-х годов. Дорога была построена до самого моста через р. Средний Сакукан, от которого, в свою очередь, была расчищена тропа на Мраморное ущелье. Местами дорога повторяет старую урановую дорогу конца 1940-х, местами идёт параллельно.

После развала СССР дорога была заброшена и от недосмотра быстро разрушилась, местами  пришла в негодность. На сегодняшний день относительно проезжей она является не полностью, я обозначил на карте примерное место, до которого способна дойти машина на момент лета 2015 года. Зимой полноприводный грузовик свободно доезжает до устья р.Экса, в теории может даже добраться до водопадов чуть выше устья р.Балтийский. Снегоходы, если упороться с лебёдками, в теории могут доехать зимой до самых верховий или, по крайней мере, забросить снаряжение к цирку Царский Трон для желающих полазить на полстаградусных морозах вершину Трон 6Б категории сложности.

Дорога, которая обозначена на генштабовских и многих туристических картах от Чары вдоль Среднего Сакукана является зимником и в летнее время малопроходима.

Квадратиками я пометил на карте хорошие места ночёвок. Нумерация никакого отношения к ходовым дням не имеет, это порядковый номер удобных мест для лагеря.

После выхода на дорогу от Чары и сворота на дорогу вдоль реки, примерно через 1,5 километра налево уйдёт заросшая дорога, насыпанная в болоте. Ориентиром является небольшой прогнивший деревянный мост. Если идти по этой дороге, то довольно быстро мы упрёмся в русло р.Средний Сакукан. Перед ним есть хорошее сухое место для стоянки (номер 1 на схеме). От него перейдя реку вброд можно радиально сходить погулять по Пескам. Как обычно, глубина брода сильно зависит от уровня воды и колеблется от «по колено» до «по пояс». Самое глубокое место у правого орографически берега. Примечание: на момент 2021 года этот брод сильно размыло и переправляться по нему я не рекомендую.

Если не заходить на Пески, то через одну ходку хорошая дорога закончиться и начнётся что-то полуболотное, ещё на одну ходку. После этого основная дорога уйдёт налево, но она нам не нужна, нам прямо. Зато на отвороте, если спуститься к реке, есть пляж, где можно поставить палатку (номер 2 на схеме), но это обычно делают на обратном пути.

Дальше мы продолжаем путь через болото по отсыпанной дороге. Слева к ней придут отвороты, справа зимник. Вскоре мы выйдем на поляну перед древним моренным валом, давно уже заросшем и заболоченным.

Координаты поляны N 56 53’50.3″ E 118 05’42.3″.

На этой поляне можно поставить лагерь на обратном пути (номер 3 на схеме), а также удобно устроить большой привал, при желании даже с костром.

Отсюда зимой дорога уходит на русло реки и идёт по нему до самых проток. Летом же приходиться двигаться по моренному валу, где дорога сильно петляет и чередует спуски с подъёмами. Не слишком уставшие туриста заметят красивые террасы озёр. Примерно через две хороших ходки дорога с облегчением выходит на протоки Сакукана (номер 4 на схеме). Здесь стоит изба нацпарка, но если располагаться палатками, то лучше внизу, на открытом месте).

Если мы выходим из Чары утром, то на протоки Сакукана выходим в обед. Если позже, или мы хотим распределить путь до приюта на три дня – слабая подготовка участников, тяжёлый груз и т.п., то здесь имеет смысл поставить палатку. Место открытое, продувает от гнуса, при наличии снастей и умения летом будет обеспечена хорошая рыбалка на хариуса.

Озёра на террасах Среднесакуканской морены
Озёра на террасах Среднесакуканской морены
Лагерь на протоках Среднего Сакукана
Лагерь на протоках Среднего Сакукана

Пройдя по протокам (будет много воды - следует внимательно следовать вдоль колеи дороги), мы подходим у месту, где дорога резко и круто взбирается на борт долины. Перед подъёмом находятся «Фестивальные стоянки», но место мрачное и с обилием гнуса. Зимой, когда протоки заполнены полем льда, ориентироваться по ним может быть сложно, если нет следов от машины. Следы эвенков совсем не обязательно пойдут по дороге, так как зимой они могут стоять на своём становище и охотиться здесь на зайцев. Координаты подъёма дороги на борт долины N 56 53’33.1″ E 117 59’26.5″

По борту долины мы идём две ходки и спускаемся обратно к руслу Среднего Сакукана. Если мы идём до ГМС за два дня, то однозначно имеет смысл ставить лагерь именно здесь, хоть летом, хоть зимой. Зимой здесь по руслу обычно можно найти открытую воду. Координаты этой отличной стоянки N 56 53’54.4″ E 117 57’47.3″. На карте обозначена под номером 5.

Чуть выше по течению с другого берега подходит старая урановая дорога, но она слишком заросшая и по ней идёт не очень хорошо набитая тропа. На обратном пути там можно перейти вброд и двигаться по ней и старым зимникам до Песков, если на то будет желание. Лучший, однако, брод на нее находится на протоках.

Высота стоянки над уровнем моря примерно 820 метров. По расстоянию здесь примерно половина до ГМС, но та расположена на 1500 метрах над уровнем моря.

От лагеря за одну ходку мы подходим к ручью Хавагда. Несколько лет назад он сменил русло и теперь образовал новое прямо в лесу. При высокой воде проходить его неприятно, но можно. За ним можно пройти сотню метров и устроить привал на старом мосту.

От Хавагды до места разворота машин, которые нанимают для заброски туристы, остаётся совсем немного. Место называют «Камень». От него одна ходка до землянки охотника и ещё небольшая ходка до стоянок Экса, расположенных напротив устья одноимённого ручья.

Если до ГМС идут три дня, то вторая ночёвка идеальна именно здесь, на Эксе. Самые спортивные туристы доходят сюда одним днем с Чары. Здесь стоит еще одна изба нацпарка Кодар.

Летом здесь также неплохая рыбалка.

Русло реки на стоянках Экса. Сами стоянки выше на берегу.
Русло реки на стоянках Экса. Сами стоянки расположены выше на берегу.

Если планируется летом уйти в долину Эксы, то при средней воде брод напротив землянки охотника. По низкой воде можно перейти и напротив стоянки Экса. Подъём в висячую долину Эксы осуществляется тропой по правому орографически берегу ручья.

За стоянками Экса вскоре будет ручей Поливанный, на разных картах он же Шаньга или Инаньга. Это единственный серьёзный брод на притоках Среднего Сакукана. Обычно переходят самую малость выше устья, а в низкую воду перепрыгивают по камням. В высокую воду ручей может быть полностью непроходимым.

В низкую воду переход через Поливанный не представляет никаких проблем
В низкую воду переход через ручей Поливанный не представляет никаких проблем

Далее тропа однозначна и приводит нас к разрушенному мосту через Средний Сакукан. Перед ним будут стоянки Мраморные, где сейчас сотрудниками нацпарка оборудован подвесной мост через реку. То есть здесь, на Мраморных стоянках, лучше перейти по  подвесному мосту на противоположный берег, и устроить привал на разрушенном урановом мосту. Также на стоянках Мраморных обычно ставится зимний бивак, так как дойти зимой за два дня до приюта нелегко, к тому же дрова туда всё равно придётся волочь по льду. К сожалению, на Мраморных стоянках дров зимой тоже уже осталось не так уж и много, поэтому можно от них чуть сместиться. Рядом с Мраморными стоянками лежат бетонные плиты, и стоит старый сруб – в начале 1990-х здесь хотели строить турбазу.

На урановом мосту можно пообедать или хорошо отдохнуть. Проходить здесь вброд можно только при низком уровне воды. В ином случае велик риск несчастного случая, которые уже имели место. В частности, несколько лет назад там погиб турист из Новосибирска.

Разрушенный мост
Разрушенный мост через р. Средний Сакукан.

Далее, от моста, тропа хорошо читается до самой ГМС вдоль любого берега.

Если не перейти реку по подвесному мосту, то придется бродить реку в районе развалин бани ГМС. Раньше брод был строго напротив, в 2015 году я проходил его метров на 70 ниже по течению, так напротив бани он стал глубже. Над каньоном, еще чуть ниже, так же есть тросовая переправа, вполне рабочая, если есть снаряжение.

В целом путь до ГМС несложен и под силу фактически любому осторожному новичку, имеющему опыт ПВД. Заход можно пройти в два дня, а можно растянуть на три, идя в своё удовольствие. В случае низкого уровня воды маршрут так вообще можно назвать прогулочным.

Дальше от ГМС можно ходить самыми разными маршрутами, в зависимости от категории сложности похода.

Leave a Reply