Обзор отечественных производителей страховочных статических веревок.

Речь будет идти только о статических веревках.

Вся статья представляет сугубо мой личный взгляд, который я не защищаю никакими аргументами, и который в любом случае носит субъективный характер.

Короче – это мое личное мнение, приобретенное как за годы продаж, так и за период работы в промальпе, за десятки специализированных тестов, поездок, обсуждений, общения с менеджерами производств, потребителями, и так далее.

Как обычно: если у дорогого читателя не развито критическое мышление, чувство юмора, понимание сарказма и иронии, а так же если его подрывает на стуле от моей «критики» всего и вся – просьба идти мимо ))

И да, самое полезное в этой статье - вступление, ГОСТ, нюансы конструкции и просто перечень фабрик-производств. Про сами производства читать смысла нету ))

Содержание


Длинное вступление

Начну с утрированного разъяснения, почему картина с веревками именно такова. И вначале я объясню, что значит «большой» и «маленький» - производитель, спрос и так далее. Ну чтобы мы смогли сориентироваться.

Итак, когда мы видим яркий магазин с не менее яркими железяками для альпинизма, мы должны понимать, что его годовой оборот примерно равен обороту табачного ларька на Теплом Стане.

То есть, понятие «большой» применимо для сравнения в одной отрасли, но может быть микроскопическим в сравнении с любой другой. Например, один крупный магазин типа Плеер.ру способен оборачивать в год средств примерно столько же, сколько весь туристический аутдор в Москве вместе взятый. Возможно, даже больше.

Соответственно, когда мы говорим «крупная» фабрика по производству веревок, то она может быть крупнейшей в России, но по суммарному обороту средств при этом уступать таким «гигантам» продаж в своей сфере, как Венто или Альпиндустрия. И тому самому табачному ларьку.

То есть, все относительно.

Далее о возможностях.

Здесь два важных момента.

Первое – в России много (не просто много – а до хрена) производств, которые занимаются всем тем, что связано с плетением шнуров, фалов, канатов, шпагата, веревок, строп и стропочек, и так далее. Большинство из них имеют некую специализацию. Например, шнурки для ботинок. Морские канаты. Хозяйственные шнуры. Или собственно шпагат. Или специализированный канат для десантирования с вертолета. И так далее.

Если мы таки сомневаемся и привыкли говорить, дескать в матушке России за МКАДом только медведи по помойкам лазят, рекомендуется изучить понятие ОКВЭД, и через специализированные профильные ресурсы познать состояние нашей промышленности по отраслям.

Имеют ли перечисленные абзацем выше специализированные предприятия возможность выпускать статическую веревку, которую мы называем ВСС – веревка страховочно-спасательная? Теоретически, все крупные производства могут.

Но, не выпускают.

Почему?

Потому что рынок такой веревки маленький. Даже не просто маленький, а в масштабах страны он попросту ничтожен. Опять же, теоретически, в него возможно залезть и попробовать отжать долю существующих игроков, но это крайне сложно сделать и не факт, что это дело окупится. Почему оно ресурсозатратно? Потому что необходимы поставки более стабильного сырья (к ВСС очень высокие требования) и перенастройка станков для ее выпуска. А потом покупка новых, чтобы не занимались станки на основном производстве. А еще необходимо приобрести оборудование для контроля качества веревок. Часто ее еще придется сертифицировать. И найти отдельного технолога, который сможет разработать ТУ и технологические карты. Напомню, что технологов-«веревочников» нигде не учат, а делать хозяйственный шнур совсем не то, что веревку типа А.

Отсюда же не задерживаются на рынке те крохотные компании, которые пытаются наладить веревку в гараже. То есть люди регистрируют ООО, покупают станок и в буквальном смысле ставят его в гараже. Делают веревку и… не могут продать. Крайне сложно убедить магазин покупать нечто непонятное, так как в случае проблем это может стоить затем гигантских потерь денег и репутации. А чтобы понять, что «это» непонятное, достаточно взять образцы и потестить, посмотреть, поработать с ними. И оказывается, что просто поставить станок недостаточно. Еще нужно уметь делать.

Возвращаясь к большим фабрикам и возможности изготавливать, следует понять и другое: можно разработать ТУ и научится делать веревку. Но вот беда, «большая фабрика» не может делать по одной бухте. Ей нужен объем. Минимальный объем может разниться, и зависит в том числе от затрат на перенастройку оборудования. Чем меньше затраты, тем ниже минимальная партия.

Обычно на ВСС минимальная партия колеблется в районе 2-3 км. Меньше выпускать часто невыгодно.

Вы можете сказать, дескать можно заказать одну бухту по цене 3 км. Для большинства фабрик категорически нет. Только если мы заберем все 3 км )) Потому как затраты на хранение высоки, и хранить на складе излишек стоит для фабрики денег, если у нее нет оптового представителя.

Чтобы понять, как это работает, я рекомендую почитать книгу «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» Элияху Голдретта. В ней описаны проблемы завода и методы их решения. К веревочному производству она подходит как нельзя лучше. Книга написана еще сорок лет назад, и весь успешный производственный капитализм давно работает по ней, даже если не знает о ее существовании.

Для нас из этого важно следующее – даже если фабрика имеет в своем каталоге ВСС, это не значит, что она ее производит на постоянной основе. Пример здесь – ООО ЧКВЗ (Челябинский канатно-веревочный завод), он же бывшая ООО «Фабрика шнуров». В его каталоге есть ВСС, и она даже изредка может где-то попадаться, но на постоянной основе и в некой массе на веревочном рынке ее нет. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.

В основном все фабрики, которые сейчас выпускают ВСС, не живут только лишь за счет нее. У кого-то основа оборотов – морские канаты, как у Коломны; кто-то является еще дилером других веревок, как Ланекс; кто-то и вовсе занимается производством удобрений, как Азотхимфортис.

Еще раз подчеркну: рынок страховочных веревок маленький. А любой фабрике необходимо наладить сбыт. Она может много чего уметь, но на вопрос купят ли у нее все то, что она умеет, всегда ответ отрицательный.

Теперь перейдем ко второму важному моменту. Он касается многочисленных утверждений, что все российские веревки – говно. Или, например, говно та или иная веревка.

Этот момент необходимо прокомментировать. Возможно, даже вбить лопатой в отдельные головы.

Завод или фабрика – это производитель. Сам он не занимается продажей на розничном рынке (кроме остатков, второго сорта и в редких случаях). Его интересует только и только опт, чтобы станки крутились. Как только станки останавливаются, завод быстро коллапсирует, независимо от того, сколько он зарабатывал месяцем раньше.

Фабрика продает изделия Заказчику. Часто даже под брендом самого Заказчика.

Условно эту цепочку можно обозначить следующим образом: Есть Производитель, Заказчик и Потребитель.

В некоторых случаях, но далеко не во всех, Заказчик может выступать в роли Потребителя.

Мы с вами – Потребители. Если мы можем заказать минимальную партию на заводе, то мы превращаемся в Заказчика.

Так как большинство моих читателей туристы и альпинисты, то проиллюстрирую этот момент на примере некоей абстрактной компании, которая является производителем аутдорной одежды.

Итак, у нас есть условная фабрика и конструкторский отдел. И вот, фабрика разрабатывает новую модель, например, куртки. Это супернаногипер-технологичная куртка, волшебная со всех сторон, легкая, удобная и так далее, позволяющая покорить астероиды силами офисного планктона. В буквальном смысле этого слова куртка выходит лучшей в Солнечной системе.

Далее следует презентация куртки. Куртку презентуют не нам с вами – Потребителям. Ее презентуют потенциальным Заказчикам (в случае со спортивной одеждой – магазинам), которые способны заказать размерный ряд и минимальную партию. Ведь фабрика не может купить материал для астероидной куртки ровно для одной. Минимум те самые 3 км ))) Ну на самом деле меньше, ибо еще можно попытаться нарыть остатки на каком-нибудь корейском складе или подобное. Но это в любом случае не 2 квадратных метра. И если их закажут много, то часть их даже попадет не только в Спортмарафон (к Заказчику), но и в маленький магазин фабрики, и мы с вами сможем их купить в том числе и там.

Итак, проходит презентация астероидной куртки, все рукоплещут. Но, начинается предзаказная сессия, и вдруг выясняется, что астероидных курток заказали четыре штуки, и пошить так мало нельзя – уж больно их материал отличается от других курток и спальников, и шить их невыгодно.

А потому их не шьют.

И суперкуртка исчезает из заказных каталогов, после чего астероиды осваивает американский офисный планктон, а мы продолжаем надрываться в воплях о просраных страной полимерах.

В своей работе с производителями я видел и вижу десятки, если не сотни, действительно крутых изделий, но которые так и остаются на уровне прототипов. Ибо их не покупают.

Заводы и фабрики почти не создают спрос. Они придумывают и/или предлагают возможности изготовить это и то, за такие-то деньги. Их задача состоит в том, чтобы станок крутился, и все сосредоточено только вокруг этой задачи.

Спрос создаем мы, Потребители; а так же Заказчики, которые в виде торговых сетей с каким-то адским инструментарием маркетинга занимаются попросту манипулированием в сфере спроса, влияя, в том числе, на экономику даже в масштабах страны.

Вернемся к веревочному производству.

Есть фабрики, которые способны делать только нижний сегмент веревок. Они не умеют, или у них нет необходимого оборудования и/или сырья для производства классных веревок. А есть фабрики, которые способны сделать любую веревку. В их каталогах можно обнаружить изделия, не уступающие лучшим брендовым изделиям (и даже «аналоговнет»). Но их почти никто не заказывает, ибо при сходстве цен или небольшой разнице наш россиянин всегда выберет зарубежное изделие. А если есть еще больший выбор, ту, которая дешевле. Поэтому вначале нам нужно переделать самих себя, а потом уже жаловаться на просраную промышленность.

Если же говорить про организации, то одна крупная стройка в течение года может «сжирать» до 20 км страховочного верья, закупая за раз по 1…5 км. Есть разница при таких объемах, будет она покупать веревку по 50 руб/метр или по 100 руб/метр.

Веревка и ГОСТ

Вопрос: соотносится ли по умолчанию именование изделия «веревка страховочно-спасательная» с ГОСТом?

Никак нет.

То есть, мы можем сделать любую веревку и обозвать ее ВСС.

Ну вы поняли.

ГОСТ подразумевает, что то, на чем висят, соответствует неким требованиям. Однако если в паспорте веревки написано ВСС и при этом не написано «соответствует ГОСТ EN 1891-2014, то увы, это может быть что угодно. И тут полагаться только на информацию в паспорте, на знания продавца и на познания собственные.

Хотя иногда незнание лучше.

Сам же ГОСТ EN 1891-2014 регламентирует требования к «канатам с сердечником низкого растяжения», предназначенным для работы на высоте. Веревка там рассматривается как средство индивидуальной защиты. Словосочетание «веревка страховочно-спасательная» там отсутствует.

В большинстве случаев ВСС не проходит требования ГОСТ не в силу низких показателей на разрыв, а либо по требованиям массы оплетки (в процентах к массе всего каната), либо по величине смещения оплетки относительно сердечника. Реже по другим параметрам. Например, ГОСТу могут соответствовать веревки от 8,5 мм диаметром, а какой-нибудь производитель может именовать ВСС изделие диаметром 8 мм.

Самый сложный параметр, чтобы подогнать веревку под требования ГОСТа – это масса оплетки. Если в диаметре 11 мм с этим проблем почти нет, то в диаметре 10 мм эти проблемы есть и они существенные.

Решаются эти проблемы разными способами. Чаще всего это либо использование 32-ой (ООО Шнур, Ремера, Коломна и др., в том числе зарубежные) или 40-ой прядности (Дзержинка, Ланекс) вместо 48-ой. Ну то есть уменьшение прядности дает, если утрированно, утолщение оплетки. Второй способ - переход на фактически бОльший диаметр для 48-и прядей. В последнем случае веревка в наименовании идет, например, как 10 мм, а по факту она 10,6 мм (Скала S пр-ва ООО Шнур). С 11 мм диаметром уже сильно проще.

Впрочем, соответствия ГОСТу при диаметре 10 мм возможно достичь и каким-то более извращенным или волшебным способом – как на веревках пр-ва Азотхимфортис.

На что влияет прядность веревки, мы рассмотрим в следующем разделе про конструкцию веревки. А здесь упомянем про типы веревок: тип А и тип Б.

Разделение веревок на типы А и Б – сугубо тема ГОСТа. Если прочесть ГОСТ десять раз, потом дважды переписать от руки, осмыслить переписанное, перевести на латынь и прочитать задом наперед, то возможны два варианта.

Первый: мы вызовем дух инженера, который все это придумал, после чего этот дух заберет нас с собой в ад и познакомит с лично ему предоставленной сковородкой.

Второй: нам повезет, и дух скажет правду. Правда заключается в том, что он не знает (я спрашивал, мне повезло). После чего посоветует обратиться к своему приятелю-демону, который писал ГОСТ EN 12841-2014.

Выполнив те же артикуляции, что и с предыдущим ГОСТом, если нам вновь повезет и мы останемся живы, то мы всё-таки получим относительно внятный ответ:

Все, что связано с канатным доступом и позиционированием [при помощи каната и оборудования, на нем закрепленного] должно выполняться на веревках типа А.

Остальное допускается с веревками типа Б. Собственно, это весь спорт или около-спорт, не связанный с динамическими нагрузками – для динамики есть свой EN (причем, европейский). Например, дюльфер по перилам или жумаринг по ним же.

В это можно поверить. А потом подумать, и понять, что это полнейшая и не имеющая смысла херь. После чего потратить время, стать чернокнижником и снова вызвать дух инженера ГОСТ EN 12841-2014. Ну и пригрозить ему чем-то посущественнее его сковородки.

Демон расколется: оказывается, в промальпе все страховочные устройства (тип А) все-таки необходимо использовать только и только на канатах типа А, ибо канаты типа Б в самых неблагоприятных условиях теоретически не выдерживают и рвутся по узлу. В свою очередь, спусковые устройства и устройства для позиционирования (типы В и С) применять на канатах типа Б можно, если они проходили сертификацию не только на канатах типа А, но и на кантах типа Б, что должно быть обязательно отражено в маркировке на корпусе устройства и/или в сертификате соответствия.

Это жесточайший пат: почти никто из производителей всем вот этим не запаривается, и по умолчанию все равно почти все на свете сертифицирует на канатах типа А.

Поэтому промальп – на канатах типа А; а спорт – хоть на ботиночных шнурках.

Принципиальная разница между типами А и Б в требованиях к прочности. Тип А должен держать не менее 22 кН (15 кН в узлах), а тип Б не менее 18 кН (12 кН в узлах). Соответственно динамические испытания Тип А проходит с весом 100 кг, а тип Б с весом 80 кг.

Для работ на высоте у нас сейчас принципиально нужен сертификат ЕАС (сертификат соответствия). Это документ, подтверждающий, что выпускаемое изделие соответствует ГОСТу в своей категории и будет соответствовать еще какое-то время, до окончания действия сертификата.

То есть, если есть ЕАС, то веревка однозначно соответствует ГОСТу. Мы лишь проверяем, что это действительно ГОСТ EN 1891.

Но, веревка может соответствовать ГОСТу, и при этом не иметь сертификата ЕАС. То есть если завод изначально не продает ее массово на стройки и промальперам (для этого у него есть другие артикулы), то тратить деньги на ЕАС смысла нет.

При этом добровольная сертификация ГОСТ Р утратила свое значение, и часто завод просто указывает в паспорте «соответствует ГОСТ EN 1891-2014», не прикладывая при этом сертификата. Как правило, это сейчас связано с тем, что у сертификата ГОСТ Р вышел срок действия, а ЕАС ему не нужен. Тем не менее, раз характеристики соответствуют, почему бы и нет?

Теперь интересный вопрос: а для спасработ нужен на веревку ГОСТ? ))

Вот это прикольный момент. Если мы осуществляем спасработы своими силами на объекте, то по всем нормам – да. На все снаряжение у нас должен быть ЕАС, ибо если что-то пойдет не так, то за это зацепятся и в лучших традициях нашей горячо любимой страны могут посадить.

Однако органы МЧС, которые выполнят схожую работу – например, снимут людей с канатной дороги – могут воспользоваться 48-и прядной веревкой Коломна, которая имеет сертификат АСС (аварийно-спасательное средство). При этом нормам ГОСТ эта веревка не соответствует от слова никак.

Некоторые нюансы конструкции статической веревки.

Веревка состоит из сердечника и оплетки. Нагрузку держит сердечник. Оплетка его защищает.

Допускается в случае срыва или иных действий работника или альпиниста, предусмотренных или непредусмотренных, сдирание оплетки каким-либо устройством.

Да, веревку после этого придется списать, но сердечник держит в любом случае лучше оплетки. То есть можно повиснуть на нескольких ниточках и, не дыша, попробовать это как-то пережить.

Соответственно, оплетки на ВСС обычно делают с количеством прядей 32, 40 и 48.

Обычно считается, что износу 32-х прядные веревки противостоят лучше. Исходит так из того, что оплетка толще. Это утверждение справедливо только для веревок, которые укладываются в ГОСТ (здесь и далее подразумевается ГОСТ EN 1891-2014).

Так как износ и истирание понятия растяжимые, то «лучше» или «хуже» тоже будут разными для разных же условий.

Там, где толщина оплетки действительно важна, 32-х прядные будут условно лучше 48-и прядных. В основном это легкий разовый порез или трение с ограниченным временем. Если порез происходит под нагрузкой об острый камень или козырек крыши, то веревку в любом случае разрежет вместе с сердечником.

Однако чем ниже прядность, тем легче у нас перетираются нити оплетки и тем быстрее веревка «пушится». Впрочем, это не снижает защитных свойств оплетки само по себе.

Условность же утверждения «лучше» заключается в следующем: оплетка у 32-х прядной веревки ГОСТ более стойкая (благодаря толщине) в сравнении с 48-и прядной веревкой того же диаметра не-ГОСТ. Просто потому, что не каждый завод может сделать, например, 48-и прядный диаметр 10 мм, соответствующий ГОСТу. А 8,5…9,8 мм так вообще почти нереально. Зато от 10,5 мм и выше – без проблем.

Минусы 32-х прядных веревок – они более грубые и многие спусковые устройства на них работают не так плавно, как на 48-и прядных. Соответственно, жумары портят оплетку 32-х прядок сильнее, но и вгрызаются в них лучше. Так же остается неясным вопрос, насколько 32-х прядные веревки быстрее (или медленнее) снашивают спусковые устройства.

При прочих равных (ГОСТ и диаметр) веревки бОльшей прядности предпочтительнее.

Далее: оплетка может быть с кручеными нитями и с некручеными.

На соответствие ГОСТ это не влияет никак. Оплетка с кручеными нитями считается более стойкой к износу, так как нити более часто переплетены между собой. Такая веревка меньше пушится, в особенности при использовании жумаров и кролей.

Однако при прочих равных оплетки с некручеными нитями более гладкие, и могут быть предпочтительнее там, где веревки используются интенсивно, но недолго. Типа спелеологии.

Завод может держать в разных артикулах одну и ту же веревку (с кручеными и некручеными нитями оплетки), так как веревку с некручеными нитями он способен производить быстрее и дешевле. То есть крученые нити оплетки способны формировать в линии производства бутылочное горлышко. При этом никакой разницы в показателях веревки нет.

Пример: веревка Скала S пр-ва ООО Шнур имеет сертификат ЕАС и крученые нити оплетки, при этом в линейке есть та же самая веревка с некручеными нитями оплетки, которая соответствует ГОСТ (ЕАС на нее не стали делать), имеет полностью идентичные показатели и дешевле – в том числе за счет отсутствия ЕАС.

Обзор производителей

Перейдем, наконец, к обзору. Производителей я буду перечислять по убыванию, от большего к меньшему, на основании оборота денежных средств.

1) АО Канат, город Коломна.

Она же «Коломенская» веревка, она же «Коломна».

Самое крупное веревочное производство в России. Вообще-то в основном Коломна занимается канатной продукцией для морских судов и портов, в том числе является крупным в своей сфере экспортером. Страховочные веревки и репшнуры в обороте занимают небольшую долю, но по абсолютным цифрам денег все равно переплевывают большинство остальных производителей.

Это единственный веревочный завод в РФ, который технически и технологически способен производить любую веревку любого качества, хоть статику, хоть динамику. В том числе он ранее производил статическую веревку для брендов Kong и Beal. Возможно, если сравнивать технологов-веревочников по уровню творческого безумия, то впереди всех окажется именно коломенский.

У них же самое крутое оборудование для проверки качества.

В магазинах в основном встречается самый дешевый артикул коломенской ВСС, который и получил нарицательное название «Коломна». Все другие артикулы попадаются в рознице скорее случайно.

Интересные артикулы коломенской веревки обычно не доходят до магазинской розницы, и проходят по крупным закупкам.

Еще 5-6 лет назад коломенская веревка занимала очень весомую долю в промальпе. Особенно эта доля выросла, когда магазин Ледниковый Период, будучи еще чисто спортивно-аутдорным, организовал мелкооптовый склад коломны в Москве и сильно понизил цены. Так как оборот коломны был большим, то стали появляться и всякие крутые артикулы веревок, ТЗ на которые составлялись по «хотелкам». Однако счастье продолжалось недолго, склад прикрылся, а коломна постепенно теряет свои позиции.

Что в плюсе у коломенских веревок?

а) Используется только гродненское полиамидное сырье. Это важно, так как это сырье сильно стабильнее курского. Разъясню кратко: для ВСС обычно используется два сырья – Гродно, Белоруссия (дорого, хорошо, но и не отлично) и Курск, Россия (недорого, но не так стабильно по качеству, как из Гродно). Так как требования к ВСС высоки, то высоки и требования к сырью. Представьте, что одна и та же модель веревки держит в одной партии 2500 кгс на разрыв, а вторая только 2100 кгс. Первая укладывается в требования, а вторая нет. В том числе это связано и с работой станков: чем более нестабильно сырье, тем больший разброс может дать станок.

б) У Коломны хорошие ТУ. При равных диаметрах коломенское верье часто держит больше на разрыв, чем любое другое. Считается, на основе самодеятельных тестов (больше похожих на слухи), что дешевые коломенские ВСС меньше теряют прочность со временем. Если говорить про репшнуры, то до появления Ланекса, коломенский реп был единственным отечественным репшнуром, который хоть как-то подходил для прусика по нагрузкам. При этом у Ланекса технически это не реп, а вспомогательная веревка, и изготавливается он по-другому. Рекламный рынок Москвы, в смысле навески банеров, преимущественно сидит на коломенских шнурах, предпочитая переплачивать, но иметь бОльшие нагрузки на разрыв. Например, шнур 4 мм у Коломны держит 450-470 кгс, а у ООО Шнур – только 350 кгс. При том, что без этикеток лично я не отличу их ни на вид, ни на ощупь.

Вот это в сумме дает Коломне хорошую репутацию. Ее продолжают и продолжают покупать, несмотря на отдельные негативные отзывы.

И, кстати, по Коломне нареканий от покупателей почти нет. В смысле, они есть, но их примерно столько же, сколько на Ланекс.

Основные недостатки дешевых артикулов – дубеет и усаживается. Дорогие артикулы коломны не дубеют и не усаживаются.

Косяки именно по самим веревкам я встречаю примерно дважды в год – это связывание нитей в дешевых артикулах. Эти места могут быть видны визуально. Завод утверждает, что это не приводит к снижению прочности. Я согласен, что в случае с оплеткой это действительно так, но единично встречаются такие штуки с сердечником, и их, на мой взгляд, лучше браковать, благо визуально они отслеживаются.

Что у Коломны не так относительно других и почему она теряет свои позиции на розничном рынке?

Во-первых, это конкуренция. В дешевом сегменте появился ООО Шнур, где очень грамотный хозяин, долго работавший в сфере веревок и организовавший, в конце концов, свое производство. В течение последних лет он сильно отжал рынок.

Во-вторых, цена. Коломна недешевая, и тут давление на нее оказывает не только ООО Шнур, но и Дзержинка, прочно закрепившая позиции в дешевом сегменте.

В-третьих, отсутствие сертификата ЕАС. Это связано с тем, что все артикулы Коломны в 48-ой прядности не соответствуют ГОСТу. То есть сделать ЕАС на них невозможно. ГОСТу у Коломны соответствовали лишь 32-х прядные веревки, но постепенно, с ростом конкуренции, они стали менее востребованы. В целом, время с сертификатами ЕАС вначале было упущено, а сейчас требует переработки ассортимента.

Примечание: тем не менее, Коломна – единственная веревка, которая на части строек проходит допуск к работам с людьми без сертификата ЕАС. Уникальная ситуация, которой я не перестаю удивляться.

В Москве основным розничным продавцом коломны является Ледниковый Период. Больших объемов, однако, никто не держит - если требуется от полутора километров, то выходит дешевле самому съездить в Коломну и купить прямо на складе, благо ходовые артикулы завод всегда держит в остатках.

Для примера соотношения цены/качества - хорошая статика у Коломны начинается в рознице со 100 руб/метр. Это артикул без пропитки, но с термоусадкой. Она на ощупь не такая мягкая, как Ланекс или белорусский Grover, однако более живучая на износ. Массовый обычный артикул стоит 70 руб/метр – в полтора раза ниже.

В целом, в профессиональной среде репутация у коломны хорошая. Лично же я считаю их ходовые артикулы ВСС морально устаревшими и слишком дорогими.

2) ОАО Канат, город Дзержинск

Она же Дзержинка. Известна не менее, чем Коломна ))

А теперь попробуйте оценить весь трагизм в закупках мелкого опта юрлицами.

Неопытные закупщики часто идут по логике поиска производителя нужной позиции через юрлицо. Так вот: Коломна - это АО Канат, а Дзержинка - ОАО Канат. А чем дальше ты живешь от Коломны с Дзержинском, тем меньше понимаешь, что это слегка разные города и заводы.

В свою очередь Яндекс со своей собственной логикой выдачи рекламы на запрос устраивает такую лотерею, что какую бы организацию из этих двух ты не вбил в поисковик, появление нужной на первой строке способно превратиться в рулетку.

Как итог: с завидным постоянством те, кто пытаются купить Коломну, закупают продукцию Дзержинска; и наоборот.

Собственно, как и Коломна, Дзержинск производит широкий спектр канатной продукции, в которой ВСС не главное.

Однако Дзержинка прочно держит за собой нишу самых дешевых ВСС, при этом у нее большая номенклатура, которая благодаря цене фактически вся имеется в рознице.

Почему дзержинка такая дешевая?

Основная причина – сырье. Как я уже говорил, курское волокно дешевле. Но, оно не такое стабильное ))

Во-вторых, Дзержинск собственно, почти не изготавливает дорогие артикулы, да еще и активно использует не самые удачные (технологически), а потому недорогие комбинации ПА+ПЭ.

И тут есть определенный момент.

Дзержинку охотно берут как недорогую веревку и туда, где не требуется сертификат. Или туда, где неопытного покупателя не предупреждают о том, что сертификат необходим, и что, безусловно, находится на совести продавца.

Например, нижний сегмент страховочных веревок у Дзержинки представлен моделью «Альпекс», которая в рознице стоит 39 руб/метр за диаметр 10 мм. Ну как бы технически это веревка, но не веревка для канатного доступа ))

Другой пример – модель Акватекс. Это веревка из полипропилена для нужд спорта. Она плавает, легко вяжется и мало весит. И еще она стоит 38 руб/метр в диаметре 10,5 мм. Это спортивная веревка, которая под канатный доступ не годится не то что по цифрам в паспорте, но даже на вид и ощупь )) Скажу больше – до того, как я полазил на арамиде 5,5 мм, я от Акватекс шарахался, как от чумы. Подюльферяв на 5,5 мм с прусиком из Коломны в 4 мм, на Акватекс я поглядываю с некоторой любовью – неизвестно, что из этих двух страшнее и ненадежнее.

А вообще, субьективно, Дзержинск не умеет хорошо делать (или стабильно делать?) страховочные веревки из полиамида/полиэфира; полипропилена и т.п. То есть у них ПА/ПЭ получается дешевый, тогда как вроде бы по идее хорошо сделанный ПА/ПЭ наоборот должен быть дорогим.

С другой стороны, среди дзержинки есть артикул с ЕАС, с хорошими характеристиками и приятный на вид и ощупь. Это Веста-10 (и она же в последующих диаметрах до 14 мм). Хорошая веревка – хорошая цена, чудес не бывает. Она стоит 88 руб/метр за 10 мм, при том что Ланекс стоит в этом же диаметре 89 руб/метр.

То есть, существует некое искривление восприятия дзержинки, где дешевые массовые артикулы, в отличие от коломенской, снискали славу хреновых – и не сказать, чтобы незаслуженно. Но это переносится на артикулы любые.

В итоге отдельные промальп магазины категорически не возят себе дзержинку, считая это репутационным и идеологическим шагом. Соответственно, в условной промальп-рознице Москвы на дзержинке в основном сидит магазин Штурм. Магазины инструментов, типа Кувалда.ру, тоже полностью сидят на ней же.

Примечание: еще следует понимать, что количество заказов у фабрик прямо пропорционально тому, насколько просто Заказчику поговорить и договориться с этой фабрикой.

В профессиональной среде репутация у дзержинки низкая. Но это не мешает ей продаваться в больших количествах – таков закон рынка. Дешевое – значит конкурентное.

3) ООО Ланекс-Канат, город Орел

Это русский завод Lanex, изготавливающий статические веревки и шнуры. И, конечно, судовые канаты и еще много всего интересного. Мы, однако, ведем речь о ВСС ))

Ассортимент веревки и репов у фабрики очень узкий. Фактически, это одна веревка в диаметрах 9, 10 и 11 мм; она же в диаметре 10 мм с тефлоновой пропиткой; один диаметр суперстатики; три диаметра репов для альпинизма и 4 диаметра простого репа. Больше ничего.

Но производит много, и продукция неплоха по соотношению цена/качество.

Преимущественное направление в этом секторе – изготовление ВСС и репов для других брендов. На Ланексе плотно сидят Венто (веревка Профи-Статик) и Альпиндустрия (веревка Alpzzone). Альпиндустрия – в смысле не спортивный отдел, а PRO, который промальп.

Примечание: «гиганты» продаж, такие как Венто и Альпиндустрия, не могут сидеть на одном веревочном бренде. Во-первых, есть ценовое разграничение, типа дешевая веревка и дорогая веревка; во-вторых мощностей одной фабрики может тупо не хватать для бесперебойного снабжения даже одного игрока. В частности, Венто заказывает веревку на четырех или пяти фабриках, одна из которых находится за рубежом (динамические веревки).

Ланекс считается хорошей веревкой для канатного доступа. Она не дубеет и не усаживается, с ней приятно работать и она обладает сравнительно низкой ценой – 89 руб/метр за 10 мм, и 99 руб/метр за 11 мм. Это меньше, чем хорошая коломна )) И у нее есть сертификат ЕАС. Сырье, разумеется, только гродненское.

В минусе Ланекса низкая механическая стойкость к износу, по сравнению к более дешевому и дубовому верью. Ну или недубовому и дорогому.

В итоге Ланекс ценится везде, где работа происходит на канатном доступе и веревка не убивается на покраске и герметизации швов, или на кислоте. Так как веревка излишне мягкая и рыхловатая, то она плющится, проходя через спусковые устройства, и некоторые СУ через нее могут протравливать. Зато хороший коэффициент узловязания ))

Это основное эксплуатационное отличие Ланекса (и ее условных копий, типа Grover пр-ва Азотхимфортис) от дорогих артикулов Коломны или Ремеровского Мангуста. Те долговечнее, но не такие «удобные» в работе.

Основной вопрос – почему, если веревка такая хорошая и не сильно дорогая, то ею не торгуют все магазины? А если торгуют, то сравнительно ограниченно?

Помните, я говорил о том, что важно, насколько легко и предметно договориться Заказчику и Производителю?

Когда мы говорим про веревку – да и про многое другое тоже – то она заказывается не там, где она самая охренительная  и недорогая, а там, где ее проще всего, без геморроя, приобрести. Желательно еще быстро и в нужном количестве )) И, кстати, точно так же мы с вами совершаем большинство покупок в магазинах.

4) ООО Шнур, город Дзержинск

Она же «Скала» (торговое наименование веревки) и «нижегородка» (раньше они арендовали цех в Нижнем Новгороде).

Фабрика занимается исключительно верьем и шнурами, используя преимущественно (но не везде) гродненское сырье.

Это игрок, который появился на рынке сравнительно недавно. Насколько я понимаю, человек, основавший фабрику, работал до этого на других фабриках и решил основать свою.

Постепенно его фабрика сумела отжать кусок растущего рынка у Коломны и Дзержинки. Она делает веревки всем на свете под десятком, если не больше, брендов.

Помнится, когда он начинал с «гаража», его веревка была лучшей, среди прочих гаражных образцов.

Один из основных Заказчиков у ООО Шнур – Венто, которая заказывает модель Скалу S и продает затем под своим названием Венто Высота.

Со временем идея оформилась в мысль, что необходимо сделать массовую веревку на уровне дешевой Коломны, но еще дешевле и с сертификатом, и при этом лучше Дзержинки. Так и получилась Скала S.

Теперь веревки производства ООО Шнур занимают в секторе дешевого верья для строек верхнюю или около того позицию. При этом самое важное здесь то, что дешевая шнуровская веревка имеет сертификат ЕАС, а вот та же дзержинка – нет, и, в конце концов, ООО Шнур в этом секторе дзержинку выдавит.

Ключевое, что было реализовано у ООО Шнур при его создании: с ними легко договориться, а после того как с ними договорился – они про тебя не забудут.

В итоге, когда прораб какой-нибудь стройки носится по Москве, пытаясь в течение вечера купить за недорого 5 км верья, с сертификатом и НДС, с большей долей вероятности он купит именно продукцию компании ООО Шнур.

Основной розничный продавец в Москве – Ледниковый Период. Здесь имеется в виду, что продавец именно под брендом самого ООО Шнур. Так-то эту веревку можно встретить под самыми разными наименованиями, где угодно и у кого угодно, даже в последнем подвале, торгующем альпбарахлом из под полы.

Скала S близка к дешевой Коломне идеологически – это дубовая веревка с плотной 48-и прядной оплеткой. Она держит меньшие нагрузки на разрыв (что не мешает ей соответствовать ГОСТу) и подвергается процедуре термоусадки (что не мешает ей еще больше дубеть в процессе эксплуатации).

Честно говоря, не знаю, умеет ли ООО Шнур делать условно крутые веревки хотя бы уровня Ланекса. В массе они точно этим не занимаются, так как спрос на ВСС Скала S очень высокий.

Кроме сертифицированной Скалы фабрика выпускает ту же самую Скалу, но с некрученой оплеткой, просто под названием «веревка страховочно-спасательная». Еще есть серия «Спуск» – 32-х прядные дубовые веревки, сделанные по ГОСТ; и серия «Подъем», для грузов и спасработ, в диаметрах 14 и 16 мм.

Особо стоит отметить серию репшнуров «Хват». За образец брался Ланекс, Tendon и прочее подобное. Сложно сказать, насколько получилось лучше или хуже. Я считаю Ланексовые (они же Венто Cord) более стабильными, к тому же они держат чуть большие нагрузки. Зато у «Хвата» больше линейка диаметров.

5) Азотхимфортис. Белоруссия, г. Гродно

Резонно указать, дескать Белоруссия не Россия ))

В наше время, как я считаю, это слегка не так )) И вообще, все леопарды – империалисты )) Я – за ЛеоССР от океана до океана )) Даешь свободу всем пятнастым! ))

Да и производство у Азотхимфортиса во многом ориентировано на РФ.

В лучших традициях социализма, Азотхимфортис был организован при химическом заводе, и занимается изготовлением не столько канатов, сколько производит тосол и удобрения (!).

Где-то через дорогу от завода еще находится орган сертификации, благодаря чему цепочка «поставка сырья + изготовление всего + получение бумаг» занимает наикратчайшее во всем мире время. Хорошо помню, как мне позвонили утром, спросили что должно быть в сертификате на веревку, и уже после обеда прислали скан документа ))

Вот поэтому у РБ неплохая экономика ))

В основном веревочная продукция завода продается оптом через дилера в Балашихе (ООО Эбис), но большие объемы (хотя бы на 0,3…0,5 млн. руб) можно приобрести напрямую. На отдельную продукцию есть и более мелкие дилеры.

Кроме самых дешевых артикулов ВСС, которые сравнительно мало использовались в промальпе, довольно долго на рынке РФ была представлена неплохая ВСС-веревка Fortis. По сути это уровень дешевой Коломны и Скалы S пр-ва ООО Шнур, но немного мягче и приятнее. Короче, сделана она слегка получше. Естественно, есть сертификат ЕАС. Очень интересно, что они ухитрились уложиться в ГОСТ при диаметре в 10 мм и 48-и прядности оплетки. Например, у Ланекса 10 мм веревка выполнена в 40 прядей, а у ООО Шнур имеет фактический диаметр 10,6 мм.

И вот чего не отнять у белорусов – очень стабильное качество страховочных веревок.

Основной недостаток Fortis – большая усадка и постепенная дубовость. При этом она остается немного более мягкой, чем Коломна и Скала. Как мне кажется за счет слегка другой оплетки. Лично мне в итоге Fortis нравится больше, чем Коломна или Скала.

С прошлого года появилась новая ВСС – Grover. Это аналог Ланекса, но, опять же, на мой взгляд, она слегка лучше – в ней ухитрились для диаметра 10 мм сделать 48 прядей и она не так плющится, как Ланекс.

В ноябре 2022 года появилась довольно крутая по характеристикам веревка Grover Штурм. Я ее еще не лапал, мне ее только анонсировали. У нее очень интересная история создания, и я потом постараюсь написать о ней в ВК.

Из торговцев на продукции Азотхимфортиса в Мск сидят АльпиндустрияPRO и СИЗ Контракт. В остальных магазинах столицы она имеется ради ассортимента, но в больших количествах не продается.

6) ООО Ремера, город Санкт-Петербург

Маленькая фабрика, которая начинала с чего-то околояхтенного. Последнее время испытывает рост.

Ремера среди веревок – это примерно как Сивера среди аутдорной одежды. Не в смысле легкоходства, а в смысле дотошности и технологичности.

У Ремеры дикое количество интересных артикулов шнурков, шнурочков и канатов из самых разных материалов. На выставке любой уважающий себя альпинист может просто умереть от счастья рядом со стендом. Потом воскреснуть и умереть еще раз – уже от того, что все равно купить это вряд ли сможет.

Однако, вернемся к статическим веревкам ))

Фактически, промальповских веревок у Ремеры две – «Статика 32» и «Мангуст». Честно говоря, я под канатный доступ считаю 32-х прядки вчерашним днем, но как страховочная под тот же снегосброс вполне себе подойдет. Другой вопрос, что Ремера отнюдь не дешевая.

Мангуст, насколько я понимаю, разрабатывался изначально не под промальп, и начал проникать туда из арбористики. Но его популярность росла, и на него, в конце концов, сделали ЕАС.

Мне нравится Мангуст тем, что он хоть изначально жестковат, зато не дубеет, не усаживается, очень стоек к износу и истиранию, его медленно убивают жумары и подобные зажимы, его не раскатывают спусковые устройства.

В свою очередь сам он изнашивает все остальное тоже повеселее, чем полиамид )) Ну так как более шершавый.

Мангуст – очень хороший пример, как должен выглядеть сравнительно недорогой ПА+ПЭ. То есть у него сердечник из полиамида, а оплетка из полиэфира. Сделать такой бутерброд качественно и стабильно не так уж и просто, и в этом отношении имеет смысл сравнить Мангуст и веревку производства Дзержинск. Ну это совершенно разные изделия по качеству. По цене тоже – разница в два раза.

Почему тогда недорогой? Можно сделать еще круче. Выйдет сильно дороже ))

Еще у Ремеры есть спортивные веревки и веревки для арбористики. И куча разных шнурков и веревок из дайнемы и арамида.

Ремера похожа на лабораторию, хотя понятно, что в основной оборот у нее приходится на Мангуст, Ремеру 32 и прочее подобное.

Основной продавец Ремеры 32 – АльпиндустрияPRO. Основной Заказчик – Венто. Дилер Ремеры в Москве – магазин Guru-ST, там же самый большой склад Мангуста.

7) ЗАО ПО Аскан, город Асбест, Свердловская область

Самый маленький производитель ВСС в России.

Скажу честно – лично я не имею такого большого опыта с Аскановскими веревками, как со всеми другими, которые я перечислил. Аскан не представлен в Мск, либо представлен случайно. Промальп магазины в Москве им не торгуют, как в силу репутационных причин, так и логистических.

В частности, все прочие веревки, кроме Азотхимфортиса, производятся сравнительно неподалеку от Москвы, и ты в случае необходимости всегда можешь привезти безлимит ходового артикула.

Например, у тебя осталось на складе 3 км, а покупателю нужно 4. Ты говоришь – дружище, бери сейчас три, а через два дня я отгружу тебе четвертый. А сам сразу заказываешь 8, чтобы и покупателю отдать, и склад не оголить.

Даже Ремере, которая всего лишь в Санкт-Петербурге, было нелегко залезть из-за этого на московский рынок.

Азотхимфортис решил эту проблему созданием большого склада в Балашихе с еженедельным его пополнением.

В свою очередь, маленькие размеры Аскана и его удаление от столицы сильно его ограничивают. В этом отношении разница между веревочным производством и производством, например, карабинов (Ринг) – очень велика. Тысяча стальных карабинов – всего лишь десять небольших коробок по 20 кг, по ним всегда есть прогноз продаж и несложно рассчитать сроки заказов. По веревке же динамика продаж розницы и мелкого опта всегда хаотична.

В основном образцы Аскана я смотрел около пяти лет назад, когда вообще взялся по работе исследовать веревочный российский рынок. Впечатление было весьма так себе, и я не увидел каких-то отличий от дешевых артикулов Дзержинки.

Сейчас в каталоге Аскана есть позиции с хорошими характеристиками и выполненные по ГОСТ. Но это видимость на бумаге и насколько они хороши или плохи в самом деле – я не могу сказать.

Leave a Reply