Речь пойдет про использовании со штатным маленьким котлом, который до краев 1 литр, а обычно в него наливают 0,85...0,9 литра.
В статье я приведу свою походную статистику, результаты домашних изысканий и некоторые выводы из всего этого. Все, что я излагаю, применимо к одиночным походам, но несложно и пересчитать на несколько участников группы.
Статья предназначена исключительно для практикующих технозадротов ))
Содержание
Походная статистика
Вначале рассмотрим походную статистику. Таковая у меня есть по трем летним одиночным походам.
Хамар-Дабан, 2017 год. Статистика по двум баллонам и 38,7 литров кипятка. Средний расход составил 11,9 гр/литр. При этом средний расход по первому баллону составил 12,3 гр/литр, по второму 11,5 гр/литр. При планировании я ориентировался на 1 баллон/неделю, всего я рассчитывал на 20 дней похода и брал с собой 3 баллона. Третий до конца не израсходовал, маршрут закончил за 17 дней. На костре я готовить не собирался и рассматривал его как аварийный вариант. Газ не экономил, часто воду приходилось кипятить еще некоторое время после закипания, так как по верхам я испытывал проблемы с чистой водой. При этом вода была преимущественно теплой, из озер, а температура воздуха утром и вечером (когда я готовил) в основном жаркой.
Кодар, 2021 год. Статистика по одному незаконченному баллону и 13,4 литрам кипятка. Средний расход составил 12,8 гр/литр. Расчетная длительность экспедиции у меня была неизвестной, по максимуму я ориентировался примерно на 24 дня, рассчитывая половину готовить на костре. Газ я экономил, воду из реки старался набирать заранее, чтобы она погрелась, лишнего не кипятил. Вода была холодной - горная река. Температура воздуха ниже, чем на Хамар-Дабане, но в целом тепло. Самая холодная ночь была +5,7, но по утрам в основном было +10...+15, вечерами (во время готовки) +13...+20.
Тункинские Гольцы, 2022 год. Статистика по одному баллону и 17,6 литрам кипятка. Средний расход составил 13,1 гр/литр. Поход я рассчитывал на две недели и ориентировался на 1 баллон/неделя. Одновременно с этим я решил поэкспериментировать и всячески сэкономить газ, чтобы посмотреть на результат. Я набирал заранее воду и не всегда доводил воду до кипения, не кипятил лишнего. Вода всегда была очень холодной, а температура воздуха почти всегда около ноля, плюс-минус.
Во всех трех походах я готовил преимущественно в палатке или ее тамбуре. На ХД один раз вне палатки, на Кодаре половину раз в избах, на Тунках только в палатке.
Разброс средних значений, от 11,5 гр/литр до 13,1 гр/литр, выражен совокупностью температур воздуха, температур воды и, как мы убедимся далее на опытах, разбросом уровня воды в котле при каждой отдельной готовке (один раз мы кипятим 0,9, другой раз 0,5 - и эффективность разная, а она накапливается за поход), а так же крайне субъективной оценкой восприятия "точки кипения".
Последний фактор оказывается важен для систем приготовления пищи. Экономии топлива мы достигаем ведь не только за счет быстрого и экономичного закипания, но и за счет продуктов, которые не нужно варить. Отсюда нам требуется лишь закипятить воду, но до какого состояния мы ее кипятим - за неимением термометра - зависит только от нашей точки зрения на понятие "кипение".
Сколько мы потребляем кипятка и что дает разброс значений по расходу топлива
Минимальное среднее потребление кипятка в походах у меня составляло 1,5 литра в день, максимальное среднее 3,0 литра в день.
Подробно почему происходит подобный разброс я постараюсь ответить в другой статье, здесь лишь напишу кратко и по основному:
- Наличие в пути питьевой чистой воды, которую можно не кипятить. Это значительная цифра в потреблении - сколько мы пьем по пути между завтраком и ужином. Например, я пью в пути воду редко, бывает не пью вовсе. Но в иные дни дневной расход может достигать литра, и если его негде пополнить, то он так или иначе затем переносится на кипяток с горелки. В основном это вопрос обеда. То есть когда я иду в одиночку летом, то могу вообще не обедать, а могу пообедать с чистой водой из реки - если таковая есть.
- Время под нагрузкой. После какого-то часа пути, в зависимости от веса рюкзака и уровня физической формы, потребность в воде становится выше, чем в первые часы. Но здесь важно не путать расход воды с потреблением, это разные процессы и в небольших, до трех недель, походах, совсем необязательно их нужно и возможно сводить к равным объемам.
- Температура воздуха. При одной и той же физической нагрузке по мере снижения температуры организм потребляет меньше воды, даже несмотря на обезвоживание. Если затащить его в тепло, то за сутки он способен тогда и ведро попытаться усвоить, но тепло есть не всегда. Таково строение нашего тела и несправедливость жизни.
- Калорийность питания. Чем выше калораж, тем более воды должен потреблять и может усваивать наш организм.
При этом связь интенсивности нагрузки и температуры воздуха, если мы говорим не про пустынный климат с открытыми пространствами, а именно про походы - не является прямой. После экспедиции на Кодар я рисовал несколько графиков, где учитывал нагрузки, но нет - в пределах похода все настолько хаотично, что выявляемых взаимосвязей попросту нет, и происходит лишь выдача желаемого за действительное.
Самое главное из всего этого то, что средний расход кипятка на маршруте у нас непрогнозируем в принципе, и колеблется в широких пределах. Известны верхние его границы - 3...3,5-4,0 литра, но разброс может быть высок. Аналогично получается и с суммарным расходом топлива. Если рассматривать длительность 21 день, то диапазон расхода кипятка может составить 1,5-3,0 литра в день или 31,5-63,0 литра за весь поход. При разбросе расхода топлива в 1,6 гр на литр мы можем сэкономить или перерасходовать за поход 50...100 грамм топлива.
Замеряем расход топлива в домашних условиях
Давайте поставим ряд экспериментов с замерами дома и посмотрим, как меняется расход топлива.
Первое, что я заметил: в котелке системы разница температуры воды на дне и на уровне примерно 1,5 см от поверхности, по центру, достигает 3-5 градусов.
Так как визуально мы оцениваем точку закипания именно по состоянию "зеркала" воды, то я измерял температуру именно в верхней части. Как и с предыдущими опытами с бензиновыми горелками, температуру кипения я принял за 95 градусов.
Посмотрим на расход топлива в комнатных условиях и при разных уровнях воды в котле. Температура воды - типа с горных рек летом, без предварительного нагрева на солнышке в котелке или бутылке.
Делаем выводы.
Самый очевидный - в походе лично я снимаю горелку раньше, чем вся вода закипит до 95 градусов )) Ну то есть получается у меня в походе горелка экономичнее, нежели дома. Ибо в походе я температуру воды меряю на глаз.
Разброс времени по испытаниям даже с учетом разницы температуры воды связан с погрешностью и разницей давления в баллонах. В принципе, клапан системы отрабатывает до какого-то предела, но когда остается меньше 50...60 грамм газа, время начинает увеличиваться. До конца я баллоны не высасывал, останавливался на отметке остатков примерно в 20 грамм.
Теперь обратим внимание на разницу в расчетах на литр. Выходит, что с этой точки зрения кипятить бОльший объем выгоднее. К чему я это говорю - высказывалась уже не раз мысль, что маленькие объемы (0,5-0,6 литра) в системах кипятить экономичнее, так как котелок высокий и узкий, а поверхность дна по отношению к высоте небольшая. Как видим по таблицам, ничего подобного в MSR Windburner не происходит.
Тем не менее, есть и обратная связь - если экономим газ, то и лишнего кипятить смысла тоже нет.
Взглянем, сколько можно наэкономить, если кипятить не до 95 градусов, а до 70.
А вот здесь экономия уже ощутимая. В минуту в горелке сгорает что-то в районе 3 грамм топлива, и именно столько мы можем сэкономить на литр.
Как изменится расход топлива, если "горную" воду нагреть до комнатной температуры?
Однако, такие теплые условия у нас есть не всегда. Проведем серию испытаний, когда мы сравниваем температуру воды с температурой уличного воздуха и при этом готовим прямо на улице, без ветрозащиты.
Обратите внимание, что в этом случае расход топлива оказался ниже, чем когда мы кипятили "горную" воду, но в закрытой и теплой комнате.
Суммируем факторы экономии
Основной фактор расхода и перерасхода топлива - температура воды, начальная и конечная. Это логично в принципе, с точки зрения физики, но мы пришли к этому из практики. Чем выше изначальная температура воды, тем меньше времени требуется на ее нагрев. Отсюда же исходит и экономия при нагреве до 70 градусов, когда для заваривания сублимата большей температуры и не требуется.
Самый простой подход здесь - всегда набирать воду заранее. С вечера на утро, например. И когда приходим вечером ставить бивак, то лучше сразу набрать воду, и к ужину она того и глядишь, а сэкономит грамм-другой газа на литр.
Когда прижмет экономить, кипячение до 70 градусов (на глаз тоже несложно оценивать это легонькое типа "кипение") позволяет неплохо так протянуть баллон чуть дольше.
Температура воздуха играет меньшую роль, но ближе к нулевым температурам ее роль может стать ощутимой, особенно если готовить на улице. Именно поэтому я предпочитаю готовить в тамбуре или внутри палатки, если вентиляция позволяет.
От слабого ветра система приготовления пищи неплохо защищена, но более сильный ветер будет срывать с котелка тепло, и расход увеличится. В случае же хорошей и теплой погоды разницы где готовить, внутри или снаружи палатки, я не вижу.
Ну и наконец - большие объемы явно экономичнее маленьких, что касается прежде всего групп, выбирающих котелок ))
Перерасход или экономия?
Экономия газа сама по себе, как изначальная цель, смысла не имеет. Это не бензин, и все равно газ измеряется баллонами, а не граммами и миллилитрами объема. Т.е, речь идет о купировании перерасхода.
Газ я считаю из расчета 1 баллон 230 гр/7 дней, без учета костра. В путевом журнале я отмечаю количество кипятка, произведенного на горелке, плюс отдельной строкой считаю некипяченую воду, а так же костровую, если таковая подразумевается.
Второй таблицей я веду общий учет кипятка и воды, и за счет этого могу неэкономить газ, если он расходуется штатно, либо входить в режим экономии, если расход по каким-то причинам увеличился.
В свою очередь, сбор статистики расходов в разных режимах позволяет понимать, откуда ведется перерасход, как его избегать и как войти в режим экономии топлива.