Снеговая или лавинная лопата — какие бывают и как выбрать

С одной стороны, простая штука, с другой стороны, когда выбираешь, фиг в них разберёшься 🙂

Настоящая статья в фотографиях объяснит, какие они бывают по материалам и форме, и какие для чего лучше использовать.


Зачем нужна

Зимой лопата нужна минимум два раза в день. Вечером закопаться, утром откопаться. Джиперы, снегоходчики и горнолыжники/сноубордисты закапываются чаще, причём без помощи лопаты, но выкапываются только с помощью них и других таких же больных товарищей.

Сколько нужно лопат

При покатушках, когда однозначно необходимо лавинное снаряжение, лопата нужна каждому. На один снегоход в горах приходится одна лопата. На маленький джип одна-две, на большой - по одной на каждого члена экипажа. В зимнем туризме в горах я бы настоятельно советовал бы иметь по одной лопате каждому участнику. Если это не горы, то 1-3 на группу.

В горы часто группы берут всего одну для экономии веса, но по закону подлости лавиной закапывает  именно того участника, который нёс лопату. Если лопаты было две, то вторая ломается в момент откапывания того, кто нёс первую.

Материал совка

Основные материалы, которые можно встретить на рынке: пластик, пластик+алюминий, алюминий.

На фото слева - Arva Shark, с совком из поликарбоната (пластик). Режущая часть у неё усилена полосой алюминия. Справа - Arva Snow Eco, с алюминиевым совком.

На фото слева - CAMP Crest с полипропиленовым совком, а справа Ortovox Economic с совком из поликарбоната.

В чём разница? Поликарбонатный совок не пригоден для плотного снега, тем более льда и крайне не любит встречи с камнями. Копать им можно только более-менее рыхлый снег.

Усиление поликарбоната в режущей части с помощью алюминиевой пластины реально помогает.

Лопата при этом живёт дольше, а пользователь чуть меньше матерится.

Если ли у поликарбоната преимущества перед алюминиевым совком? Почти нет. Лопаты с поликарбонатным совком не дешевле и не легче, чем алюминиевые.

По весу можно сравнить совки:

Ortovox Economic - 380 грамм

Arva Shark - 385 грамм

Arva Snow Eco - 295 грамм

Площадь поверхности у них примерно одинакова, но разница в весе налицо. При выборе, какую лопату брать, с поликарбонатовым или алюминиевым совком, кроме субъективного восприятия красоты, выбор поликарбоната я понимаю слабо.

Единственное, где я делаю скидку - относительно влажный снег при околонулевых температурах. Как ни крути, на поликарбонат подлипа никакого нет, а на алюминий пусть и минимальный, но есть.

Копать жёсткий снег поликарбонатом не получается как в силу того, что совок сам по себе не очень жёсткий, плюс он ещё и толстый, чтобы сразу не сломался.

Делаем вывод: если копать только рыхлый, пухлый и местами влажный снег, то поликарбонат пойдёт. Если нужен универсальный вариант, если встретится жёсткий снег и если надо будет откопать или закопать друга из лавины, то лучше всё таки алюминий.

Совки из пропилена стоят на лопатах для соревнований. Они тоньше и при этом не хрупкие при такой толщине. На соревнованиях важен каждый грамм веса и лопаты из пропилена для этого подходят отлично.

Вес совка у CAMP Crest всего 155 грамм. Правда и размер совка небольшой. Но, алюминиевый совок таких же размеров, но без бортов (то есть лопата больше штыковая) весит всё равно больше - меньше 170 грамм фактически не найти.

Перейдём к экзотике.

Стальные совки на аутдор лопатах сейчас можно встретить, пожалуй, лишь на китайских нонейм, да в автомобильных магазинах. У лыжников я такие вижу периодически. "Вес - это надёжность". Такой лопатой можно обороняться на стенах крепости или вырубить слона из мокрой лавины. Переноску лучше доверять людям, родственным лосям. Со стороны леопардов могу заявить, что мы таких подвигов стараемся избегать.

Лопату с карбоновым совком изготавливает фирма Komperdell. Совок армирован сталью. В лапах я эту радость не держал, прокомментировать конкретно её не могу. Народом широко транслируется мнение, дескать ударов он не выдержит и сломается, но я на этот счёт не уверен. Если лопата грамотно сделана и сырьё было настоящим, то надёжность будет сравнима с алюминиевым вариантом. Вес полностью карбоновой лопаты действительно низкий - в полтора раза меньше, чем у аналогичного по размеру алюминия.

Что касается стереотипов - лопнувших от мороза брендовых пластиковых лопат я тоже не видел 🙂

Также можно встретить в походах и на прилавках вот такое

Это Kong Snow Nylon. Все плюсы её заключаются в удобстве переноски и полностью заканчиваются во время работы с ней.

Форма совка

Все производители делают по своему, но лично я условно все формы делю на три категории - непосредственно совок, полуштык и штык.

Сверху слева Arva Ultra, справа Pieps Racer, снизу Arva Access.

Arva Access - это классическая совковая лопата.

Pieps Racer полуштык - края листа, формирующего совок, загнуты меньше.

 Arva Ultra - штык, загнутый край почти отсутствует.

Самыми последними копать с высокой производительностью не получится, зато они лёгкие - легче полноценного совка на сто грамм. Плюс меньшие и удобные габариты. Для сноубордистов/лыжников это удобно и часто вполне достаточно.

Полноценный совок бесценен, когда необходимо откопать машину или снегоход, расчистить бивак, выкопать снежную пещеру - в общем там, где объём перемещаемой массы значителен. И чем хуже погода и выше высота над уровнем моря, тем больше такой совок приятен.

Полуштык лучше работает с жёстким снегом, из него в теории получается более надёжный снежный якорь, а ещё им можно помогать с блоками при строительстве снежных иглу. А ещё он легче на 50 грамм.

Лично я предпочитаю большой совок, так как в моих походах приходится много копать и закапывать. Полуштык больше подходит для альпинизма и катальщиков по склонам, им ловчее делать снежный тест и копать плотный снег в попытке найти своего товарища, прокатившегося на отвалившемся карнизе.

Что ещё интересного может быть в совке

На совке лопаты могут быть отверстия для превращения его в снежный якорь или в элемент спасательной конструкции. А может этих отверстий и не быть.

Ещё совки могут оснащаться ребрами жёсткости, как на совке слева. Толк от рёбер жёсткости есть, если мы возимся с очень плотным снегом.

Ещё есть вот такие варианты рабочей части:

Эта лопата имеет длинное название Brooks-Range Shark T Compact Ext Shovel, красивые и умные рисунки на совке, а также зазубренное лезвие. И длинное название, и рисунки, и зазубрины полезного на практике ничего не дают.

Материал черенка

Эпоха дерева на черенках лавинных лопат закончилась и теперь почти все лопаты имеют алюминиевый черенок. Всё чаще появляются и варианты с карбоновой рукоятью.

Карбон выигрывает по весу и к нему не примерзают руки. Если карбоном не лупить по каске напарника, по голове медведя, по камням и деревьям, а также не использовать как лом, то никаких проблем с ним нет. На моей нынешней лопате карбоновая рукоять и пока сломать мне её не удалось, хотя мой рюкзак очень любит полёты в набитом состоянии.

На фото вверху карбоновый черенок, внизу алюминиевый. При схожем внешнем диаметре и круглом сечении, при одинаковой пластиковой рукоятке, алюминиевый тяжелее на 25 грамм при длине меньше на 3 см. Выигрыш небольшой и имеет смысл только тогда, когда совок тоже полегче, тогда и суммарная экономия набегает.

Телескоп или не телескоп?

Ручки для лопат могут быть раздвижными. На фото черенки от лопат Pieps. Простой длиной 50 см, телескопический в разложенном состоянии 72 см. Копать однозначно удобнее более длинным.

Для снегоходчиков и джиперов однозначно лучше телескоп. Многие катаются с телескопами и на склонах. Меня обычно жаба душит за вес. Простая ручка, что на фото, весит 215 грамм, а телескопическая 355 грамм. Если не критично, то лучше телескоп. Тому, кто борется за вес, думаю советовать не стоит, и так всё понятно.

Ну и да, лопата с телескопической ручкой дороже 🙂

Сечение черенка

В основном есть два варианта - круглая или овальная. На удобство непосредственного копания не влияет, влияет только на удобство приведения в действие. Овальная ручка не вращается в крепеже лопаты, а значит не нужно ловить совмещения защёлок и отверстий в них. Тут, наверное, дело предпочтения. Я на скорость ничего не копаю, потерю нескольких секунд при встёгивании черенка в лопату тоже страшной не вижу.

Иногда встречается треугольная в сечении, она тоже не вращается, но держаться за неё менее удобно.

Ручка

Обычно бывает Т-образная, Г-образная и D-образная.

С моей точки зрения наиболее удобный и универсальный вариант - г-образный, который посередине на фото. Им удобнее работать и в перчатках, и в рукавицах, он почти не влияет на вес. Единственный его недостаток - ручка мешается при размещении внутри рюкзака. С этой стороны идеален т-образный вариант. D-образный отлично подходит для откапывания снегохода или джипа, он самый рабочий и удобный, но и лишние граммы тоже прибавляет.

У лопаты Pieps Shovel C 720 вот такая рукоять:

Это дань моде и попытка продать за счёт футуристичности дизайна. Удобство на мой взгляд у таких слабоватое.

Что ещё бывает у лопат?

У большинства лопат рукоятка голая, что для нашего климата в буквальном смысле слова айс. Реже попадаются лопаты с пробковым или иным покрытием рукояти. Я обычно решаю проблему термоизоляции банальным лейкопластырем. Если вес не критичен, можно обмотать часть черенка разрезанной велосипедной камерой.

Сочленение узла, куда вставляется черенок, обычно сварное

Этот вариант предпочтительнее заклёпочного, так как крепче. Также на этом фото видно, что черенок не имеет упора. В эксплуатации разницы нет, но некоторые считают, что вставлять удобнее, когда такой упор есть.

Исхитряясь с узлом фиксации, умудряются даже добиться отсутствия люфта... пока лопата новая.

Есть варианты, когда пользователю не нужна давить пальцами на фиксаторы, чтобы они утопились и сами зашли в совок и там сами же защёлкнулись где надо.

Это просто элемент удобства.

Транспортировка лопаты - отдельная песня. Обычно черенок путешествует отдельно, совок отдельно, а на биваке они уже объединяются вместе. С завидной периодичностью у них случается тотальный развод и несчастный пользователь потом начинает обзванивать магазины с вопросом, можно ли купить отдельно совок или черенок взамен своей одинокой половинке.

А вот лопата Arva Shark позволяет переносить её в сложенном виде

Для варианта её подвеса снаружи рюкзака не так уж и плохо и в этом даже что-то есть.

Кроме перечисленного существуют лопаты, в рукояти которых есть снежная пила (Pieps Pro +) и даже открывашка для пива. Закапываешь так палатку, отпил пивка, вздохнул, и копаешь себе дальше. Буржуи, одним словом 🙂

Выводы

Как видим, несмотря на кажущееся разнообразие, предназначение лопаты одно - копать. Насколько хорошо она должна копать именно у вас - и есть главный критерий выбора.

Определитесь, для какого приоритетного направления деятельности вы её покупаете - откапывать машину или снегоход, копать бивак и пещеры в туризме, кататься с ней на случай именно лавинного применения, или вы её будете использовать лишь на соревнованиях. Определите, насколько вам критичен вес.

Не гонитесь за наворотами, если пытаетесь сэкономить. У многих брендовых производителей есть дешёвые модели из алюминия и они ничем не хуже по главному функционалу - раскапыванию снега.

Оставить ответ