Керамбит — нож народов Малайского архипелага

Керамбит история возникновения

Изучение истоков возникновения тех или иных вариантов холодного оружия всегда является заранее безнадёжным делом. Мы не можем разобраться с совсем недавней историей, что уж тут говорить про историю одного из многочисленных вариантов оружия ближнего боя, а если говорить конкретно о керамбите, то, к тому же, не получившего, широкого распространения.

Керамбит – оружие весьма экзотическое и вошедшее в современности в моду, в тренд, у различных ножевых производителей и, соответственно, у покупателей. О происхождении и предназначении ножа в интернете и ножевой литературе можно встретить множество статей, при этом в некоторых указывается дата возникновения ножа с точностью едваь ли не более высокой, чем дата Ледового Побоища. Лично мне захотелось, как минимум поразмышлять на эту тему. К тому же, как оказалось, большинство каких либо догадок по поводу керамбита попросту взяты из ниоткуда. Скорее всего, они просто придуманы самими производителями, а потом растиражированы покупателями, коллекционерами и специалистами, имеющими об истории очень смутное представление.

Малайский архипелаг очень большой. Можно поглядеть на карте. В настоящее время он занимает площадь порядка 2 млн. кв. км. Это более десяти тысяч островов, на которых в наше время расположено несколько государств – Филиппины, Индонезия, Восточный Тимор, Бруней и, частично, Малайзия. Очертания суши архипелага далеко не всегда были такими, как сейчас и иногда суши здесь было больше, что и позволило заселить эти земли. В итоге в древние времена здесь жило множество племён.

Заселение Homo Sapiens архипелага началось порядка 50 тысяч лет назад. Эти люди были, скорее всего, австралоидной расой, в частности папуасами. Существенно позже, примерно 5 тысяч лет назад, на архипелаг пришли меланезийцы – это тоже австралоидная раса, но с примесью монголоидной. Несмотря на кажущуюся схожесть с папуасами, это совершенно другая раса. Обе этих расы жили своими племенами, в том числе и перемешиваясь друг с другом. Так как островов на архипелаге много, то одних только папуасских племён насчитывались тысячи, говорящих на множестве диалектов и языков, а также постоянно, видимо в качестве развлечения, воюющих друг с другом.

Сегодня, когда люди говорят о малайском архипелаге, часто они не только не разделяют Индонезию и Филиппины, но и вообще подразумевают их как одно и то же. Тем не менее, это очень разные области, которые разделяет не только разница в животном мире и населении, но и разница в истории. У филиппинцев не было медного и бронзового веков. Железный век пришёл к ним примерно в 500-х годах до н.э., при этом изделия из камня и железа достаточно долго соседствовали друг с другом. Существует мнение, что это связано с тем, что тогдашние жители этих островов пользовались привозным железом, а не своим. Зато, когда они научились использовать свои руды, они наделали просто огромное количество различных приспособлений для убийства себе подобных. При этом качество металла было не очень, зато брали числом и разнообразностью. Если пересмотреть все эти орудия, можно найти подобия керамбита – изделия с опущенным вниз кончиком. Стоит, однако, заметить, что подобное оружие существует у многих народов, недаром есть люди, утверждающие, что керамбит это не более чем арабская «джамбия», которую древние арабы завезли на архипелаг. Сходство очень, на мой взгляд, относительное, хотя бы потому, что джамбия является длинным и широким кинжалом немалых габаритов.

Керамбит же является оружием чисто ближнего боя. Что, кстати, представляет собой вооружение тамошних племён? Ведь, судя по рассказам о керамбите, создаётся впечатление, что этот изогнутый нож поменьше и изогнутый нож побольше составляли чуть ли не единственное вооружение одиночек бойцов в джунглях. Папуасы, однако, в военном искусстве не были такими уж профанами и воевали обычно племя на племя, зачастую предваряя битву на суше битвой между пирогами на море. Основным оружием племён были копья, луки и дротики, а для непосредственной схватки палицы и подобия топоров. Как и у всех племён их уровня развития, ножи у них были практичными и использовались в хозяйственных целях. Мясо порезать, например. Много чего можно нарезать керамбитом? Да ничего, в хозяйстве это абсолютно бесполезный нож. Имея же хозяйственные ножи из кости и бамбука, а позже из металла, естественно, что иногда использовались в бою и они… когда топора под рукой не было.

Относительно маленький нож керамбит мог возникнуть только как ритуальное оружие, использующееся в бою как больше оружие последнего шанса, нежели основное. Формой он повторяет коготь хищного животного, бывшего вершиной пищевой цепочки на архипелаге – тигра. Логично также, что ритуальное оружие должно вытекать из какого-то культа и соответствующего верования. С верованием проблем нет: анимизм и тотемизм во многих районах архипелага практикуют до сих пор. Проблема в другом – оказывается, что на территории Филиппин при Homo Sapiens тигров вроде бы как и не было…

Теперь посмотрим на Индонезию и Малайзию. Бронзовый век пришёл к ним из Индокитая примерно в 2000 г.до н.э. Из-за большей близости к материку, чем острова Филиппин, в период Бронзового века Индонезия получит толчок в своём развитии. С тиграми проблем здесь тоже никаких не было. Предки тигров начали расселяться по архипелагу ещё два миллиона лет назад, ещё с плейстоцена. Часть древних вымерла, породив ветви дошедших и почти дошедших до современности больших кошек. К тому времени, как люди начали заселять эти земли, здесь сформировалось несколько видов тигров, из которых некоторые даже исхитрились чудом дожить до наших дней. Это Индокитайский тигр в Малайзии, Малайский тигр на полуострове Малакка и Суматранский тигр на острове Суматра в Индонезии. На острове Ява аборигены убили последнего Яванского тигра в 1979-м году, а на острове Калимантан выследили и добили последних ещё двести лет назад. Сложно сказать теперь, был ли у калимантанцев свой вид тигра или нет, так как до наших дней дошли только клыки, а самим калимантанцам сейчас как то всё равно. Анимизм и тотемизм в верованиях аборигенов вполне могли вылиться в изготовление ритуального ножа, копирующего коготь тигра.

Когда это было сделано? Самая ранняя, из сохранившихся до наших дней, статуэтка, свидетельствующая об этом ритуальном оружии, датируется 14-м веком н.э. и найдена в Суматре. Первые упоминания о ноже вроде бы как соотносят с 12-13 веками нашей эры и даже некоторые утверждают, что идея взята из индийской мифологии – к ней мы ещё вернёмся. В различных статьях интернета также можно встретить утверждения, что керамбит появился на острове Ява в 13-м веке. При этом достоверные научные источники, подтверждающие это, отсутствуют.

Посмотрим вообще на историю верований в Индонезии. Повсеместно тотемизм и анимизм практиковался до 100 года н.э., после чего он стал вытесняться и дополняться индуизмом. При этом анимизм прошёл стадию языческого монотеизма, служившего для укрепления верховной власти. Почитание духов предков плавно перешло в почитание духа Главного предка, после чего начался переход к единобожию. Можно сказать, что чистый анимизм перестал существовать на стадии перехода в культ предков, хотя много его черт дошли и к нам сюда, спустя два тысячелетия.

Вернёмся к бронзовому веку и индийской мифологии. Толчок к расцвету Индонезия получила благодаря удобному географическому расположению. Это касается в основном исключительно Малайского полуострова, там и происходило проникновение индийской культуры. Большая же часть интересующего нас архипелага поднимется на подобный уровень только к 3-му веку нашей эры. Каменный век здесь практически сразу перейдёт в Железный. Медь и бронза будут иметь ход среди аборигенов, но только как приобретённое оружие или украшения, но не изготовленные самостоятельно. А ведь учитывая то, что ритуальный нож-коготь мог быть только порождением старых, примитивных верований, то и возникнуть он мог, скорее всего, только среди относительно примитивных племён и во время или после Железного века. Что касается 13-го века, то на острове Ява в это время было мощное, развитое государство-султанат. В этот же султанат входил и остров Суматра. Этот султанат представлял собой мощную империю, развитую в религиозном и техническом, для того времени, смысле. Крайне маловероятно, чтобы в это время там настолько был развит анимизм и тотемизм, давшие начало оружия культа зверя. Да и от тех самых папуасов, что жили там тысячелетиями раньше остались по большей части их ассимилировавшиеся потомки.

У папуасов были сотни этнических сообществ, зачастую с разными языками или их диалектами. Это объясняет путаницу с большим количеством названий одного и того же оружия, а не только керамбита. В мифологии папуасов много места уделяется полуживотным-полулюдям, что также нашло отклик в их многочисленных культах. Из тех описаний, что я нашёл, я выделил три культа, связанных с тиграми:

• Промысловый культ. Исповедуется некоторыми племенами до сих пор. Это ритуал магического оживления убитых ранее животных для помощи в охоте. «Оживление» идёт через фрагменты костей, клыков и т.п., а также через предметы, символизирующие животного. Часто таким «помощником» выступал тигр, как абсолютный хищник архипелага.
• Культ поклонения. У некоторых племён тигр считался предком их рода и ему поклонялись, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в виде жертв, обрядов и т.п.
• И, наконец, оборотничество. Подобное есть у множества народов, от берсеркеров до общества леопарда. Всегда хочется, чтобы зверь помог тебе в бою. Часто такая помощь вызывалась сложными ритуалами и боевыми плясками.

Для любого из этих культов могли сделать нож-коготь. Вряд ли он имел тот вид, который мы сейчас представляем. Облик ножа мог эволюционировать. Исходя из того, что нож мог изначально быть просто фетишем, а скорее всего так и было, то возникновение культового ножа могло быть связано с эволюцией самого культа.

Когда это произошло? Думаю, что если рождением ножа считать непосредственный переход от фетиша к ритуальному ножу, то это был период между Железным веком и формированием на территории Малайского архипелага мощных государств. Т.е., это период примерно от 1-го до 5-го века н.э. По территории – острова Индонезии. Конечно, сейчас об этом можно говорить лишь относительно.

В дальнейшем керамбит эволюционировал в экзотическое оружие и имел ограниченное хождение на территориях султанатов Малайского архипелага.
Существует мнение, что керамбит использовали в комплекте с ядом. Скорее всего, это относится к более поздним версиям ножа, но не тем первоначальным, ритуальным. Папуасы, как мы уже рассуждали, имели другое оружие. Впрочем, яд они использовали, хоть и не часто. Обычно им смазывали наконечники стрел. В целом же, в тропическом климате и едва ли не первобытном строе, яд для убийства человека не очень-то и был нужен, так как любая мало-мальски серьёзная рана убивала, пусть и со временем.

Керамбит используется в боевых искусствах Малайского архипелага. На сегодняшний день на здесь существует два направления боевых искусств. В Малайзии и Индонезии это Пенчак-Силат. Это современная система боя, где много внимания уделяется холодному оружию. Система объединяет эффективные приёмы множества старых техник. Учитывая, что у каждого племени была своя система рукопашного боя, связанная в первую очередь с оружием, а уже во вторую без него, создание определённой «общей» системы было наиболее эффективным решением. В том числе в этом боевом искусстве толика внимания уделяется керамбитам. На Филиппинах своя система, тоже современная и разработанная в течение последних ста лет, Пекити-Тирсия Кали. Она также направлена на работу с оружием в первую очередь. Некоторые школы этого направления также работают, в том числе, и с ножами типа керамбита. Керамбит в этих видах боевых искусств, скорее, используется из-за возможного относительно скрытного ношения ножа, при этом достаточно эффективного для своих размеров в жарком климате, при условии должного уровня владения им.

Возвращаясь к теме обрядов в Индонезии и Малайзии, стоит заметить, что их влияние на культуру велико и по сей день. На территории этой части архипелага существуют множество тайных союзов, связанных с древними культами – например, Дук-Дук, Ингиет, Ташате. Это нельзя назвать просто союзами, это, скорее системы союзов, возможно, связанные между собой. Существует и открытый союз – Сукве, связанный с тайными союзами. Культы, проводимые этими союзами – широкое поле для исследователей, правда, пока безуспешное.

Керамбит же на сегодняшний день является широко разрекламированным ножом для самообороны. Несмотря на эту рекламу, в которой он преподносится простым и доступным для овладения оружием, на мой взгляд, это немного не так. Керамбит требует определённой техники, тренировок и сложнее в неопытном использовании, чем обычный нож. К тому же если доведётся работать им против нормального ножа, преимуществ он не даст. Также керамбит нормальных эффективных размеров сложно размещать на себе для ношения. В плюсе у керамбита, при нормальной подготовке хозяина, высокая эффективность против нескольких невооружённых противников. При этом в работе очень важна скорость нанесения ударов и умение делать их связки. Также радует то, что холодным оружием керамбит не является, что может быть очень удобным. В отличие от нормального ножа керамбит не удлиняет руку и не увеличивает зону поражения, он руку лишь вооружает, что накладывает свой отпечаток на технику владения данным инструментом.

Используемая литература и источники:
1. Большая Советская Энциклопедия.
2. The Encyclopedia of Malaysia: Early History.
3. История Филиппин – острова ЮВА и Полинезии, профессиональное историческое сообщество «Свиток», статья Ронина от 20 августа 2013 года.
4. Н.Н.Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.
5. Helmut Hemmer (1971). «Fossil mammals of Java. II. Zur Fossilgeschichte des Tigers (Panthera tigris(L.)) in Java».
6. Кулланда С.В. История древней Явы. Отв. ред. Д.В. Деопик, Ю. Сирк. М.: Наука, 1992.- 220 с.
7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.