Подробный обзор лыжных креплений Камчатка

Подробный обзор лыжных креплений Камчатка

Официальный сайт производителя: Skibinding.ru

Производитель: Skibinding (Михаил Чайка)Модель:  Камчатка

Вес: 1000 грамм

Основные материалы:         гибкий полимер и алюминий

Особенности:  простые; легко надеть и снять; не требуют специальной обуви; по сравнению с другими универсальными креплениями заявляют большую надёжность.

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Обзор был дополнен 28 марта 2019 года.

Содержание


История создания

Создатель креплений, как и абсолютное большинство упоротых любителей многодневных лыжных походов, изначально пользовался тросиковыми креплениями. Думаю, любой, кто имеет отношение к лыжному туризму, хотя бы примерно представляет себе, что это такое.

К плюсам тросиковых креплений можно отнести их дешевизну и относительную универсальность. Относительная она потому, что предъявляет определённые требования к жёсткости ботинка, чтобы его не сминало натянутым тросиком.

Главным же минусом тросиковых креплений является их низкая надёжность. Даже более свежие "бойцовские" крепления полностью эту проблему не снимают.

По факту, перспектив дальнейшего развития именно таких креплений пока нет, так как в этом случае они потеряют свой универсализм. Отсюда возникла идея создать полностью иное крепление, состоящее из меньшего количества деталей, не зависящее от жёсткости ботинок, максимально универсальное и пригодное для лыжных путешествий любой категории сложности.

Материалы

С 80-х годов прошлого столетия появился целый класс полимеров с достаточно уникальными характеристиками. Идея использовать новые технологии для изготовления площадки крепления нашла выход в сополимере полиимида и фторопласта. В итоге получился полимер, имеющий отличную эластичность. При этом его свойства не терялись при сильных морозах, а долговечность на участке сгиба исчислялась в теории столь большим количеством циклов, что её могло хватить на годы использования.

Полимер был разработан специально для лыжных креплений на соответствующем профилю заводе. Толщина пластин равна 6 мм и рассчитана исходя из оптимального соотношения жесткости к кручению и эластичности.

На данный момент у производителя пока нет сомнений в долговечности креплений. Крепления прошли испытания в походах по Шпицбергену, на Новой Земле, на Камчатке. По словам Михаила Чайки, после следующего успешного цикла походов они планируют установить пожизненную гарантию на работу полимера. На данный момент они с этим не торопятся, так как впечатления впечатлениями - некоторые крепления находили находили уже более тысячи километров - а требуется более глубокая наработка.

Алюминий на креплениях применяется тот, который идёт в производстве морских катеров и лодок, то есть обладает высокой коррозионной стойкостью.

Кроме пластика и алюминия, в креплениях используются стропы для фиксации ботинка и фурнитура Duraflex.

Описание конструкции

Основу креплений представляет собой полимерная пластина толщиной 6 мм, к которой в задней части винтами прикреплена алюминиевая рама для удержания ботинка.

Отверстие в полимерной пластине предназначено для того, чтобы набившийся снег мог беспрепятственно на ходу вытряхиваться вниз.

Для фиксации ботинка применяется стропа и пластиковая фурнитура Duraflex, по надёжности мало уступающая надёжности автомата Калашникова в руках пьяного Деда Мороза - хоть и лучшая пластиковая фурнитура, но сломать по дурости и горячем желании всё рано можно.

Само крепление в своей передней части крепится пятью винтами к лыже. Так как необходимо, чтобы крепление было установлено с некоторым зазором по отношению к поверхности лыжи, то установка проходит через полимерную же проставку.

Алюминиевая пластина служит проставкой, через которую ввинчиваются винты крепежа.

Соответственно, для пяточной части имеется подпятник.

Вся комплектация выглядит следующим образом:

Комплектов винтов два, они разные по длине. Покороче - для подпятников, подлиннее - для фиксации непосредственно самого крепления.

В данных креплениях интересно то, что фиксация ботинка происходит вроде бы полностью, прижиманием стропами всего ботинка к площадке крепления...

... но при этом само крепление сгибается как бы в носке

С одной стороны такая конструкция максимально удобна в отношении комфорта, обеспечивает универсализм и прекрасную циркуляцию тёплого воздуха внутри ботинка (отсутствует требование к узкой колодке и нет пережимания самого ботинка на участках фиксации). С другой стороны, управление лыжами происходит больше с помощью пятки ботинка, что может потребовать привыкания. Также, как понятно уже из фото, это не скитур и для крутых горных спусков такие крепления не годятся. Назначение креплений - большой километраж по более пологой местности и под тяжёлым рюкзаком.

Крепления всё таки по отношению к размеру ботинка не обладают полной универсальностью и размеры полимерной пластины для полярных бот мужика с лаптями медвежьего размера должны быть больше, чем у хрупкой представительницы прекрасного пола, по непонятной ошибке затесавшейся среди зимнего упоротого турья.

То есть, определённая градация креплений по отношению к размерам лап всё же существует и оговаривается с производителем на момент заказа.

Как крепления попали ко мне и где я их использовал

Я искал подходящие универсальные крепления под будущий одиночный трёхнедельный лыжный поход по гольцам Хамар-Дабана. Положение осложнялось тем, что отказываться от экспедиционных полярных бот я категорически не хотел, переходить на скитур считал не по карману, да и бессмысленной затеей, ибо хожу и на снегоступах, в зависимости от региона и характера похода, и покупать дорогой комплект узкой ниши для редкого использования считал неприемлемым. Тросиковые же крепления уже вызывали у меня стойкое отвращение, так как я успел перепробовать любые.

В итоге я приобрёл у Михаила Чайки лыжные крепления новой конструкции, на полимерной пластине. Они были изготовлены конкретно под мои боты Baffin Impact. Цена составила 6900 руб.

Установив крепления, я отправился в одиночный лыжный поход на Полярный Урал, для подгонки и опробования различного снаряжения.

Впоследствии я прошёл на них в феврале 2019 года одиночный лыжный поход по Хамар-Дабану, длительностью 19 дней (и там они сломались).

Установка креплений

Для монтажа требуются прямые руки, неторопливость, инструмент для сверления, мощная крестовая отвёртка или шуруповёрт, опционально 1-2 бутылки пива.

Вся суть сводится к следующему:

Находим центр тяжести, "пристреливаем", сверлим. Устанавливаем промежуточную проставку, потом само крепление, а сверху алюминиевую пластину.

Вначале сверлиться центральное отверстие, завинчивается. Исходя из длины полимерной площадки лыжного крепления смотрим, куда ставить подпятник.

Привинтив подпятник и выровняв крепление, размечаем оставшиеся четыре отверстия и окончательно фиксируем крепёж.

Винты подпятника и площадки разные по длине, важно не перепутать. У меня пива не было, я перепутал 🙂

Существует нюанс с разной толщиной лыж, поэтому винты, которыми комплектуется крепление, могут оказаться слишком длинными. В таком случае их необходимо подрезать, либо сразу оговорить длину винтов при заказе.

Хорошим решением станет посадить винты при завинчивании на фиксатор резьбы. Только не садите на эбоксидку! Во-первых, чревато вырывом крепов "с мясом", во-вторых, никто не гарантирует целостность креплений в походе. Как показала практика, крепы вполне ремонтопригодны, но для этого винты придётся всё же откручивать.

С ботинком крепление смотрится так:

Какие лыжи и ботинки я использовал

Перед Полярным Уралом крепления я установил на фрирайдные лыжи ZAG H112, чем едва не выпилил массовым инфарктом всех коллег на работе, занимающихся горнолыжным катанием, во главе с директором.

Сам я фрирайдом не занимаюсь даже во сне и вообще боюсь любых спусков на лыжах. То, что на H112 выигрывали чемпионаты мира, мне до фонаря, а вот то, что лыжи довольно лёгкие при своих размерах, мягкие, широкие и прекрасно подходят для тропёжки, я счёл прекрасными доводами для выбора под походы.

Ну и дизайнеры лыж придумали шикарный рисунок с медсестрой, которая как и всякая другая женщина тут же меня захомутала и вынудила прибрать к себе в лапы.

Плюс лыжи достались мне фактически бесплатно - а вот это настоящая причина.

Лыжи использовал с камусом Kohla.

Боты - Baffin Impact, обзор по ним можно посмотреть здесь.

Лыжные палки - G3 Via Aluminum Ski Pole.

Покрутившись по Хамар-Дабану в 2018 году, я сделал вывод о непригодности там таких лыж. Слишком большая длина не позволяла крутится с ними по захламленному лесу.

К 2019-му году я переставил крепления на SkiTrab Rando XL, весом 2720 гр пара.

К тому времени сменились и походные ботинки - я перешёл на Baffin Epic-M003. Они рассчитаны на температуры теплее, нежели Impact, зато в них меньше потеешь и они легче.

Однако они оказались и меньшими по габаритам. Алюминиевую рамку я подогнул вручную, а вот пластина оказалась немного длинной, что, как мне кажется, заложило предпосылки к последующей поломке одного из креплений.

Условия моей эксплуатации

В условиях Полярного Урала на лыжах я находил в районе ста километров, это немного, но такова была специфика именно этого похода. Так же у меня не было дневных температур ниже минус 10 градусов, поэтому в отношении стойкости к морозу я пока могу ориентироваться больше на опыт производителя, нежели на свой.

В остальном - на лыжах я ходил, немного катался, не раз падал и, в общем-то, обеспечивал полный комплект нагрузок стандартного лыжного похода с рюкзаком в 27 кг.

На Хамар-Дабане креплениям пришлось несладко. Тяжёлая тропёжка обеспечила высокие нагрузки. Не раз приходилось топтать при температурах -35...-44 градуса. В общей сложности в походе я преодолел 330 километров, хотя часть из них пройдена без лыж.

Впечатления

Лично мне никакого привыкания к креплениям не потребовалось. Думаю, привыкание понадобится только после скитурных, а после тросиковых можно сразу пойти куда надо и как надо.

Крепления легко надеть и снять, необходимо буквально несколько секунд на операцию.

Тянем вверх за петлю стропы и крепёж затягивается. Чтобы снять - ослабляем фурнитуру.

Проблема возникает при оледенении. В воду при подобной конструкции лучше лишний раз не влезать. Пряжки забиваются льдом и, прежде чем он оттуда вымерзнет, придётся помучиться.

Народ в ВК пророчил мне налипание снега под полимерной площадкой...

Налипания у меня не было даже при плюсовых температурах. Возможно, таковое может произойти на деревянных старых лыжах. Также, естественно, если провалиться в воду, то произойдёт намерзание на алюминиевой части и на болтах.

Во влажных регионах на винты подпятника намерзает снег и превращается в столбики льда. Лучше подготовиться к такому повороту событий заранее. Я приклеивал к подпятнику кусочки камуса. Он отлично держится по полимере и не теряется.

Фиксация ботинка у меня в алюминиевой раме и с помощью строп прекрасная. Удобно и идти, и тропить.

Управление лыжей на спусках довольно слабое, но, на мой взгляд, лучше, чем на тросиковых без боковых фиксаторов троса.

На кант вставать нормально тоже не получиться - мешают элементы крепления. Так что если рассматривать именно горное применение с элементами катания, то нужны иные крепления.

Сгибание полимерной пластины на самом деле происходит под небольшим углом, за исключением крутых подъёмов или падений. Так что по факту большая часть циклов сгибание-разгибание происходит с небольшой амплитудой. А вот при тяжёлой тропёжке амплитуда резко увеличивается.

Лично мне крепления понравились. Геморроя с ними на порядок меньше, чем с тросиковыми, а пользоваться гораздо удобнее. Тем не менее, у меня возникли некоторые проблемы, вызванные, в том числе, сочетанием очень длинной - под мои здоровенные полярные боты - полимерной пластиной и широкими лыжами.

На фото видно, что пластина несколько прогибается. На ходу прогиб происходит глубже, под весом пользователя. Из-за ширины лыжи первые два болта креплений с одной из сторон упираются в лыжу.

После похода получилось вот так:

Вернувшись с похода, я снял крепления, залил повреждения эбоксидкой, заменил болты, но проблема не исчезла. Логичным оказалось поставить под середину крепления дополнительную проставку - что я и сделал.

Поломка и ремонт.

Одно из креплений у меня сломалось на Хамар-Дабане.

Трещина пошла в месте сгиба, причём только у одного крепления. Предварительно пока моя версия - поломка вызвана в первую очередь проминанием рядом с местом крепления. Так как мои боты большие, то площадка у креплений тоже была длинной, вследствие чего она гнулась и вниз.

Я устанавливал специальные подставки, чтобы площадка не прогибалась. Перед походом по Хамар-Дабану подставки я переставил максимально ближе к винтам крепления, что вновь изменило изгиб площадки. Возможно потому она и лопнула.

Слабое место версии - почему сломалось одно, а не оба 🙂

Лопнула не сразу, трещина развивалась в течение нескольких километров.

Как ремонтировал? Перебил крепёжные отверстия, залил трещину эпоксидным клеем и передвинул крепления вперёд по лыже. Крепление стало сразу жёстче и стало даже несколько лучше в них двигаться. То есть под мои нынешние ботинки площадка явно нужна была покороче. Логично - изначально крепы изготавливались на ещё более громоздкую обувь.


Эпоксидка, кстати, оказалась лишней, площадка всё равно не склеилась.

Как видим, крепления вполне ремонтопригодны. Надёжность, как мне кажется, будет зависеть как от длины площадки, так и от характера передвижения.

В качестве ремнабора имеет смысл взять гвоздь для пробивки новых отверстий, отрезок стропы длиной 1 метр, запасную пластиковую фурнитуру, 3-4 шт винта М4 длиной 14 мм и несколько саморезов поменьше толщины лыжи.

В целом ситуация с надёжностью пока непонятна. Под безлесные районы с минимальной глубокой тропёжкой крепления подойдут отлично. А вот под большую амплитуду работы - с тропёжкой на крутых подъёмах, не факт, что выдержат. Таким образом, требуется бОльшая база исследований.

Выводы

В целом такие крепления являются интересной альтернативой тросиковым. Они плохо пока подходят для чисто горного использования, больше подразумевают длинные прогоны на более пологой местности с минимумом тяжёлого тропления. В плюсе простота конструкции и пригодность под любой ботинок. Кроме того, крепления имеют прекрасный потенциал под дальнейшее развитие - здесь можно в дальнейшем придумать и подпятник, и фиксатор пятки, и схожую с современными снегоступами фиксацию бота.

Вместе с тем пока недостаточна база под разные условия эксплуатации. В нашей стране регионы под лыжный туризм очень разнообразны как по рельефу, так и по характеру снега.

Оставить ответ