Палатка является достаточно сложным изделием и может иметь существенно разный конструктив в зависимости от назначения и предполагаемого режима использования. Одним из элементов конструкции является юбка, присутствующая на многих горных палатках, либо двухслойных палатках, предназначенных для зимнего использования. Вместе с тем, часть изделий ряда производителей, позиционирующихся для тех же самых условий, юбки не имеет. Отсюда возникает резонный вопрос – зачем палатке юбка, и какие минусы/плюсы она даёт?
Попробую провести краткий леопардовый ликбез по палаточным юбкам.
Итак: юбка – элемент конструкции палатки, который помогает решить некие эксплуатационные задачи. Преимущественно, это задачи связанные с ветровой и снеговой нагрузкой.
Давайте вначале посмотрим на два крайних в отношении ветра и снега варианта палатки, при одном из которых юбка не нужна абсолютно точно; а во втором из которых юбка необходима однозначно. То есть, такие варианты, в которых обойтись иначе нельзя.
- В однослойках с дном и без тамбура - юбка не нужна.
- В однослойках без дна - без юбки никак.
Что принципиально общего у этих крайних вариантов? Невозможность сделать хорошую вентиляцию, особенно для условий готовки внутри. По сути вентиляция в таких конструкциях работает только в штиль или совсем слабый ветер.
Теперь совместим оба варианта в один. Наденем сову сверху на глобус – то есть, одну однослойку на другую. Получим некую идеальную умозрительно двухслойную палатку, в которой юбка не нужна, и в которой теоретически можно сделать прекрасную вентиляцию.
На практике это либо не работает, либо работает плохо - в зависимости от конкретной конструкции палатки.
Теперь зайдем с другой стороны, и посмотрим, какие главные задачи зимой помогает решать юбка в грамотной конструкции. Их мы обнаружим аж целых три.
1) она ограничивает поток воздуха между внутрянкой и тентом.
2) она позволяет лучше распределить снеговую нагрузку на ткань, когда мы путешествуем в районах с интенсивными снегопадами и метелями.
3) она позволяет готовить в тамбуре.
В кривых конструкциях юбка дополнительно является неким компенсатором для уменьшения зазора тента, когда из-за мороза ткань перестает тянуться, и тент встает слишком высоко, и воздушный поток нужно ограничивать.
В неоптимальных с точки зрения аэродинамики конструкциях юбка способна повысить ветроустойчивость.
В части конструкций, где нет эффективной проточной вентиляции, юбка так же используется как одна из регулировок вентиляции – ее можно подвязать или закрыть наглухо. В последнем случае станет тепло, но влажно ))
Далее и важное – заводские палатки, как правило, имеют не совсем оптимальный крой и длину дуг. Все это раскраивается таким образом, чтобы было дешевле, и при этом не вылезало больших косяков. Чем заводская серийная палатка дешевле, тем более она оптимальна для производства, но менее оптимальна для экстремальных условий. Юбка в ней служит универсальным компенсатором всех сокращений задумок конструктора, повышая тем самым эксплуатационные характеристики изделия. В более дорогих палатках мы имеем более сложный крой для оптимальных форм (влияющих на сопротивление и прохождение внутри воздушного потока), чуть ли не каждый сегмент дуги разный по длине и степени изогнутости, и тому подобное. Собственно, они дорогие как раз потому, что их дорого на производстве сшить.
Юбка, как конструкционный элемент, способна обеспечить палатке и ряд недостатков. Главный из них (до появления двухсторонних силиконок) – вмерзание юбки при перепадах температур. Нередко вмерзание происходит намертво, и юбку приходится вырубать. Естественно, кроме этого юбка всегда дает лишний вес и объем. К недостаткам относится и необходимость бОльшей площади для установки, и не так уж и часто имеющуюся возможность юбку снегом присыпать. То есть снег, это некий хитрый предмет: он вроде бы есть, но когда надо - его часто нет. Ну либо он есть, а потом его сдуло.
Все вот это перечисленное диктовало потребность от юбки избавиться при первой же возможности, если это не повлечет за собой существенного снижения эксплуатационных характеристик.
Постепенный отказ от юбок вдоль жилого пространства у части производителей стал происходить на фоне: а) появления двухсторонних силиконок; б) накопления опыта в отношении пошива PU и PU/SI по части конструкций, у которых бы в морозах тент все равно стоял в пол; в) с более широким распространением хороших зимних спальников.
Тем не менее, в основном это стало возможным для вытянутых конструкций с одним тамбуром. При этом поток воздуха все равно врывается под тент, поднимается выше почти к потолку и затем снова ныряет вниз к щели выхода.
Однако, он в любом случае производит срыв тепла. При грамотной конструкции внутрянки он не создает поток воздуха внутри нее (нам не дует), но тепло забирает. Отсюда как раз и про распространение хороших спальных мешков. При этом хорошая проточная вентиляция позволяет конденсатиться значительно меньше, а потому одновременно стали больше пользоваться пуховыми спальниками в длительных зимних экспедициях.
Снижение снеговой нагрузки на ткань, когда палатку с боков сильно засыпало, решалось за счет следующего: формы – для полярных районов получили распространение полубочки; количества и расположения дуг (Hilleberg Jannu); уменьшения размеров с одновременной рационализацией точек оттяжек (Vaude Shpaero 2P). Способствовало всему этому, опять же, появление двухсторонних силиконок и крутых артикулов ткани, хотя конструкции с PU тоже присутствуют.
Однако это не решало полностью проблему готовки в тамбуре, и поэтому среди зарубежных изделий встречаются палатки, у которых юбка только на тамбуре. В том числе она там служит и для того, чтобы шмотки в нем меньше забивало снегом, особенно когда ветер дует слегка с угла, а не ровно вдоль. Причина снега в тамбуре, впрочем, лежит и в форме тамбура и форме палатки – и тут мы еще раз возвращаемся к юбке, как к универсальному компенсатору всех палаточных косяков на свете. (Примечание - другой вопрос, что примерно после 20 м/с в тамбур начинает подсасывать снег просто за счет разности давлений, однако в конструкциях без юбки это решается хорошей завалинкой из снега).
В конце концов, разные производители полярных изделий пошли по разным путям. Например, Hellsport подразумевает готовку на бензине в тамбуре при любых штормах, а саму перевозку палатки в волокушах (а то и как волокуши). Последнее позволило создать конструкции, где даже не нужно полностью вынимать каркас. В итоге они сохранили юбку по всей палатке – комфорт-то выше, а проблем маленьких площадок для установки у них обычно нет. В свою очередь, Hilleberg решили пришивать юбку только на заказ. Готовка у них рассматривается в плохую погоду преимущественно внутри жилого объема (но это имеет свои минусы), либо для больших тамбуров экспедиционок внутри тамбура ставится подставка под горелку. И да, обычно палатки они немного прикапывают вниз, чтобы ограничить поток воздуха, и для полубочек это действительно помогает.
В штурмовых палатках все оказалось в этом отношении проще – большинство альпинистов готовят сейчас в системах приготовления пищи, и в зависимости от погоды можно легко готовить как внутри жилого объема, так и в тамбуре. Смертники-соло, в свою очередь, как правило, если идут на бензине, то берут палатку побольше по габаритам, чтобы готовить внутри жилого объема, независимо от наличия юбки. А если условия относительно теплые, то идут на газу, и могут взять палатку поменьше (типа Hilleberg Soulo или Akto).
В итоге в отношении юбок конструкторские школы сильно разделились, в зависимости от форм палатки, конкретного назначения и предпочтений своей аудитории, кто с чем ходит (сани и без них, бензин или газ, высота или тундра, горная тундра и т.п.).
И наиболее показателен здесь оказался топ-класс палаток. Все двухслойки, для кого вес и площадь установки важны – юбку убрали. Все, для кого вес и площадь установки не столь важен – юбку оставили.
Логика была прямой, как лыжная палка. Если у тебя есть снег – возьми, и прикопай палатку. Если у тебя снега нет, готовь внутри, а шмотки из тамбура распихай по углам. Если как-то половина на половину – ничего страшного все равно не случится, и именно от этого ты не умрешь.
Тем не менее, у безъюбочных экстремальных палаток (за исключением полубочек) как следствие стали появляться низкие длинные и как бы плоские тамбуры – раз уж готовят все равно преимущественно внутри. В итоге, когда метельный ветер дует вдоль палатки и тамбур находится с подветренной стороны, его сверху подзаваливает снегом, он ложится на землю (или на шмотки) и палатку не ломает. А чтобы расширить общее пространство, при наличии снега в тамбуре выкапывается снежная яма сантиметров тридцать, плюс минус. Так как в подобном тамбуре все равно если и готовят, то только при хорошей погоде (то есть при откинутом тамбуре или откинутом пологе входа), то яма не мешает готовке. Заодно при смене направления ветра такой тамбур повышает ветроустойчивость в сравнении с условной классической конструкцией.
Получается, отход от юбок в части конструкций породил другие изменения конструкций палаток. Эволюция идей )
А как общий итог: не все палатки без юбок плохи. И не все палатки с юбками хороши )) Не судите по юбке, и не судимы будете ))