Преодоление бродов в паре и стенкой

Преодоление бродов в паре и стенкой

В этой статье я изложу некоторые отдельные моменты переправы вброд "стенкой" через реку.

Про переправу с альпенштоком я писал уже здесь. На более серьёзных бродах при движении группой приходиться применять иной вариант переправы - по двое, трое и больше. Обычно такой метод называют "стенка". О некоторых аспектах такого метода мы сегодня и поговорим.

Какие именно параметры реки реки на броде нас должны интересовать в первую очередь? Глубина брода и скорость течения потока. Оба этих показателя будут формировать силу, которая будет стараться смыть нас прочь с места брода.

Оба показателя являются важными. От глубины брода будет зависеть давление на нас, т.е., чем большая площадь того, кто переправляется, будет противостоять потоку, тем большая сила на него будет воздействовать. Другими словами, важна проекция тела в воде относительно направления потока. Зависимость от этого прямая и ниже я ещё остановлюсь на этом подробнее.

Вторым показателем является скорость течения. Зависимость квадратная. Т.е., возрастание скорости потока даже на относительно небольшую величину может значительно увеличить силу потока. Именно поэтому лучше перейти глубокий брод, но с тихой водой, чем более мелкий с очень быстрой. Тем не менее, не всякий глубокий брод имеет на всём протяжении слабое течение, плюс вообще в горной реке скорость потока по руслу реки распределяется крайне неравномерно.

Рассмотрим некоторые эпюры, которые я взял из учебника "Водные пути и гидротехнические сооружения".

В верхней части рисунка показана эпюра распределения средних скоростей течения на вертикалях по ширине реки, а пунктиром – величина средней по живому сечению скорости течения.

Как видим, при средней скорости течения в 0,5 м/с реальная скорость потока на отдельных участках может достигать 0,6 м/с, а в поверхностных слоях (в которые заглубится наш рюкзак при глубоком броде) и того больше. Частой ошибкой даже опытных групп является недооценка увеличения скорости потока в более глубокой части стрежня водной преграды. Т.е., группа вполне нормально проходит большую часть брода, а потом попадает в небольшую ямку, которая, может быть, всего на пять-десять сантиметров глубже, чем предыдущая часть, но при этом ещё и скорость течения возрастает на 10-20%, а силу-то, которая норовит нас смыть, она формирует квадратной зависимостью...

Примечание: максимальная глубина реки на эпюре чуть больше трёх метров, но суть от этого не меняется, приведённые закономерности сохраняются и на менее глубоких реках.

Рассмотрим ещё одну эпюру:

 В каждом конкретном случае распределение скоростей течения по вертикали и по ширине русла зависит от условий движения воды на участке. Обычно максимум поверхностных скоростей потока и наибольшие средние скорости течения на вертикалях наблюдаются в районе максимальных глубин в живом сечении русла. На перекатах эпюра средних скоростей течения выравнивается по ширине реки по сравнению с плесовыми лощинами. Наибольшая неравномерность распределения скоростей по ширине реки наблюдается на участках поворота русла. В этом случае максимальные скорости течения сосредотачиваются у вогнутого – прижимного берега реки. На рисунке приведены эпюры распределения средних на вертикалях скоростей течения на перекатном участке реки.

Анализ распределения скоростей течения по ширине реки показывает, что на стрежне потока, в наиболее глубокой части русла, фактические скорости течения воды всегда больше, чем средние по живому сечению.

Тут ещё такой момент, что скорость течения рек на картах Генштаба являются как раз средними, также как скорость течения на обозначенном броде является средней и для среднего же уровня воды. Глубина брода приводится тоже для среднего уровня воды.

Почему может ощутимо увеличиваться скорость воды при большом её уровне?

Дело в том, что величина уклона воды изменяется по длине реки вследствие чередования перекатов, плёсов и порогов. В обычный период практически все падение свободной поверхности воды в реке сосредотачивается на порогах и перекатах, где наблюдаются наибольшие уклоны воды. В свою очередь, плёсовые в это время находятся в подпоре от нижележащих перекатов и порогов. Подпор обуславливает относительно малые значения уклонов свободной поверхности на этих участках рек.

Вторым фактором, от которого зависит уклон свободной поверхности, является величина наполнения русла. Так как она меняется в течение года, то происходит изменение уклонов воды. С ростом уровней воды в реке влияние перекатов и порогов на уровенный режим уменьшается, и это приводит к ослаблению неравномерности изменения уклонов по длине. Средние уклоны свободной поверхности в реке при этом возрастают и в итоге скорости потока увеличиваются. Это хорошо видно на штатных бродах, расположенных перед порогами - если в среднюю воду подпруживание позволяет перейти без проблем, то стоит уровню воды превысить определённую планку, как весь поток начинает бешено сливаться.

При бродах через воду, уровень которой стоит выше среднего - а в горах колебания воды могут быть довольно резкими - задачей группы стоит не только найти визуально удобное место для преодоления препятствия, но и оценить безопасность прохождения с учётом возрастающей мощности потока. Максимум мощности потока может прийтись на участок всего лишь полметра-метр пути, но этот участок может оказаться непреодолимым, а вернуться обратно у группы может просто не хватить сил.

В общем и целом делаем вывод - при ширине реки от нескольких метров визуально с большой точностью определить скорость течения на середине реки и в районе противоположного берега, как и глубину, фактически невозможно.

Вернёмся к площади тела, которая подставляется потоку. Чем глубже брод, тем площадь выше. При бродах ниже середины бедра залогом устойчивости являются масса тела и сила мышц ног. Некоторую лепту вносит и рюкзак - так как эта зараза смещает центр тяжести, то чем тяжелее он будет, чем неправильнее будет набит в отношении оптимального центра тяжести, тем сложнее будет перемещаться при повышении уровня воды, тем сложнее будет восстановить равновесие в случае его потери и тем сложнее будет напарнику нас удержать.

При дальнейшем росте уровня воды возникает большая проблема - нижняя часть рюкзака опускается в воду. Площадь воздействия потока на переправляющегося возрастает значительно и сразу. Так как сей момент часто связан с тем, что участник попадает в ямку... где согласно эпюрам, приведённым выше, скорость потока возрастает, то часто это приводит к смыву переправляющегося или переправляющихся.

Таким образом, при росте уровня воды на первое место начинает выходить рост. В последнем моём походе, где мы дважды проходили брод с большим трудом, на грани и с риском, разница в росте с моим напарником была девять сантиметров не в мою пользу и это было весьма чувствительно. На каждом броде мой рюкзак оказывался в воде, а у него нет и двигаться ему было гораздо проще. При этом мой рост составляет 174 сантиметра. Низкорослые участники, ростом менее 160 см, фактически не имели бы шансов перейти такой брод именно при таких обстоятельствах.

Одежда при переправе в брод играет опосредованную роль, которая, впрочем, может оказаться той самой соломинкой. Например, при бродах по пояс заправленная в штаны куртка несколько снижает воздействие потока воды по сравнению с положением "навыпуск" и при открытых карманах.

Очень не рекомендую переходить сложные брода без одежды, обуви  и без термобелья под ходовыми штанами. На преодоление сложного брода, которое проходит на грани, даже при ширине реки в два десятка метров может уйти несколько минут, с длительной задержкой на стрежне, где буквально приходиться бороться за каждый сантиметр пути. В таких условиях грамотная одежда позволяет снизить риск переохлаждения фактически до ноля.

Итак, мы заходим по намеченному броду парой. Пары всегда следует разбивать по принципу слабый/сильный. Т.е., в пару с низкорослым участником небольшого веса всегда следует ставить его антипода. Если сложные переправы подразумеваются в походе ещё на стадии планирования, то это должно отображаться на подборе участников для похода.

Примечание: я сознательно опускаю здесь наведение переправы с помощью перил, так как статья не об этом. Во-первых, не у всех групп с собой есть верёвка (а в группах в два участника от неё при переправе и вообще толку ноль), а ситуация с большой водой может возникнуть едва ли не на ровном месте; во-вторых бывает и так, что опор для перил в месте брода попросту нет. К тому же если всё же перила будут наводиться, то силы, воздействующие на первого участника всё равно будут теми же, что я описал выше. О наведении иных видов переправ я в дальнейшем сделаю ещё статьи.

 Итак, первый момент - куда ставить более слабого участника, выше по течению или ниже, по отношению к сильному?

Как ни крути, а ставить всё равно его необходимо выше по течению. Почему так?

Да, двигаться в кильватере напарника значительно проще, но это работает временно. Как только глубина возрастает выше середины бедра, "слабого" начинает смывать. Выглядит это следующим образом - при перемещении он неминуемо начинает смещаться вниз по течению, понемногу, но увеличивая разрыв с напарником. В конце концов его просто отрывает от дна а цепляющиеся за напарника руки работают как рычаг.

Если он стоит выше по течению, то он опирается на более "сильного". Даже в случае заваливания у него есть шанс опереться на напарника и восстановить равновесие. Восстановление равновесия при положении ниже по течению при смыве невозможно.

Перемещаться за защитой более сильного, т.е., ниже по течению, можно только детям и ослабленным участникам, при этом глубина брода и сила течения должна на всём протяжении подразумевать одновременное движение и иметь относительно небольшие показатели.

Движущемуся ниже по течению "сильному" идти легче, чем "слабому", и тем легче, чем выше скорость течения. Но он при этом для "слабого" играет роль точки опоры.

Итак, движение осуществляется одновременно, участники идут под руку, часто даже держась двумя руками друг за друга. Движение должно быть неторопливым, но равномерным и под счёт. Считает кто-то один: "раз-два, раз-два".

Если скорость течения и глубина возрастают, то пара переходит на поочерёдный тип перемещения.

Крепко держась друг за друга, они продвигаются поочерёдно. Пока один крепко стоит, второй перемещается чуть-чуть дальше и занимают устойчивую позицию. При переправах на грани найти такую позицию сразу не всегда удаётся и напарник должен помогать товарищу не сорваться. Если в поочерёдном движении "слабый" будет ниже по течению, его снесёт неминуемо, так как при перемещении "сильного" вперёд он выпадает из участка с низкой скоростью на участок с более высокой, чем вообще на данном участке, так как попадает сразу на срыв потока от участника выше по течению. Это ещё одна из причин, почему "слабый" должен быть вверху.

"Сильному" снизу тоже приходиться несладко - во-первых он всё время должен служить опорой для верхнего, во-вторых при этом он тоже всё время на струе.

Грубых ошибок две - уход нижнего участника ниже по течению, что лишает верхнего вразумительной опоры, а также разворот лицами друг к другу, что сразу в два раза увеличивает площадь для воздействия потока и фактически равно самоубийству при большой мощности воды в русле.

При переправе втроём самого слабого ставят в середину "стенки", счёт обычно ведёт он. Поочерёдное движение осуществляется по такому же принципу.

При переправе вчетвером сильные ставятся по краям. при переправе большей группой фактически исчезает возможность поочерёдного движения, так как края "стены" не слышат друг-друга из-за ревущей воды, а передвижение может осложнятся камнями на дне. На мой личный взгляд, преодоление сложных бродов лучше производить небольшими "стенками" максимум по три-четыре участника.

Переправившаяся "стенка" всегда в меру своих возможностей должна организовать посильную страховку следующей "стенки", например на косе или большом камне, чтобы попробовать помочь в случае самосплава товарищей.

В любом случае сложные брода на реках с сильным течением стоит рассматривать только как вариант "нет выбора". Стоит хорошо подумать, стоит ли в них соваться и рисковать своей жизнью. При самосплаве по горной речке без спасжилета и каски, а также без страхующих ниже товарищей, вероятность погибнуть будет весьма высока. При планировании одиночных походов также следует учитывать, что возможности одиночки на переправах всегда ниже, чем у двойки, тройки или квада, тем более, если одиночка имеет скромные вес и рост.

 Дополнительные ссылки по теме:

Переправа вброд: одна лямка или две?

Leave a Reply