Английская компания Inov-8 занимается производством экипировки для профессионального бега. В основном она известна своей обувью, хотя под ее брендом также изготавливается одежда и беговые жилеты. Впрочем в Россию одежду и жилеты Inov-8 завозят совсем мало.
В РФ дилером бренда является Red Fox и он реализуется преимущественно у них. Остатки размерного ряда со склада иногда проскальзывают на барахолках по вполне вкусным ценам
Непосредственно русскоязычный сайт Inov-8 можно на любых профильных семинарах приводить как пример неинформативного, неудобного и вообще бесполезного. Почерпнуть на нем нечто, что поможет в выборе или разобраться с технологиями, вряд ли получится. С ценой там тоже может поджидать засада, так что цены лучше сразу рассматривать в розничных магазинах (сайт непосредственным продавцом не является).
Несмотря на то, что Inov-8 выпускает обувь для любой формы бега, наибольшую известность в России она получила за счет обуви для трейлраннинга. Её трейловая обувь считается сравнительно долговечной.
По поводу долговечности вопрос вообще стоит остро. Компанию не совсем можно отнести к аутдору в походном смысле этого слова, хотя у них и присутствуют ботинки для хайкинга. Однако, в той же категории, например, работает и Salomon, просто для походов у них продукции больше.
Почему я подошел к вопросу долговечности? Немного более десяти лет назад (в среднем, кто-то раньше, кто-то позже) большая часть брендов пошла по пути производства изделий с минимально достаточным сроком службы. Разумеется, часть снаряжения в премиум-сегменте все равно осталась долговечной, но основная масса стала служить существенно меньше. То есть, если раньше походное снаряжение априори считалось долговечным, то сейчас общий акцент сильно смещен.
Причины этого комплексные и писать о них можно бесконечно. Сюда относится смена аудитории (массовый туризм и альпинизм, где в принципе не требуется долгий срок службы); запланированное устаревание; ориентация на экологичность (типа, быстро оно разваливается потому, что выполнено из материалов, легче поддающихся переработке и быстрее разлагаемых); маркетинг (экология на словах нынче в тренде); возможность ставить более выгодную маржу; и тому подобное.
В итоге, назовем это своими словами, часть продукции известных брендов перешла на сторону недолговечного фуфла; а другая часть пытается хотя бы в какой-то мере поддерживать "старые традиции". Хотя и в своем извращенном понимании современного менеджмента.
Наверное, если уж я залез в эти дебри, имеет смысл привести примеры. Снижение долговечности - спальные мешки на синтетике брендов Marmot и North Face (в нижнем сегменте) сминаются ощутимо быстрее, чем предыдущие поколения; обувь Salomon и Asolo снашивается быстрее по подошве (вероятно, иной состав резины); извращенный маркетинг - бензиновые горелки MSR, где обычный насос превратили легким движением руки в Arctic, а стандартный, который ставят по умолчанию, теперь не годится по прокладкам для работы под низкие температуры; продолжение ориентации на долговечность - рюкзаки Osprey (кроме легкоходных, разумеется), коврики Term-a-Rest, палатки Hilleberg.
Понятия и границы долговечности и недолговечности, конечно, размыты, в силу отсутствия цифр. А потому они легко выворачиваются маркетингом и превращаются в субъективные.
Вернемся, однако, к Inov-8. Продукция этой компании имеет много фанатов, как из-за неплохой конструкции обуви под бег (в частности, трейлы), так и за счет её сравнительной живучести.
В отдельную часть поклонников Inov-8 можно записать и сектантов почитателей нулевого дропа. Это когда перепад высоты между пяткой и носком составляет 0 или около того мм. Почитается он потому, как при беге нога в таком случае проще приземляется на носок. Считается, что таков естественный бег. Правда, большинство "нулевиков" предпочитает все же бренд Altra, у которых нулевой дроп является единственно возможной формой бытия.
Сам я к нулевому дропу отношусь скептически. Во-первых, часть его почитателей либо бегает редко, либо бегает немного (по километражу). Другая часть, та самая, которая бегает как раз много, по численности все равно не превышает тех, кто бегает столь же быстро и далеко, но не на нулевом дропе.
Во-вторых, сам я бегаю по разному в зависимости от маршрута, требуемой скорости и от покрытия. Асфальт я бегаю мало, в основном рельеф. Например, глинистые участки я бегу только с носка. Бежать много часов только лишь с носка трудозатратно и более мучительно для голеностопа. Если необходимо бежать долго с высокой скоростью, то, по-моему, вообще по фиг, как ставить ногу. Ставить надо так, как удобно. Вопрос же ударной нагрузки и вообще техники бега не решается только лишь одним бегом с носка.
В третьих, проблема сыплющихся коленей и слабого голеностопа бегом с носка тоже не излечивается. Это чертовски вредный миф.
Кроссовки X-Talon 212 я изначально купил для ММБ. В том обилии болот и грязи, которую так щедро обеспечивают и нашаманивают организаторы соревнований, требовалась легкая прочная обувь, с максимально возможным сцеплением подошвы с поверхностью.
Вес кроссовок в моем размере 10UK составляет 572 гр/пара. Длина шипов составляет 8 мм, а дроп равен 6 мм.
Подошва здесь без супинатора. В передней её части проходит канавка, её хорошо видно на фото. Производитель называет её Meta-Flex. По ней подошва легче сгибается. На мой взгляд, это удобно в первую очередь при перемещении по маршруту с затяжными подъемами - голеностоп меньше тратится на сгиб подошвы. При беге с носка по тем же глинистым участкам тоже получается легче и экономичнее.
Промежуточная подошва изготовлена из Eva (сейчас почти все так делают, хотя Eva бывает разной). Амортизация выполнена хорошо. Чувствительность грунта, однако, не очень внятная (хотя тут все субъективно). Здесь получается некий консенсус - это обувь с невысокой подошвой, что повышает чувствительность, но с неплохой амортизацией, что чувствительность все же снижает.
Несмотря на отсутствие супинатора, подошва здесь пожестче, чем в обычных парковых кроссовках, что сильно сберегает и пальцы, и стопу на бездорожье.
Верхняя часть в меньшей мере кожаная, в большей - из прочной синтетики. Хорошо дышит, но воду не впитывает от слова никак. При этом так же прекрасно её выпускает. Разумеется - никакой мембраны, ибо мембрана на подобной обуви - величайшее зло.
После двух забегов я начал использовать X-Talon 212 и в своих походах, на подходной части по болотам, тропам и разбитым грунтовкам. То есть везде, где не было камней. То есть, по низам я передвигался в этих кроссовках, а выше зоны леса переобувался в треккинговые ботинки.
Таким образом, я вновь перешел на две пары обуви. До этого у меня был длительный период, когда я пользовался в походе только одной парой. Но на подходах по болотам треккинговые ботинки, напитавшись водой, становились чувствительно тяжелее. В принципе, меня оно мало беспокоило, в отличие от плохой работы протектора по грязевым и песчаным маршрутам подходов.
Переход на использование при подходах и многочисленных бродах на очень зацепистую и легкую обувь, позволил существенно увеличить скорость перемещения. То есть, дополнительный вес пары полностью себя оправдывает.
По камням, конечно, передвигаться в X-Talon 212 травмоопасно. Протектор не держит на них от слова никак и заставляет постоянно оскальзываться. Отсутствие супинатора тоже в данном случае играет в минус.
При переходе глубокого брода с быстрым течением и крупными камнями устойчивость, соответственно, тоже ниже, чем в треккингах.
При обилии воды и в межсезонье я использую с кроссовками неопреновые носки толщиной три миллиметра. Ещё неопрен здорово спасает, когда температура падает ниже ноля градусов. При длительном передвижении по снегу и болотам, при температурах -6...-8 градусов, я поддеваю под неопрен тонкие треккинговые носки.
При больших перепадах высоты под рюкзаком кроссовки тоже не годятся - быстро "ведет" голеностоп.
Под каменистые тропы и перепады в данном случае лучше подошли бы другие модели, с супинатором, иным составом резины и рисунком протектора. На фото ниже Trail Rock 255 в качестве условного примера.
Эта модель имеет супинатор и более плотный рисунок протектора. На подошве применяется три разных состава резины, которые выделены цветами. Самая жесткая и износоустойчивая стоит в районе пятки, самая мягкая и нескользящая в районе свода стопы (обозначена красным цветом). Получается очень грамотный консенсус между долговечностью подошвы и её способностью удерживаться на разных поверхностях.
Ниже на фото приведены некоторые варианты супинаторов в обуви Inov-8.
Кстати, наверняка имеет смысл кратко рассмотреть существующую линейку моделей X-Talon, для понимания, чем они друг от друга отличаются.
X-Talon 212: легкий, простой, классический в понимании Inov-8, кроссовок для трейла, без супинатора и дропом в 6 мм.
X-Talon 200: отличается сильно расширенной колодкой, большей толщиной промежуточной подошвы из Eva (выше амортизация), меньшим дропом (3 мм). Чтобы сохранить вес на минимальном уровне, полностью убрали кожаные вставки. Хороши там, где нужно бежать относительно быстро, но с препятствиями, которые необходимо перепрыгивать. Отсюда требования к низкому весу и хорошей амортизации.
X-Talon 210: соревновательная обувь, где промежуточная подошва выполнена более тонкой и чувствительность тропы выше. Колодка немного шире, чем на 212. Дроп 3 мм. Чтобы сохранить амортизацию, применяется немного другой Eva в промежуточной подошве (но амортизация все равно немного ниже). Несмотря на аналогичный семейству рисунок протектора, состав резины здесь другой и она лучше держит на мокрых гладких поверхностях. Предназначены для скоростных забегов по бездорожью, где основное покрытие грязевое, но в целом рельеф очень разнообразный. Бессмысленны для перемещения шагом или бега с невысокой скоростью.
X-Talon 230: по толщине подошвы, дропу и ширине колодки полностью аналогичны 212-ым. Но заточены под перемещение по местности, где характерны большие перепады высот (постоянные набор высоты и её сброс), плюс где наряду с грязевым покрытием попадается много участков жесткого покрытия. Представляют собой этакую переходную модель от грязи к горам. Имеют супинатор в подошве, амортизирующий слой обладает большей эффективностью. Состав резины на протекторе ощутимо лучше держит на камнях. Это та модель, которую я хочу попробовать в дальнейшем, когда мои 212-е выйдут из строя.
X-Talon 260 Ultra: соревновательная обувь, заточенная под ультратрейлы, с преимущественно мягким покрытием. Имеет дроп в 8 мм, толстую промежуточную подошву с высокой степенью амортизации и супинатор. Чувствительность покрытия невысокая, но в многодневных гонках на дальние дистанции становится важна амортизация. Широкая колодка позволяет сравнительно комфортно бежать независимо от степени отечности ног 🙂
Естественно, подобную обувь приходится постоянно ремонтировать. Тут вопрос стоимости и сложности. Как правило, если треккинги начинают разваливаться, их ремонт влетает в копеечку, либо и вовсе становится проще выбросить.
Inov-8 можно отремонтировать недорого, либо и вовсе самому.
Основных проблем две. Первая - защита носка неизбежно отклеивается. В длительных забегах по бездорожью мы неизбежно цепляемся за какие-нибудь палки и пни, особенно в лесу и болотинах. Поэтому рано или поздно защита отклеивается.
Вторая проблема - рвется шов на сгибе мыска. Это тоже в нашем случае неизбежность, но никакой проблемы с прошивкой здесь нет. Мой друг Стрейр, например, который эксплуатирует точно такие же кроссовки, подшивает и клеит их самостоятельно. Последние два раза ремонтировал их и мне. До этого мы таскали их в Башмачок, где нам их подклеивали и подшивали за 300...400 руб.
При этом, на мой взгляд, мелкий ремонт требуется именно после соревнований. Моя походная жизнь на состояние кроссовок никакого эффекта не произвела.
Текущее состояние протектора и его износ.
Кроссовки прошли/пробежали порядка 800 километров и, как видим, протектор в прекрасном состоянии. У Стрейра визуально износились чуть больше. Километраж у него должен оказаться немного выше, при этом он тяжелее меня где-то на 12 кг (мой вес 68 кг), так что все закономерно.
Интересно, что при передвижении под рюкзаком амортизация здесь оказалась лучше, чем у большинства треккинговых ботинок. При этом подошва не провалилась и не промялась - в отличие от недорогих кроссовок. Опять же, "гражданские" кроссовки при обилии воды очень быстро умирают. X-Talon к воде полностью индифферентен. И обуть их морозным утром, когда они превратились в кусок льда, тоже значительно легче, нежели иную обувь.
В некотором минусе - узкая колодка, очень плотно облегающая ногу. Это супер-круто для однодневных соревнований, где нога сидит точно и без зазоров. Ощущаешь себя, как в спортивном автомобиле. Но на вторые сутки сорев опухшая нога лезет в бот уже неохотно. То же самое происходит и после особо трудового дня в походе.
В межсезонных походах, где температура охотно по утрам опускается до минус 8, лед на болотах ещё не держит, а на реках его ещё нет, пришлось перейти на использование двух пар неопрена. Утром надевается только сухой неопрен (образуется задача по высушиванию мокрого неопрена к следующему утру) - иначе в промерзших кроссовках, которые ОЧЕНЬ плотно облегают лапу можно остаться вообще без пальцев. А так - успеваешь под рюкзаком разогнаться и прогреть боты до того, как они охладят тебя самого 🙂
И все же не стоит забывать - в первую очередь это спортивная специализированная обувь. Здесь узкая колодка и полное отсутствие защиты голеностопа. И то, и другое, требует как подготовки связок, так и понимания, как и где вообще этой обувью пользоваться.
Скорее всего, приобретать без опыта гонок подобную обувь для подходов и перемещения по "низам" будет бессмысленно, а местами и вовсе травмоопасно. С другой стороны, если уже есть опыт в использовании кроссовок на влажных и грязных подходах - почему бы и нет?
Что касается непосредственно соревнований, то тут все просто: это кроссовки под грязь, болото, песок, и чем грязь более мокрая, глубокая и липкая, тем кроссовки более к ней подходят. И, соответственно, наоборот.
Ну и напоследок - в отношении долговечности обуви и повышения скорости перемещения очень важную роль играет правильный подбор ее размера. Увы, если мы приобретаем обувь меньше или больше ("покупай на размер больше, под толстый носок"), либо с несоответствующей по ширине колодкой, то обувь проживет меньше, а плюсов её (если они есть) мы использовать не сможем. Увы, правильный выбор размера - тоже некая наука и опыт, который приходит только со временем и опытом.
Добрый день. Вы же вроде из Иркутска, подскажите на каких маршрутах у нас оптимальна эта обувь? Что-то не могу сообразить.
Здравствуйте. Нет, я не из Иркутска 🙂 Использовать их можно везде, где есть грязь и болота, независимо от региона.
ой, а подскажите, пожалуйста, что за Башмачок и адрес, они на ремонте спортивной обуви специализируются?
Нет, они специализируются на ремонте обычной обуви. Конкретно адреса того отдела, куда мы сдавали, я не нашел — возможно, его там уже нет.
Именно специализированных мастерских по спортивной обуви в Москве, пожалуй, нет. Треккинговую обувь и скальники обычно отправляют в Казань, в мастерскую «Димель».