Практика одиночных походов. Часть 6: Непосредственное планирование похода

Предыдущая часть

Непосредственное планирование похода

В первую очередь хотелось бы посоветовать стараться планировать надолго - год-два. Не важно, один у вас будет поход в год или нет. У меня на данный момент получается 4-5 походов в год и я стараюсь расписывать себе планы минимум на год вперёд, имея примерные намётки плюс ещё на год. Планирование при этом у меня происходит согласно развитию и набору опыта, а так же исходя из освоения новых мест и регионов.

С одной стороны, планирование должно быть незыблемым - раз собрался, то значит и пошёл. С другой стороны, жизнь штука динамичная и никогда не знаешь, какой фортель она выкинет. Долговременное планирование позволяет относительно безболезненно в случае острой нужды сместить сроки, поменять местами один поход с другим, с пользой сходить куда-нибудь, если вдруг выпало свободное время. А ещё можно договориться с начальством или коллегами, со спонсорами, ну или поискать новую работу, если с первым пунктом напрочь пролетели 🙂

Самое же главное следствие долговременного планирования - возможность физически и материально подготовиться. Если вы любитель начинать тренироваться и закупать снаряжение за месяц до похода, то долговременное планирование точно не для вас. Но и в соло, увы, вы сильно  при этом не поднимитесь.

Наверное, глупо писать, что к планированию необходимо относиться серьёзно и тщательно - это и так все должны понимать. Но я всё же напишу ещё раз, на всякий случай 🙂

Планирование похода можно условно поделить на три этапа, в каждом из которых мы рассматриваем схожие между собой задачи. На основе совокупности этих трёх этапов мы будем иметь общую картину предстоящего мероприятия.

Разбив планирование на этапы, мы упрощаем его и тратим на него меньше времени.

Первый этап

Включает в себя решение следующих вопросов:

  • Время года и предварительная возможная дата выезда
  • Продолжительность, вместе с дорогой
  • Регион маршрута
  • Предварительная нитка маршрута и примерная установка сложности, в понятной нам системе.
  • Выбор сопровождающей организации или физического лица, осуществляющего сопровождение
  • Вопрос связи и страхования

По большинству пунктов и так всё всё понятно, поясню только по сопровождающей организации.

Сопровождающая организация - это место, куда вы будете отчитываться о всех ваших перемещениях начиная от посадки в поезд/самолёт и заканчивая приездом обратно. Отчёт происходит в форме SMS либо звонков. В пределах цивилизации должен носить постоянный характер, на природе - при каждой возможности.

Примеры отчётов: из Мск выехал; в Новую Чару приехал, расположился на жд вокзале; взял такси до Старой Чары; на маршрут вышел; прошёл протоки Ср. Сакакуна; зашёл на вершину 2703, погода неустойчивая, самочувствие хорошее, опаздываю от графика на три дня; с маршрута вышел.

Выпускающая организация должна как можно точнее знать где вы находитесь в данный момент, у неё должны лежать карты с ниткой вашего маршрута, краткое описание каждого дня вашего предстоящего пути, контакты спасательных служб региона и контакты родственников, контрольные сроки вашего путешествия. Ну и быть в курсе страховки, если вы таковой пользуетесь.

В обязанности выпускающей организации входит: фиксирование ваших сообщений с маршрута, в том числе относительно карты; обращение в поисково-спасательную службу в случае вашей пропажи; помощь в документах и финансах в случае необходимости.

Выпускающая организация в данном случае не имеет ничего общего с МКК и МЧС, но она служит важным звеном в безопасности соло-путешественника. Это может быть турклуб либо организация, имеющая отношение к аутдор. В случае отсутствия таковой, заменой может выступить ответственный и хороший друг, тоже занимающийся походами.

Если такового друга нет, то вы получаете сразу пробел в безопасности мероприятия.

Пример первого этапа планирования:

  • Время года и предварительная возможная дата выезда - лето, примерно 16 июля выехать из Мск.
  • Продолжительность, вместе с дорогой - 14 дней на маршруте плюс 9 дней на дорогу
  • Регион маршрута - хр. Кодар
  • Уровень сложности - сравнительно простой маршрут в горах с перевалом 1Б и радиальными выходами на обзорные точки
  • Сопровождающая организация - ООО Горизонт-Экстрим
  • Связь - сотовая, на нитке маршрута отсутствует полностью; страховка - не планируется
Второй этап

Итак, мы прошли первый этап планирования и собрались летом в одиночный поход. Теперь решаем вопросы второго этапа.

  1. Хватит ли для этого похода наших знаний и умений?

В соло нет понятия компенсации опыта, характерной для групп, где два-три опытных участника поднимают общий уровень группы. Если уровень опыта одиночки равен условной единице, то он таковым и останется, ему не у кого спросить и научиться на маршруте.

Дальше - каждый регион имеет собственную специфику. Знакома ли вам на практике специфика того региона, в который вы собираетесь идти? Если нет, то существующую планку опыта необходимо занижать. Лучше по незнакомому региону вначале пройти менее сложный поход.

Примечание: если местность для вас новая, то поход лучше подбирать таким, чтобы полностью познакомиться со всеми особенностями региона. На случай более гладкого прохождения затем более сложных маршрутов.

Бывает и не редко, когда на настоящий момент умений и знаний не хватает. Но ведь на то мы  и занимаемся долговременным планированием, правда?

2. Физическая подготовка

Наше физическое состояние. Необходимость постоянных тренировок для соло-путешественника  очень важна, тем более в случае сложных походов. Но когда мы ходим постоянно, то упираемся в необходимость периодов восстановления между походами.

Таким образом, говоря о физической подготовке, мы с одной стороны имеем в виду текущее состояние, с другой стороны сразу задумываемся - сможем ли мы восстановиться до какого-то оптимального состояния между одним походом и другим, либо после соревнований. Я обычно стараюсь делать минимум трёхнедельный перерыв между мероприятиями, но при слабой физической форме лучше закладывать больший период - месяц или два.

3. Здоровье

Все мы болеем. Текущее состояние здоровья и обострение хронических заболеваний могут вынудить ходить менее сложные походы и завышать тогда планку сложности совершенно бессмысленно.

4. Экономические ресурсы

Деньги, деньги... Если ходить в близлежащий лес, не работать и передвигаться только автостопом, то можно здорово экономить и почти ничего не тратить. Особенно если при этом пользоваться бабушкиным рюкзаком и дедушкиными резиновыми сапогами.

Увы, если ходить в горы и иметь желание перемещаться с комфортом, придётся тратиться.

Теперь подумайте, сможете ли вы отложить, скопить денег на планируемый поход. Сразу подсчитайте смету затрат на билеты, гостиницы, покупку питания. Если в смету вы даже предварительно влезаете впритык, то лучше сразу ищите регион поближе, планируйте поход другого характера и тому подобное.

К сожалению, у одиночки походы в удалённые регионы обходятся дороже - если не заморачиваться автостопом, да и в более ближних тоже сложно сэкономить.

Когда меня спрашивают, почему я не хожу, например, на Камчатку, Путорана, Памир или высотные походы, то я честно отвечаю - нет денег. Я много путешествую в малых горах и бюджет похода обычно - без условия затрат на снаряжение - довольно скромен, особенно если упростить питание.

5. Состояние материальной базы

Что у вас есть из снаряжения, в каком оно находится состоянии и доживёт ли до планируемого похода?

Я в свои походы на весь год вперёд составляю списки требуемого для покупки или замены снаряжения. Бывает, что в течение подготовительного периода появляется возможность купить с рук то, что нужно; или наткнуться на скидочную акцию в магазине - всё это здорово экономит бюджет в целом. Также если появляется "лишняя" денежка, то уже сразу известно, что необходимо приобрести. Главное, чётко вывести критерии для того снаряжения, которое понадобится. А ещё вовремя продать то, что уже не нужно 🙂

Сложные, разнообразные и длительные походы потребуют больших затрат на снаряжение. Многое быстро изнашивается - ботинки, верёвки, одежда. Много расходников. Уже при пяти походах в год обновление материальной базы начинает носить какой-то массовый характер. Появляется чёткое разделение на походы зимние, межсезонные и летние со своей основной массой снаряжения. Отдельным стеллажом или баулом лежит снаряжение альпинистское для технических маршрутов... Для соло это вообще настоящая пропасть в затратах.

В общем, вы должны сразу спланировать, что из вашего снаряжения подойдёт для запланированного похода, а что необходимо будет у кого-нибудь поклянчить докупить.

Именно на этом моменте составляется предварительный список снаряжения и считается предварительный стартовый вес рюкзака. Бывает такое, что про вес забывают и перед походом оказывается, что у вас неподъёмный баул. Нет, про вес тоже нужно думать заранее и снаряжение тоже приобретать соответствующее.

Например, сейчас июнь месяц, но я уже запланировал и составил список снаряжения, чтобы попытаться в январской лыжной одиночке по Хамар-Дабану, длительностью три недели, уложиться примерно в 28 кг стартового веса, без учёта лыж, камуса и палок.

6. Время на подготовку

Теперь подытоживаем все перечисленные пункты и смотрим, хватит ли у нас времени на то, чтобы научиться тому, что мы сейчас не умеем; поднять физподготовку на должный уровень; поправить здоровье; накопить денег; найти нужное снаряжение.

Бывает, что дойдя до этого пункта я с сожалением вычёркиваю придуманный поход из планов или переношу его на следующий год. Это адекватная оценка. Надеяться на то, что неожиданно вдруг появятся деньги, спонсоры и вообще все станут плясать вокруг меня с песнями под баян, бессмысленно.

Итак, кратко второй этап планирования:

  1. Опыт и знания
  2. Физическая подготовка
  3. Здоровье
  4. Деньги
  5. Снаряжение
  6. Время на подготовку
Третий этап

Здесь мы начинаем прорабатывать нитку маршрута.

Вначале прорабатывается по дням. То есть весь маршрут разбивается на примерные ходовые дни, согласно препятствиям и рельефу, а также намечаемому километражу и поставленным целям и задачам.

Пример:

День первый.

с. Старая Чара - южная оконечность Чарских Песков.

Сложные участки: брод через реку Средний Сакукан

Опасные участки: отсутствуют

Аварийный выход: в Старую Чару

В случае большого уровня воды брод непроходим, в этом случае двигаюсь до входа в горную долину реки Средний Сакукан, по дороге. Опасные и сложные участки отсутствуют. Пески попробую взять в конце похода со стороны реки Верхний Сакукан.

...

Четвёртый день

Подъём по руслу ручья Шаньга.

Сложный участок: небольшие замёрзшие водопады в каньоне.

Опасный участок: 20-и метровая стена замёрзшего водопада в каньоне. Полностью жёсткий лёд. Полная высота участка - примерно 35 метров. Прохождение с ИТО ледобурами.

Аварийный выход: вниз к Среднему Сакукану и вдоль него до с. Старая Чара.

Пятый день

Прохождение перевала 60 лет СССР.

Сложные участки: тропёжка на снегоступах до фирновых полей перед перевалом, тропёжка после спуска с перевала до места стоянки.

Опасные участки: сам перевал.

Сложность перевала зимой и в межсезонье 2А. Перед седловиной крутой фирновый склон, спуск в узком лавиноопасном кулуаре с высокими стенами, сильно забитом снегом.

Аварийные выходы: до перевала - спуск до Среднего Сакукана и далее до с. Старая Чара; после перевала спуск до реки Апсат и далее выход к с. Усть-Кемда.

Так мы разбиваем весь маршрут.

Выделение сложных и опасных участков помогает оценить верность намеченного расстояния для дневных переходов, а также более точно оценить общую сложность.

Теперь начинаем прорабатывать поэлементно опасные участки.

В указанном выше примере мы на четвёртый день проходим вертикальную ледовую стену с бутылочным льдом. Для спортивного ледолазания это вполне нормальное препятствие. Путешественнику в соло нет возможности взять с собой ледовые инструменты, у него в техническом походе и так вес рюкзака запредельный. Айс-фифы на вертикали тоже не вариант. Вероятно проще пройти с лесенкой на ледобурах, помогая техническим ледорубом и ледовым молотком.

Теперь нам необходимо посчитать количество необходимых ледобуров - два на станции внизу, два на верхнюю станцию и три на промежуточные точки. Это минимум. Итого семь. Для жёсткого льда и в условиях ограничений веса это должны быть ледобуры минимальной длины и минимального же веса. И при возможности их вообще вкрутить в жёсткий лёд. Сразу смотрим, где такие взять и сколько они стоят.

Подбиваем полностью список специального снаряжения для преодоления стенки - верёвка, лесенки, ролик с кулачком для вытаскивания затем наверх своего баула, карабины, зажимы и тому подобное. Считаем, что нужно докупить или выпросить, потом считаем, сможем ли мы это унести. А затем думаем, надо ли оно нам или может лучше обойти этот каньон стороной?

Если да, то составляем список снаряжения и начинаем поэлементно дома прорабатывать и тренировать навыки по одиночному прохождению такого препятствия.

Далее, в пятый день мы проходим перевал. 

Что понадобится для него из снаряжения? Как на месте мы будем оценивать уровень лавинной опасности? Какова роза ветров и где будут висеть карнизы? Сможем ли мы забраться по крутому фирновому склону с рюкзаком в 30 кг и без страховки? Если нет, то как потом вытянуть наверх рюкзак? Что наверху тогда будем использовать вместо станции? Как организовывать спуск по кулуару со своим баулом? Спускаться вместе с ним или спускать его отдельно? Как спускать и как потом снимать перила? Сколько потребуется расходной верёвки и потребуется ли вообще? Сколько дней мы можем себе позволить потратить на пересидку по непогоде перед перевалом? Во сколько нужно выйти из лагеря и где он будет расположен относительно перевала, сколько примерно времени займёт выход на седловину?

Все эти вопросы необходимо решить, проработать список снаряжения и подкорректировать, если нужно, другие вопросы планирования.

Таким образом мы должны проработать всю нитку маршрута и все нитки запасных выходов с него. Необходимо выделить список сложных и опасных участков, проаназировать их и, если нужно, подкорректировать график, нитку, список снаряжения, определиться с тренировками.

Учесть всё не получится, но чем меньше мы оставим моментов, характеризующихся выражением "разберёмся на месте", тем проще нам будет потом на маршруте.

Таковы три этапа планирования, которые необходимо пройти и связать их затем между собой.

Следующая часть

Благодарность леопарду за полезные материалы можно выразить переводом на карту любой символической или иной суммой.

Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂

Оставить ответ