Практика одиночных походов. Часть 5: Общие принципы выбора маршрута

Практика одиночных походов. Часть 5

В цикле статей "Практика одиночных походов" я расскажу о том, как ходить в одиночку и что для этого необходимо знать и уметь. Речь будет идти именно о туристических походах и путешествиях, экспедициях и полевых исследованиях в любое время года и на любой местности. Как и в других своих статьях не стану касаться высотной специфики и одиночных альпинистских восхождений, так как в этих областях свои знания я считаю недостаточными.

Практика одиночных походов. Часть 1: Вступление. Преимущества и недостатки одиночных походов по сравнению с групповыми.

Практика одиночных походов. Часть 2: Мотивация. Философия одиночных походов.

Практика одиночных походов. Часть 3:  Опасности одиночных походов.

Практика одиночных походов. Часть 4: Психология одиночного туризма.

Общие принципы выбора маршрута

Описав выше этакий портрет самоубийцы-психопата и внушив страждущим адептам страх перед многочисленными опасностями соло, мы наконец можем перейти к планированию наших путешествий.

Итак, маршрут должен быть:

  • интересным
  • логичным
  • спланированным от и до

Интерес может достигаться эстетическим удовольствием от красот, исследовательской и фотографической деятельностью, приятными техническими этапами, а также любыми иными средствами, которые будут поддерживать в нас мотивацию и, в конце концов, составят послевкусие похода.

Одиночный поход в наибольшей мере, чем групповой, предоставляет возможность быть интересным именно нам любимым. Помните, в походы вы ходите для себя. Лучше пройти чуть менее сложный поход, но более интересный и познавательный, чем наоборот.

Чтобы поддерживать интерес, всегда следует ориентироваться на постепенное, от похода к походу, повышение планки опыта и ожиданий от маршрута. Интерес подразумевает определённую сложность и насыщенность событиями. Насыщенность может обеспечиваться и исследовательским интересом.

Постепенное повышение планки ожиданий и получаемых ощущений заложено в психике человека или туриста. Поэтому, если всё проходит полностью гладко, плюс если ещё и не встретилось нового, подогревающего интерес, если не было поставлено вспомогательных целей, то впечатления от маршрута будут слабыми.

В построении нитки маршрута должна быть заложена логика. Если вы заходите и выходите одним путём, если одна и та же тропа будет сопровождать вас более одного дня, то логика маршрута нарушена. То же самое произойдёт, если вы собираетесь пройти все перевалы в небольшом квадрате - у вас получится чисто технический маршрут, но не приносящий эстетического удовольствия и не блещущий разнообразием, а значит построенный не логично.

Спортивные маршруты могут включать в себя нелогичные участки для достижения необходимого километража, хотя любая нормальная МКК всегда старается такие маршруты завернуть по причине их нелогичности. Сюда же относится и своеобразное перепрыгивание через один и тот же хребет, но по разным перевалам, для необходимого набора технических препятствий под нужную категорию. Любой логичный маршрут подразумевает принцип "один хребет - один перевал", за исключением районов, где такое невозможно. В случае большого кольца на маршруте, когда  при этом приходиться пересекать один и тот же хребет в разных направлениях, лучше при имеющейся технической возможности выбрать два разных перевала.

Суть же в том, что нелогичный маршрут удовольствия не несёт и является следствием либо неудачного планирования, несерьёзного подхода, либо сознательной подгонкой исходя из спортивной составляющей.

Кроме того, маршрут должен иметь цели и задачи, а также включать в себя аварийные пути отступления.

Прохождение не является единственной целью, точнее не должно являться таковой. Должны существовать и другие цели. Научиться делать что-то, потренировать что-то, разведать что-то, проверить что-то и тому подобное. Целей таких можно поставить много. И к каждой цели должны быть поставлены чётко сформулированные задачи, помогающие в её достижении.

Пример:

Цель - потренировать и поднять планку опыта в строительстве и проживании в снежной пещере.

Задача - в трёхдневном базовом лагере, откуда мы будем совершать восхождение на вершину, вырыть снежную пещеру, имеющую заглубленный относительно лежанки вход и приспособленную под отопление бензиновой горелкой; замерить разницу температур в убежище и снаружи при отоплении и без него, замерить расход топлива, сделать выводы о реальной необходимости отопления в условиях определённого диапазона температур.

Целей таких, больших и малых, вы можете поставить себе любое количество. При наличии хороших целей и задач под них, грамотно расписанных в блокноте и с подготовленным под них снаряжением, на маршруте вам будет обеспечен и интерес, и времяпровождение вечером и в непогоду.

Будьте смелыми, когда ставите себе цели и задачи на предстоящий маршрут, когда занимаетесь планированием. Несомненно, что смелость таковая должна идти  рука об руку с адекватной оценкой свои сил, но если мы не будем ставить себя ближе к грани своих возможностей, постоянно испытывая их, то останемся на прежнем уровне своего опыта.

При планировании маршрута обязательно наряду с ниткой передвижения планируйте аварийные пути отхода с маршрута. Необходимость ими воспользоваться может диктоваться травматизмом, сильным утомлением, выходом из строя снаряжения (его потерей) либо затяжной непогодой, делающей маршрут непроходимым. Также аварийные маршруты подразумевают возможность корректировки маршрута в случае значительного отставания от первоначального графика движения.

Вообще слово "аварийный" вариант несколько не отражает действительность и наделяет само понятие слишком большой категоричностью. Лучше придерживаться понятия "запасной".

На рисунке основная нитка показана красным, запасная жёлтым. 

В случае, например, дефицита времени или большого уровня воды в реке, группа пропускает кольцо через ручей Экса и перевал №52 сложностью 2А. Выход к штольням она при этом меняет на радиальный выход от избы.

Также в случае необходимости она может поменять перевал №44 сложностью 2А на перевал №46 сложностью 1Б.

И обязательно у вас должны быть распечатаны карты запасных вариантов пути.

Избегайте при планировании возможных тупиковых ситуаций. Типичная тупиковая ситуация - вы сидите на выходе из маршрута, после двух недель, под сложным перевалом, за которым один-два дня - и маршрут выведет вас к людям. Сидите, потому что погоды нет, и простого перевала рядом тоже нет. А обратно идти неделю.

Это тупиковая ситуация.

Рассмотрим пример:

Группа стоит лагерем в месте, которое я обозначил на карте красным кружочком. Ей необходимо пройти через перевал №20 сложностью 2Б (это перевал Снежный на хр. Кодар). Перевал односторонний, то есть вся его определяющая сложность приходиться на одну сторону и в данном случае она со стороны группы.

Группа не может пройти перевал по погоде - обложной дождь с отсутствием видимости и глубоким снежным мокрым покровом, переходящим в оледенение на скалах. У неё заканчивается время, так как после прохождения перевала у группы был запланирован двухдневный спуск вдоль реки до посёлка Старая Чара.

Все перевалы рядом - то же все 2Б. Ближайшие проходимые в таких условиях 1Б показаны красными стрелками. Все населённые пункты расположены только по другую от лагеря сторону водораздела.

Группа в тупике - уже прошло три дня непогоды. Стоит ли ей ждать дальше - в надежде, что погода устаканится - или потратить три дня, чтобы в условиях непогоды и сильно вздувшихся ручьёв сбросить ниже по ручью более километра высоты и вновь набрать к проходимому сейчас перевалу №24?

При этом, если непогода продлится ещё 2-3 дня, то группе придётся после прохождения перевала №24 сидеть ещё пару дней в ожидании, пока уровень притоков снизится и даст возможность уйти вниз.

То есть сама по себе ситуация не сложная, но только тогда, когда есть запас времени, чтобы им оперировать, чего нет на выходе с маршрута.

Вывод: планируйте адекватные запасные пути и избегайте технических препятствий в последней трети или четверти маршрута, если рядом с ними невозможно построить запасную нитку.

Дальше - если регион для вас новый, то лучше не планировать сразу по нему что-то сложное. Ведь вы не знаете специфику здешней местности. Лучше сделать чуть проще, но провести поход как бы ознакомительного характера.

Также для многих горных регионов зимний сложный поход лучше предварять летним. Зимние одиночные походы в горах сложны сами по себе за счёт очень трудоёмкой работы. Несмотря на то, что зимой линия движения в основном строится по другому, часть потенциальных опасностей для маршрута можно оценить и летом.

Красной сплошной линией показан летний вариант прохода, чёрным пунктиром зимний. Летний зимой непроходим из-за высокой лавинной опасности, а также высокой вероятности срыва со склона без кошек и ледоруба. Обходной же вариант позволяет пройти участок без спецснаряжения.

Вывод: не стоит при прокладке маршрута ориентироваться только лишь на летние описания района. Соответственно, если летом мы захватываем часть предстоящего зимнего пути, то сразу стоит хорошо подумать, преодолим ли будет участок в иное время года и какие при этом обходные пути существуют.

Таким образом часть походов может быть разведывательного и/или подготовительного характера. При условии грамотно поставленных целей и задач такие походы то же интересны и они прекрасно вписываются в долговременное планирование.

В заключение хотелось бы предупредить - очень, очень осторожно и с недоверием относитесь к описаниям маршрутов!

Почему?

  1. Отчёты и описания пишут в 99% только те, у кого маршрут удался и пройден гладко, поэтому о подводных камнях вы ничего не узнаете - например о специфике плохой погоды, о проходимости перевалов в неблагоприятные годы, о проходимости бродов при разном уровне воды и ещё много много чего.
  2. В отчётах для МКК часто (реально часто) описания попросту подгоняют под требования для зачёта.
  3. Часто отчёт пишет не руководитель, а один из участников, путающийся с терминологией, а также с понятиями право, лево, орографическое право и орографическое лево.
  4. Существенные для вас мелочи могут быть попросту не записаны, либо вовсе забыты.

Всегда делайте поправку на время, которое прошло с момента путешествия той группы, отчёт которой вы читаете - появляются новые дороги, меняются условия, перестаёт ходить общественный транспорт, территории приобретают статус закрытых.

Всегда делайте поправку на погоду в описании и переносите её на себя. Указанные стоянки могут быть непригодными в плохую погоду, также они могут быть опасными из-за вероятности лавин и камнепадов, просто группе повезло в их недооценке и на них ничего не упало.

Помните, система окружающей среды очень динамична. Меняется сложность перевалов из-за таяния снега и ледников, уровень рек сильно играет и даже средний уровень может сильно меняться от одного года к другому. Обваливаются в пропасть и в реки тропы, а оползни и обвалы могут полностью превратить участки в непроходимые.

 В следующей части мы разберём по этапам непосредственное планирование.

Leave a Reply