Особенности конструкции современных снегоступов

Статью я посвящу разбору разных конструктивных элементов современных снегоступов, продолжая цикл тематических статей на тему снегоступинга. Все задумки производителей я вместить сюда не смогу однозначно, только в меру своего опыта, но надеюсь что и эта информация окажется для читателей полезной.

Также в статье я коснусь вопроса размеров снегоступов.

Классически снегоступы представляют собою деревянную раму, между элементами которой пропущены полосы шкуры или кожи.

Принцип работы, думаю, понятен - мы уменьшаем давление на единицу площади снега.

С развитием технологий деревянный каркас сменился на алюминиевый, также появились и модели снегоступов с пластиковой декой, на которую крепятся все остальные элементы - кошки, крепления и различные мелочи, повышающие удобство использования - подпятник, например.

На фотографии, справа налево - деревянные, две пары снегоступов с алюминиевой рамой и две пары с пластиковой декой.

Деревянные снегоступы выпускаются до сих пор. Компания GV изготавливает 6 моделей деревянных снегоступов, так называемых "традиционных". При этом максимальная длина деревянных составляет 140 см, что фактически делает их прямым аналогом тех снегоступов, что изготовлялись аборигенами, причём аналогом не только конструктивно, но и по размерам.

Деревянные снегоступы бесшумные и лёгкие. При тех же размерах они в полтора раза легче снегоступов на алюминиевой раме. Собственно, это основная причина, почему снегоступы на алюминиевой раме ограничены по размеру. Охотничьи GV Wide Trail размера 12*42 дюйма весят каждый почти 1,7 кг. Таскать весь день такой вес на ноге - прибавим сюда вес обуви, гамашей и носков - достаточно утомительно. Разница в весе делает деревянные снегоступы при необходимости больших размеров более предпочтительными.

Другой вопрос, что прочность и надёжность качественно изготовленных снегоступов на алюминиевой раме и с натянутым на неё современным материалом, схожим с ПВХ, гораздо выше. Если приходиться перелезать через деревья и камни, выдалбливать ступеньки в насте и вообще есть сомнения в том, что со снегоступами не удастся обращаться бережно - то есть мы, применительно к нашей стране говорим о большинстве случаев - по моему имеет смысл смотреть  только на алюминиевые.

Почему я заговорил о качестве? А потому что, казалось бы, одинаковые с виду снегоступы, изготовленные разными производителями, могут иметь резко контрастирующую друг с другом надёжность. В одном из моих походов мой напарник на своих снегоступах сломал всё, что только можно, не потому, что сам старался, так как удовольствие посвящать ремонту каждый вечер и минимум полчаса днём, на морозе и ветру, сомнительное. Просто так сделаны. Низкое качество материалов - от ремешков и основы крепления, до заклёпок и рамы.

Подняв и озвучив тему качества изделий, далее я подразумеваю только сравнение и описание качественных изделий, изготовленных внятными и зарекомендованными производителями, а не по типу, что "я купил" Made in China и у меня они сломались. Проблемы таких изделий, в том числе и тех, которые заказывают под изготовлению наши отечественные фирмы, в нестабильном качестве. Могут достаться "хорошие". А могут и "плохие". 

Снегоступы с пластиковой декой обладают наибольшей прочностью, а также возможностью крепить к ним любые полозья для удержания на склоне, любые кошки и шипы, а также использовать рёбра жёсткости как элементы для удержания на склоне.

Пластиковые снегоступы очень зацепистые, но ещё они тяжёлые - в полтора раза тяжелее, чем снегоступы с алюминиевой рамой. Поэтому пластиковые снегоступы в массе своей изготовляются сравнительно небольшими и используются для альпинизма и там, где преобладает наст. Часто они позволяют проходить такие уклоны, где владелец снегоступов с алюминиевой рамой уже вынужден был бы переобуться в кошки.

Рама может быть выполнена как из труб, так и из полос металла.

Трубчатая рама при прочих равных несколько надёжнее за счёт большей общей жёсткости конструкции; меньшего количества соединительных элементов; более оптимального перераспределения нагрузки на изделие во время эксплуатации - заклёпки и болты на раме из полос часто работают на срез.

Зато рама из полос сама по себе является большой кошкой, прекрасно фиксируясь на склонах с жёстким снегом, причём фиксация происходит при любом положении снегоступов. Траверсировать склоны на таких снегоступах легче, чем на трубчатых, и по общей "цепкости" они приближаются к грамотным изделиям с пластиковой декой.

Для снегоступов характерна своеобразная проблема их габаритов. С одной  стороны, их берут потому, что они гораздо меньше, чем лыжи, за счёт чего в некоторых регионах с ними удобнее работать. С другой стороны, от законов физики никуда не денешься, чудес не бывает, и чем больше размер площадки, тем меньше человек будет проваливаться в снег.

Возникает диссонанс. Нам нужны небольшие мобильные приспособления, но в этих случаях они могут оказаться "нерабочими".

В конце концов, мы всё равно упираемся в размер. Для районов с пухлым мягким снегом нам нужны большие снегоступы; для районов с преобладающим жёстким настом предпочтительнее небольшие - в них гораздо удобнее передвигаться.

С моей точки зрения, на каждом виде снега разные по конструкции снегоступы одного размера держат по разному. Субъективно я распределил бы их в следующем порядке, от лучшего к худшему:

Мягкий пухлый снег:

  1. Деревянные
  2. С алюминиевой трубчатой рамой
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

Снег с тонким, легко проламывающимся настом:

  1. С алюминиевой трубчатой рамой
  2. Деревянные
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

(Но если всё же приходиться чисто тропить по легко проламывающемуся насту, то в пластиковых это делать удобнее всего, по-моему)

Плотный хороший наст, ровная поверхность, оцениваем скорость и лёгкость передвижения, а также вероятность провалиться:

  1. Деревянные, с большим отрывом
  2. С пластиковой декой
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. С рамой из полос

Плотный хороший наст, уклоны, оцениваем безопасность движения, скорость подъёма и траверса.

  1. С пластиковой декой
  2. С рамой из полос
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. Деревянные

Причём удобство лучших, но более маленьких снегоступов, может перевешивать большую площадь снегоступов, конструкция которых менее подходит для данного вида снега.

Маленькие снегоступы гораздо мобильнее, чем большие. Вопрос увеличения площади опоры некоторые производители решают за счёт разных ухищрений.

На фото дополнительная площадка к снегоступам MSR. Она подходит ко всем снегоступам с рамой, к снегоступам с пластиковой декой есть свои площадки. Компания позиционирует свои снегоступы как "мобильные". Захотел повысить площадь, пристегнул площадку.

Другой вариант, реализуемый на снегоступах с пластиковой декой, это своеобразный трансформер, когда площадка не отстёгивается, но выдвигается из рабочей части. Пример: CAMP Snow Cube.

Выдвижная площадка снегоступов прибавляет им 14 сантиметров длины - на пухлом мягком снегу абсолютно бессмысленная прибавка в рациону, но зато если толщина наста уменьшается, такое приспособление может сильно облегчить жизнь хозяину.

Кроме того, размеры снегоступов критичны для переноски их на рюкзаке. Размер 12*42 уже крепить на рюкзак фактически нереально.

10*36 на столитровом рюкзаке смотрятся так:

Будучи закреплёнными на боках рюкзака, их габариты выходят по высоте за пределы столитрового баула.

Неудивительно, что те же самые пластиковые MSR и прочие "плоские" модели популярны среди альпинистов, так как в силу своих размеров не мешают на любом рюкзаке.

Перейдём к креплениям. Вначале стоит отметить разницу между жёстким и мягким подвесом узла крепления относительно рамы или деки.

Как видно на фотографии, реализация может быть разной. Каждый производитель крепит узел по своему, вариантов не счесть, я привёл лишь принципиальную разницу. В одном случае крепление имеет только одну свободу и только относительно вращения вокруг штифта, то есть работает лишь носок ботинка. Во втором варианте узел крепления обладает куда большей свободой, нога может становиться под некоторым углом к раме. Оба варианта имеют свои плюсы.

Жёсткий узел крепления повышает мобильность, с ним гораздо проще работать на склонах с жёстким снегом, перелезать через камни и деревья. В основном такой узел используется для горных снегоступов. Если же рассматривать частные варианты, то компания GV использует такие решения на больших охотничьих снегоступах, чтобы ими было легче управлять.

Узел с "мягким" креплением хорош для более рыхлого снега, так как позволяет сглаживать неровности под снегом, например, когда мы проваливаемся в снег, а под ним находится дерево, камень или кочка. Такое сглаживание значительно снижает нагрузку на голеностоп и колени (при правильных ботинках) и снижает опасность травматизма. Чем больше снегоступы по размерам, тем меньше необходимо такое сглаживание на описанной местности, так как большая площадка предоставляет большую же площадь опоры и сама по себе служит некоторым компенсатором.

Реализаций крепления снегоступов к ботинку великое множество, хотя чаще всего используются ремни, просто вариантов их затяжки и фиксации настолько много, что все просто не опишешь.

Самым простым решением является вариант, реализованный на MSR Evo.

Тянущиеся ремни, с примитивной фиксацией. Без усилий снегоступы на лапе не затянешь, но зато, при качественных ремнях (а у меня лично нареканий к MSR не возникло) система очень надёжна, проста и мало весит, обеспечивая к тому же плоские габариты. Нечему обледенеть, сломаться. Если всё же вдруг удастся порвать ремень, то ремонт относительно прост при помощи стропы.

Широко используются на креплениях и стропы с трёхщелёвками, в самых различных вариантах.

Наиболее популярными сейчас, тем не менее, являются пластиковые ремни с трещотками для их затяжки. Такие крепления позволяют надевать снегоступы безо всяких усилий и на любую обувь.

Абстрагируясь от некачественного пластика, которого полно на "не брендовых" изделиях, проблема пластиковых ремней с трещотками заключается в механизме ослабления ремней. То есть затянуть-то можно ремни без проблем, но как потом ослабить в полевых условиях? Ведь в трещотку попадает снег и вода, которые легко превращаются в лёд. Всё, что легко работает в пределах МКАДа, очень неоднозначно ведёт себя на морозе, покрытое льдом и в условиях, когда человек в силу утомления либо не в состоянии контролировать своё усилие (чтобы не сломать), либо вообще не имеет сил ЭТО расстегнуть.

Пример удачного решения:

Тянем "крылья" вверх и ремень легко ослабляется.

А вот в таком варианте обледенелые крепления расстегнуть сложнее:

Здесь необходимо фиксатор как бы отжать в сторону. Сама по себе система фиксации и ослабления куда проще и в чём-то даже удобнее, чем в варианте выше. Другой вопрос, что верхний заточен под использование рукавиц, а вот этот нижний только под перчатки. То есть, выбирая снегоступы, подумайте, как вы будете на морозе расстёгивать крепления и какую штатную защиту рук подразумевает ваш поход.

Не успел, к сожалению, сфотографировать снегоступы с неудачным решением ослабления ремня - там фиксатор откидывался почти на 180 градусов, потом его слегка надо было нажать (как бы на излом), после чего зацеп фиксатора поднимался над рёбрами ремешка и тот свободно расслаблялся. Компактная и простая система, только на морозе пластик дубеет и когда мы на него давим "на излом", он прекрасно так ломается. В каталоге производителя такого решения не нашёл, насколько я понял, крепление уже поменяли на более надёжное.

Чаще всего используется три ремня - два передних и один задний. Это самое универсальное решение на все случаи жизни. Альпинистские варианты с тремя передними ремнями, как на некоторых MSR, предназначены для более жёсткой фиксации на спусках (упора для носка у них нет) . А вот вариант только с одним передним и одним задним ремнём хорош только для прогулок по лесу.

На снегоступах с пластиковой декой крепление ремнями может сочетаться с пластиковыми элементами для лучшей фиксации бота и там количество ремней может быть самым разным.

Важный момент - часто снегоступы рассчитаны под обувь самого широкого диапазона размеров. Но, только по длине. Если вы хотите ходить в снегоступах в массивной полярной обуви или надевать снегоступы на сноубордические ботинки, то не факт, что снегоступы подойдут вам по длине ремней или прорезь под носок бота на снегоступах окажется достаточной. Варианта при покупке два - либо брать с собой бот для примерки, либо надеяться на то, что в магазине продавец знает своё дело.

На склонах возникает проблема соскальзывания. На снегоступах с деревянной рамой и плетёной основой проблема частично решается своеобразным протектором, формируемым плетением. Чем круче склон и чем плотнее снег, тем меньше протектор работает. Так как снегоступы из алюминиевой трубчатой рамы протектора не имеют, то для фиксации на склоне используются кошки.

Как правило, в таких решениях есть передняя кошка и задняя. Чем больше снегоступы заточены под работу на жёстком снегу и на склонах, тем кошки массивнее и более ярко выражены. В лесных вариантах задняя кошка может и вовсе отсутствовать.

Снегоступы с рамой из полос сами по себе являются прекрасным фиксатором на склоне, о них я говорил выше.

Снегоступы с пластиковой декой предоставляют широчайший простор для фантазии производителя. Дека позволяет устанавливать любые направляющие и зубья любых форм и размеров, а также использовать рёбра жёсткости пластика.

Модель INOOK AXM SNS вообще имеет на рабочей части шипы:

Такие шипы бессмысленны на мягком снегу и тонком насте, но отлично работают на склонах с плотным снегом и при пересечении притоков, покрытых льдом. При этом сама конструкция направлена на минимальный подлип.

Упор носка бота на снегоступах сейчас используется довольно часто:

Назначения у него два. Первое - на продолжительных спусках, либо на спусках по жёсткому насту, ботинок не съезжает вперёд. Второе - задний ремень наконец-то начинает работать по настоящему, так как у него появился жёсткий упор, к которому он прижимает бот. Горячая необходимость такой штуки спорна и сильно зависит от общего конструктива крепления. Чаще всего можно обойтись на грамотных изделиях и без него, но удобство упор всё же добавляет.

Подпятник служит для снижения усилий при продолжительном подъёме. Поднимая скобу под пяткой, мы возвращаем бот в более привычное для нас положение, уменьшая амплитуду работы голеностопа и снижая на него нагрузку.

Схема работы и вообще как это выглядит видно на этих фото:

Если речь идёт о походах в горных районах и насте, то штука безусловно удобная, но только в том случае, если конструкция имеет развитые кошки. А иначе снегоступы начинают на насте съезжать вниз и с подпятником тогда становится неудобно. Тропить же вверх по мягкому снегу плохо что с подпятником, что без. Я предпочитаю без.

Фиксатор пятки наоборот, предназначен для жёсткого прижимания подошвы бота к плоскости снегоступа. Эта штука удобна в горах на спусках по насту, особенно когда нужно подолбить ступеньки. Кроме этого, фиксация пятки сразу и резко повышает мобильность, так как в этом случае можно будет ходить хоть в бок, хоть пятиться задом. Особенно хочется этого на больших тяжёлых снегоступах. При обустройстве бивака переоценить фиксатор пятки вообще трудно. Маленькие "плоские" снегоступы с пластиковой декой, кстати, фиксатора пятки обычно не требуют.

Реализация фиксатора может быть разной.

В данном случае дополнительный ремешок цепляется к заднему ремню. Также бывают варианты, где вот такой ремешок дополнительно обхватывает голень.

На снегоступах с пластиковой декой фиксация пятки по своему полёту фантазии переплёвывает даже фантазию в расположении кошек и направляющих.

Такую систему, как на фото, легко включить/выключить палками или ледорубом, но на практике под рюкзаком всем обычно не до этого 🙂

Таким образом, когда мы выбираем снегоступы, всё можно свести к следующим элементам:

Основное:

  • Материал и форма рамы/деки
  • Размер
  • Крепления
  • Кошки

Дополнительное:

  • упор для носка
  • подпятник
  • фиксатор пятки

Leave a Reply