Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки XGK-EX от компании MSR.

Производитель: MSR

Модель: XGK-EX

Походный вес горелки: 642 грамма

Топливо: Бензин, дизельное топливо, керосин.

Объём ёмкости, что идёт в комплекте: 325 мл

Особенности: вынесенная ёмкость для топлива

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Горелка была приобретена в 2015 году и наиболее интенсивно использовалась в трёхнедельном походе по хребту Кодар в паре с MSR WhisperLite International, обзор которой я ранее уже размещал. Предшественницей XGK-EX в нашей группе была мультитопливная горелка Dual от Track (о ней я также постараюсь сделать в будущем обзор), но она не выдержала зимней эксплуатации при низких температурах, так что покупка XGK-EX являлась логичным шагом в сторону более надёжного и качественного снаряжения, чем куда более дешёвый Track.

В обзоре я, так или иначе, буду сравнивать горелку с WhisperLite International и Track, чтобы подчеркнуть те или иные особенности модели, её плюсы и минусы.

Конструктивно горелка достаточно проста, хотя с виду кажется массивнее и сложнее, нежели WhisperLite International. Такое впечатление производят встроенный защитный кожух и массивные ножки с опорами под посуду. Несмотря на некоторые различия от WhisperLite International в конструктиве, которых я коснусь ниже, принцип работы всех подобных горелок всё же остаётся одинаковым.

Как я уже писал в обзоре на WhisperLite, по сути, на сегодняшний день бензиновых горелок на рынке широко присутствует два типа. Первый – классический примус. Такие горелки изготавливаются многими производителями. В их плюсе, как считается, высокая надёжность, в минусе не все они легко разбираются для прочистки, которую иногда всё же выполнять приходиться - это моё мнение, основанное на эксплуатации отечественного шедевра "Дастан". Горелки же с вынесенной отдельно ёмкостью считаются менее надёжными из-за гибкого топливопровода, соединяющего ёмкость и горелку, а также за счёт чуть большего количества уплотнений и более подверженного поломкам насоса.

Как работает именно наша горелка и каковы нюансы, так сказать, процесса?

В ёмкость наливается бензин или иное, предусмотренное производителем жидкое топливо – в нашем случае это также дизельное топливо и керосин. Сама ёмкость снабжается надёжной пробкой с «антиоткручивателем», т.е., самостоятельно она ослабнуть не может. Чтобы её открыть, необходимо сильно надавить на крышку, а потом уже откручивать – подобная система широко применяется как защита от детей на «гражданских» изделиях. Обычно же хоть дома, хоть в походе, я храню и переношу бутылку с топливом не с крышкой, а с ввинченным в неё насосом.

Насос, который поставляется к горелке, полностью пластиковый, за исключением металлических пружинок внутри. Насос стандартен для горелок MSR, т.е., приобретается, в случае нужды отдельно, и подходит к разным бензиновым и мультитопливным горелкам фирмы MSR. Соответственно, насосы, что идут в комплекте, являются взаимозаменяемыми. Выполнены они из качественного пластика, но от поломок механического характера панацеей это не является.

P1010001

Каким бы надёжным насос бы ни был, необходимо обращаться с ним аккуратно, а при откручивании и закручивании держаться пальцами за крышку, а не использовать выступающие пластиковые части в качестве рычага. От мороза, кстати, пластик здесь не лопается, что уже хорошо.

Ёмкость для топлива, кстати, в комплекте при покупке к горелке не шла, её пришлось приобретать отдельно. Мы попытались использовать ёмкость от горелки Track, но возникло ощущение, будто шаг резьбы на её горловине самую малость отличается от шага резьбы насоса MSR – уж слишком туго он туда входил. От греха подальше была заказана оригинальная ёмкость 325 мл (как на сайте в описании). Можно было поставить и больше, вот только горелка и так сама по себе не такая уж и лёгкая. В магазинах, на сайтах, да и сам производитель оперирует несколько маркетинговыми цифрами. Я взвесил отдельно компоненты горелки, читатель может сориентироваться в них и сравнить с теми, что приводятся магазинами и производителями. Сразу для сравнения я привожу и вес WhisperLite International.

WHISPERLITE XGK-EX

вес горелки, гр

285

325

вес насоса, гр

65

65

вес мешочка, экранов и инструкции, гр

108

114

вес ремнабора, что идёт в комплекте, гр

15

19

вес бутылки с пробкой, гр

164 для 591 мл

119 для 325 мл

итого вес походный вес горелки, гр

637

642

вес полного ремнабора, гр

113

118

Как видим, полный походный вес горелки без горючего составляет почти 650 грамм. Полный ремнабор, который указывается в таблице, это тот самый, который приобретается отдельно и о нём я расскажу ниже.

В целом, вес у горелки… немаленький. Впрочем, при сравнении с газом следует учитывать, что при указании весов газовых горелок вес железа в ёмкостях с газом почему-то в расчёт не принимается.

Вернёмся к эксплуатационным особенностям. Перед эксплуатацией топливопровод горелки входит в отверстие насоса и фиксируется специальной защёлкой. Тут есть нюанс. В инструкции производитель рекомендует смазать «жало» топливопровода слюной или идущим в комплекте каплей минерального масла. Я обычно всегда смазывал слюной, в том числе и зимой. Видел многих туристов, которые соединяют на «сухую». Суть в том, что внутри расположена прокладка, которая не даёт топливу под давлением выходить наружу после открытия клапана, через соединение. Смазка нужна как раз для прокладки, т.е., смазывая, мы продлеваем срок её службы. Другой вопрос, что при отрицательных температурах смазывать всё-таки необходимо как раз именно маслом. Маслёнка идёт в комплекте с горелкой, для смазки необходима всего капелька масла.

После подсоединения топливопровода к ёмкости, при помощи насоса нагоняется воздух, чтобы создать внутри ёмкости давление. Чем ниже уровень топлива, тем больше мы накачиваем воздуха. Производитель рекомендует делать 20 качков насосом при самом верхнем уровне бензина – не выше обозначенной изготовителем метки; а при низшем уровне топлива 30-35 качков насосом. Если давление будет недостаточным, то мощность пламени будет снижаться.

Если у классического примуса в процессе готовки пищи ёмкость обычно разогревается, что автоматически повышает в ней давление и почти не требует контроля за давлением (скорее, требует контроля за температурой ёмкости), то в нашем случае температура ёмкости ощутимо не меняется, поэтому каждые четверть часа, либо визуально при ослаблении мощности, необходимо немного подкачивать в ёмкость воздух.

Кроме того я рекомендую перед каждым большим походом вытаскивать из насоса поршень (в инструкции есть схема, это несложно) и смазывать манжету каплей того же самого масла из комплекта. В противном случае эффективность накачивания постепенно падает.

Накачав воздух, необходимо прогреть горелку. Это можно выполнить двумя путями, в зависимости от того, где мы готовим. Если на улице, то всё просто – открываем клапан, бензин под давлением течёт через жиклёр и стекает вниз в специальный «стакан» и на «фитиль». Перекрыв клапан, мы поджигаем топливо и после того, как оно прогорает, мы снова открываем клапан. Топливо течёт по топливопроводу и, подходя к горелке, начинает испаряться. Именно эти пары мы и поджигаем, после чего горелка начинает работать в нужном нам режиме.

В случае необходимости приготовления пищи в палатке мы просто забрасываем сверху на «фитиль» кусочки сухого горючего и прогреваем именно им, а потом уже зажигаем горелку.

Горелка XGK-EX отлично приспособлена для прогрева хоть жидким топливом, хоть сухим горючим. Количества «пролитого» топлива всегда хватает для прогрева, а защитный кожух не даёт пламени «сдуваться» в сторону – как раз то, чего не хватает на WhisperLite. Кроме того, прогрев сухим горючим здесь значительно легче. Довольно крупные кусочки мы поджигаем и просто бросаем вниз, на «фитиль», поближе к трубке топливопровода. Во-первых, нет нужды аккуратно укладывать сухое горючее мелкими кусочками в ванночку; во-вторых, между защитным кожухом и горелкой влезает любое количество сухого спирта для прогрева при любых отрицательных температурах. Особенно, на мой взгляд, эти плюсы оценят те, кто пользовался и пользуется горелками в снежных хижинах и пещерах

Конкретным минусом XGK-EX является сильнейший шум при работе. Возможно, он вызван каким-то сочетанием геометрии «стакана», через который проходит горящее топливо, и геометрией рассекателя пламени. По поводу жиклёра я сомневаюсь, так как та же самая WhisperLite работает довольно тихо. Для расчётной готовки же в палатке или хижине на XGK-EХ с длительностью от часа лучше подумать о берушах. Я провёл рядом с этой работающей горелкой немало времени и скажу, что долго сидеть рядом с нею не комфортно.

Время закипания и расход топлива также являются в рекламных постерах лишь рекламой. На самом деле, эти показатели могут колебаться в широких пределах и зависят от ряда самых различных факторов – температура и агрегатное состояние воды, температура воздуха, наличие ветра, диаметр посуды и высота уровня воды в нём, наличие радиатора, давление воздуха и тому подобное.

Кипением называется процесс парообразования, происходящего как с поверхности, так и во всей структуре объёма воды. Кипение может иметь определённые режимы, внешне несколько отличающиеся друг от друга. По факту, конечно, прогрев до ста градусов обеспечивает процесс кипения и видимо именно измерением температуры воды в идеальных условиях и являются цифры, которые приводятся производителем.

Действительность несколько иная – мы смотрим на исходящий паром котелок и пытаемся понять, кипит эта зараза или нет. В отличие от костра, у нас совсем небольшой очаг нагревания и кипение не такое интенсивное. А так, как термометр мы с собой не носим, то начало кипения определяем «на глаз». По факту, мы обычно за начало кипения принимаем появление первых «бурунчиков» на поверхности воды. Как булькнуло, колыхнулось, так и начало кипеть.

Ниже в таблице я привожу среднее время такого закипания для горелок WhisperLite International и XGK-EX. Цифры и расход средние по итогам замеров в августе 2015 года на Кодаре, где мы пользовались обеими горелками, а также на основе измерений в домашних условиях. Цифры ориентировочные, но по части расхода топлива применительно к походным условиям примерно ориентироваться на них можно.

Параметры

WHISPERLITE INTERNATIONAL XGK-EX
среднее время закипания или готовки расход топлива средний, мл среднее время закипания или готовки

расход топлива средний, мл

вода, +5 градусов, 1 литр

8 мин 15 сек

25 8 мин 10 сек

25

лёд, -15 градусов, 1 литр

15 мин 45 сек

49 14 мин 45 сек

45

готовка на троих, вода + 5 градусов

29 мин

94 32 мин 40 сек

85

Примечание: готовка на троих включает в себя доведение до кипения 1,2 литра воды (каша или суп), затем её кипячение в течение 5 минут на минимальном огне, после чего на огонь ставится и доводится до кипения ещё 2 литра воды (чай).

Из таблицы можно сделать вывод, что производительность и расход топлива у горелок схожи, цифры «гуляют» в пределах погрешности и понятия «кипение».

Другой вопрос, что производитель, декларируя одинаковую скорость закипания воды на бензине для обеих горелок, заявляет, что на керосине XGK-EX куда более производительна, чем WhisperLite International. Цифры приводятся 2,8 минуты против 4,4 минуты. Я не пробовал ни одну из горелок на керосине, но, если честно, не представляю, как и чем можно обеспечить такую разницу именно для этих изделий. Каких либо особых конструктивных решений я в XGK-EX не нашёл, а сам производитель их не упомянул.

Обслуживание горелки достаточно простое. После того, как горелка остыла, мы отсоединяем ёмкость с топливом, отвинчиваем насос, сбрасывая давление в бутылке, сливаем остатки топлива из топливопровода в ёмкость, а саму горелку трясём вверх-вниз. При тряске внутри жиклёра ходит игла и прочищает отверстие жиклёра. Встряхнув несколько раз, можно считать процедуру простой чистки законченной.

Немного коснусь слива топлива из топливопровода. Дело в том, что когда мы закрываем клапан, в топливопроводе всё ещё остаётся топливо, но давление при этом пропадает. В той части, что находится ближе к горелке, топливо продолжает испаряться и гореть, т.е., некоторое время после закрытия клапана топливо продолжает испаряться и сгорать. Небольшая разница давлений из-за разницы температур в разных частях топливопровода также существует, но, её не всегда бывает достаточно для того, чтобы все остатки топлива испарились и сгорели. Поэтому, лучше слить остатки обратно в ёмкость, когда мы отсоединяем топливопровод от горелки. Бывает, что всё сгорает, а бывает, что «много» остаётся. Взяв горелку в лапы, мы рискуем облиться бензином – немного, но на тех же перчатках противно потом будет. Также можно случайно пролить эти несчастные несколько капель бензина на продукты или любимый пуховый спальный мешок.

Более тщательное обслуживание горелки заключается в прочистке топливопровода. В отличие от WhisperLite International здесь топливопровод не снимается и процедура чистки ещё более упрощена - внутри топливопровода находится тросик, который необходимо вытащить и запихать обратно десять-двадцать раз. При этом нагаром забивается та часть топливопровода, в которой происходит испарение топлива, а значит, запихивать тросик обязательно необходимо до конца. Чистить, конечно, лучше дома после каждого большого похода, хотя процедура исключительно проста и в комплекте горелки есть универсальный ключ для этого.

Жиклёр требует принудительной очистки крайне редко, если не запускать, то хватает встряски после каждой готовки. Для его замены или чистки с горелки снимается рассекатель пламени, после чего открывается доступ к жиклёру.

В качестве топлива мы всегда использовали только бензин, в основном Галоша или Нефрас, редко 92-ой бензин. От последнего нагара больше, на мощность же не влияет никак. При периодической чистке топливопровода тросиком никакой разницы в эксплуатации между очищенным бензином и автомобильным я не вижу.

В конце 2015 года к этой горелке был приобретён полный ремнабор, в Альпиндустрии, за 2450 рублей, но на данный момент его содержимое пока не востребовано из-за относительно небольшой наработки. На WhisperLite, например, мне потребовался ремнабор примерно после 200 часов, у XGK-EX же наработка пока куда более скромная.

В любом случае радует, что производитель выпускает ремнаборы и вообще позиционирует свои бензиновые горелки, как предназначенные для долгой эксплуатации при своевременной замене мелких резиновых и пластиковых деталей. Ремнабор поставляется в удобном прямоугольном пластиковом кейсе красного цвета – радует, что не коричневого или зелёного в духе большей части аудитории продукции небезызвестной компании Сплав 🙂 Прокладки и мелкие запчасти в ремнаборе в основном представлены не в единственном экземпляре, что тоже не может не радовать - как минимум дважды полное обновление уплотнителей вполне возможно будет сделать. Если исходить из идентичности части "расходных" деталей с WhisperLite и моего опыта её ремонта, то "среднему" пользователю хватит горелки на пять лет без ремнабора и ещё на десять лет вместе с ним. Для тех, кто пользуется такими горелками в одном походе в год эта цифра может составить и куда большее значение, но в длительных экспедициях при постоянной эксплуатации "ресурс" выработается весьма быстро и ремнабор там является весьма даже нужным.

Выводы.

Достоинства: простота; лёгкость обслуживания; относительно высокая надёжность, возможность купить отдельно насос, ёмкость и богатый ремнабор, удачная для прогрева конструкция.

Недостатки: скудный ремнабор, что идёт с горелкой в комплекте; в большом ремнаборе отсутствует инструкция на русском языке; очень сильно шумит при работе

В целом, весьма надёжная горелка, если нужна именно бензиновая. Прекрасно подходит для эксплуатации при температурах окружающей среды до минус 30 градусов. Как и у любой бензиновой горелки, правильная эксплуатация требует определённого «технического» мышления, в отличие от газовых горелок. При этом легко чиститься, обслуживание и ремонт требует минимума усилий, сама конструкция в первую очередь направлена на надёжность. Подойдёт для походов любой категории сложности и по любой местности.

В отношении сравнения XGK-EX с WhisperLite International в плюс первой можно записать, на мой взгляд, лишь куда большее удобство прогрева перед работой, а также несколько большую устойчивость с посудой. Стоит ли оно всё такой разницы в цене, вопрос дискуссионный и зависит от личного мнения, совмещённого с толщиной кошелька.

Цена производителя (на 17.06.2016): 159,95 $.

Дополнительные ссылки по теме:

Какой бензин для горелок лучше и сколько его можно хранить

Leave a Reply