Обзор на фонарь Armytek Wizard Pro

Фонарь Armytek Wizard Pro в пользовании у меня уже 4,5 года, и по просьбам подписчиков я таки решил написать по нему краткий отзыв.

Читая, обязательно держите в голове, что написанное ниже – исключительно мои мысли об эксплуатации конкретно под себя. Я не специалист по фонарям, даже не диванный. Я вообще не любитель фонарей – а это отдельная секта. Я просто пользователь, который изложил только свой опыт и в своих же словах.

Чтобы понять необходимость удобного, надежного и мощного фонаря, необходимо страдание. Без страдания хороший фонарь воспринимается излишеством.

Некоторое понимание о необходимости такого фонаря пришло мне в голову двадцать лет назад, когда я учился на курсах МЧС и участвовал в соревнованиях по спасработам. Любая техногенка внутри здания связана с искусственным освещением. Ибо когда происходит нечто неожиданное и требующее приезда спасателей, то в здании становится темно, как в жопе. Не знаю, почему так. Видимо, закон вселенной, не иначе.

Чем лучше твой свет, тем быстрее и безопаснее перемещаешься, и тем больше шансов выжить у тех, кого ты ищешь. Ну, потому как их выживание прямо пропорционально скорости их спасения. Это тоже закон вселенной.

Так вот: как мне такое понимание пришло, так оно и ушло обратно. И не подумало возвращаться. Суть в том, что в отличие от пострадавших в этом самом здании, сам спасатель особо не страдает. Его первоочередная задача – самому не стать пострадавшим. И он для этого соответствующе экипирован. Спасатель действует в рамках экипировки и подготовки, которую ему обеспечили, плюс все это подкреплено инструкциями. Будет все плохо – отработает плохо. Будет все хорошо – отработает соответственно. Но на нем самом любой из вариантов, хоть крайний, хоть промежуточный, в физическом плане скажется столь редко, что во внимание не принимается.

В своих походах мы пользовались фонариками с китайского рынка. Жили они мало, но нам это не мешало. Когда ходишь толпой и нечто не такое уж сложное, то можно использовать вообще любой фонарик.

Спелеология хорошим фонарям меня тоже не научила. Фонари бились, ломались, плохо светили. Мы с ними боролись – у каждого был запасной, куча батареек, и по мощному аккумуляторному (ручному) прожектору на каждых трех участников. Пещеры у нас несложные, и после каждой экспедиции, при копеечной цене освещения на местном китайском рынке, можно было весь свет выбросить в помойку и купить к следующей экспедиции новый. К тому же зимой в пещерах тепло. И это тоже закон вселенной.

Острое понимание хорошего фонаря пришло ко мне лишь тогда, когда я начал отрабатывать зимние аварийные ночевки на скалах. И жесткие зимние аварийные ночевки вообще. Как оказалось, от работоспособности фонаря напрямую зависит уже моя собственная жизнь. Выявилась колоссальная разница, светит мой фонарь на пять метров или светит на пятнадцать-двадцать. Ибо когда ползаешь среди скал в поисках места, где можно хоть как-то дожить до рассвета, это самое место вслепую найти невозможно. А еще без фонаря не выкопать укрытие, ни даже нормально переодеться. Стоит только один раз вслепую переодеться и переобуться, привязывая все свое барахло к веревке, чтобы оно не улетело, а потом отвязывая его обратно, как начинаешь желать фонарь очень остро.

При температурах ниже -30 алкалиновые батарейки быстро садятся. Совершенно верно – это тоже закон вселенной. При попытке их заменить лопается корпус фонаря, либо обмораживаются пальцы, которыми мы открываем батарейный отсек. На ветру замершие пальцы роняют батарейки в снег, и мы просеиваем его, пытаясь выудить их обратно. А в самый неподходящий момент фонарь включается сам в кармане и высаживает весь заряд. На каску же мы его постоянно надевать опасаемся, потому как он замерзает.

С ростом опыта, с освоением нового снаряжения и с прохождением новых маршрутов ко мне пришло понимание, что во многих случаях холодная ночевка вовсе не обязательна, и даже, скорее, противопоказана. Если имеется хорошее освещение, а погода и рельеф позволяют – относительно собственных способностей – то частенько имеет смысл двигаться дальше.

Аллилуйя, подумал я, когда появились фонари на аккумуляторах 18650. Примитивный китайский фонарь с пластиковым корпусом и резиновой крышкой весил порядка 120 грамм вместе с аккумом, никогда не замерзал и позволял заменить аккум вслепую, причем в рукавицах. А светил как сам Господь.

Правда, он не имел защиты от случайного включения, но так как вставить аккум в него я мог за двадцать секунд в самых толстых перчатках – включая вынимание аккума из теплого кармана, то за недостаток я это не воспринимал.

В походах я воздавал ему хвалу ежедневно, ибо никогда в жизни я не имел так много удобного и безопасного света. К тому же я купил запасные аккумы и примитивный зарядник для них, который мог использовать как пауэрбанк. Таким образом я получил сразу два в одном и с минимальным весом.

В сравнении с такой системой любой Petzl выглядел полным говном.

Все пошло совсем не так, когда я отправился в свой трехнедельный ХД. В условиях короткого светового дня минимум два часа в сутки я пользовался фонарем. Весь сбор лагеря до выхода и вся установка лагеря вечером, с поиском дров и приготовлением пищи, происходили при свете фонаря. Иногда, на длинных прогонах, мне приходилось ещё час-полтора двигаться до рассвета. Меня прижали морозы: почти половину похода утренние и вечерние температуры упорно держались в диапазоне -37…-44 градуса. Бывало, даже днем не поднималось выше тридцати. Постепенно мое снаряжение стало ломаться, и для его ремонта мне тоже приходилось использовать фонарь – потому как вся починка осуществлялась темными вечерами.

Фонарь начал сильно хуже светить. Потом у него сломалась кнопка включения, и я запускал его с трудом. В какой-то момент я начал думать, что мне суждено идти свой маршрут вечно, и так же вечно я обречен трахаться с китайским нонеймом, который вряд ли изначально предназначался под подобные нагрузки. Кстати, рекомендую становиться призраком на более оживленных маршрутах: коротать вечность и пугать всего 0…2 группы в сезон, да ещё и с поломанным фонарем, будет чертовски скучно. Подумайте над этим пересиживая холодную.

Вернувшись домой, я стал мониторить рынок на варианты 18650, только уже не «эконом-вариант». Напомню только, что это происходило не вчера, и расклад на рынке был другим. Имеющиеся линейки фонарей на одинарном 18650 были здорово ограничены. Чем ограничены? Не законом вселенной, это точно.

Нынче вот нахваливают Панды от «Яркого Луча». Вот только его первая версия представляла собой натуральный треш и извращенную содомию. Помнится, я не нашел ни одного в партии, у которого не имелось бы глюка, хотя бы самого мелкого. Например, мог не работать один из режимов, или какая-нибудь функция. А их дешевые батареечные фонари отличались столь низким качеством, что, боюсь, сформировали у меня навечное мнение о ЯЛ как эконом-варианте.

Я много курил «фонаревку», и отбросил вариант Zebralight из-за возможной нестабильной работы в мороз. И если по Зебре это было только прочитанное, то с Fenix тех лет отзывов по нестабильной работе хватало и от моих знакомых. Например, у моего напарника Феникс категорически отключается ещё до -10 градусов. Впрочем, ему, как спелеологу, работа ниже -2 не требовалась по определению. Хотя в остальном его Феникс был надежен, как танк – что ему и требовалось.

В сухом остатке выбора не оставалось. И мимо Армитека пройти я уже не мог.

Армитек я рассматривал долго, и отзывы по нему были противоречивыми. На форумах транслировались претензии: а) к качеству; б) к агрессивному маркетингу; в) к цене. Тем не менее, много пользователей оставалось не только довольными, но даже счастливыми.

Армитек в те далекие времена активно предоставлял свои фонари продажникам на тесты. Ещё были акции, типа «купи тридцать фонарей в магазин и получи ещё два бесплатно», ну и тому подобное. Меня это не коснулось, но многие коллеги из других магазинов получили Армитек на руки бесплатно, и все фонари у них работали без нареканий. По сути, Армитек, неустанно долбя в одну точку маркетинга, постепенно ухитрился пропихнуть недешевые фонари в относительно массовые секторы продаж. Естественно, до уровня продаж Petzl ему как до Плутона, но, тем не менее, он продается очень неплохо.

Денег на покупку Армитек у меня не имелось, и я попытался договориться с ними на тестирование, спонсорство или ещё чего-нибудь. Однако, меня отшили )) Я так и не купил бы Армитек за его деньги, но мне попалась модель Wizard в дружественном магазине, и с преференциями он мне достался примерно в полтора раза дешевле розницы.

Итак, почему 18650? Возможность менять, возможность использовать как повербанк, большая емкость, полная индифферентность к холоду, низкая стоимость. К самому формату претензий у меня никаких не имелось, вопрос оставался только в самом фонаре.

Прокомментирую, как смогу, стойкость к холоду. Самим аккумуляторам 18650, по крайней мере качественным, мороз по барабану. Но, разумеется, они не любят, когда их промораживают до -30…-40, запихивают в фонарь и включают его  на высокую мощность. Аккумы вначале негодуют, потом расстраиваются, а затем от расстройства вздуваются. В остальном потеря емкости невысока. Результаты тестов есть на форуме фонаревки. Да и я ходил с китайщиной при сильных морозах, и не почувствовал вообще никакой разницы в потерях. Но, повторюсь, есть разница на практике, когда замороженный аккум начинает эксплуатироваться с высоким разрядом. В таком случае он тупо портится, и я выбросил после двух или трех зим все аккумы, которые включал с китайцем. У него имелось три куцых режима, которых либо мало (10 лм), либо много (более 100). В этом отношении хорошо, когда фонарь имеет режим люмен в 30-40, которого за глаза хватает для сборов в лагере и в зимушке. Потом, когда аккум подогреется от работы, он уже становится готов и к свершениям.

Опять же, ясен пень, что очень холодная электроника всегда работает через задний проход, а промороженный аккумулятор при этом неохотно отдает заряд. Бороться с этим можно и нужно,  хотя бы периодически, и держать аккум в теплом кармане, когда есть возможность. И все же – одна электроника на морозе работает хуже, другая лучше: это просто эмпирическое наблюдение.

Почему в итоге я купил именно Армитек? Потому что: а) удобные режимы и рассеянный свет б) относительная стойкость самого фонаря к холоду; в) относительная влагостойкость; г) возможность купить недорого.

Под какие задачи я вообще покупал фонарь?

1) ММБ. Там хорош мощный долгоиграющий фонарь с рассеянным светом, причем с возможностью выставлять режимы так, чтобы не слепить самого себя от карты.

2) Экспедиции, которые я делал для исследования добычи урана. Там фонарь требовался нечасто, но если был нужен, то нужен. В основном он включался при поисках, для подсвечивания колодцев, штолен и шурфов, дыр в фундаментах и тому подобное. Опять же, мощный рассеянный свет там сильно экономит время.

3) Зимние походы в регионах с небольшим световым днем. Другой вопрос, что если вдруг часто подрываться ночью, то простенький легкий фонарик оказывается непригоден. И если на позапрошлом Полярном Урале я пользовался фонариком в сумме час за весь поход, то на прошлом я заколебался им пользоваться - своим маленьким Petzl Bindi, который мне остро хотелось выбросить.

Армитек я не рассматривал как волшебный и супернадежный фонарь – я вообще таких не видел )) Соответственно, я сразу смирился, что если фонарь сдохнет, вряд ли мне кто-то выдаст по гарантии новый. Гарантийное сопровождение изделий это немного не то, что агрессивно их продавать ))

После покупки первое, что я сделал, это запихнул фонарь в морозилку при -20 и протестил на работоспособность. Заявленное по паспорту время на 390 лм он отработал более или менее честно.

Теперь по впечатлениям после забегов ММБ:

- вес (168 гр с батареей) на голове не особо чувствуется;

- то, что диод смещён от центра, коррекции головой не требует );

- свет "мягкий", приятный, равномерно заполняющий пространство;

- из-за того, что свет не направленный, нет ослепления от карты, фольгированных ковриков движущихся впереди участников и близко расположенных предметов;

- после некоторых тренировок дома управление режимами оказалось довольно удобным;

- для движения (а это быстрое перемещение ночью по пересеченке) за глаза хватает режима в 165 лм. Режимом в 390, впрочем, я периодически тоже пользовался, обычно в лесу без троп. Но - только если нет снега, иначе сам себя слепишь. Режим турбо не нужен нигде.

При работе с картой и в редкие минуты отдыха переключал на режим 30 лм. Т.е. - трёх рабочих режимов в 30, 165 и 390 хватает, мне кажется, на все случаи походной жизни. 390 - реально много света. То, что засветит режим турбо в 1800 лм, боюсь, без бинокля я всё равно не рассмотрю )

Кстати, на ММБ с Armytek бегает немало народу.

Осенью на весь ММБ заряда одного аккума может не хватить, и я обычно брал второй запасной, который может понадобиться на пути к электричке и в поисках магазина. Весной хватает полностью.

Режим переключений поначалу кажется неудобным, да, но к нему привыкаешь, и довольно быстро переключаешься по ситуации. Защита от случайного включения заключается в отвороте крышки аккумуляторного отсека на пол-оборота, и она работает 🙂

Тем не менее, под скоростной бег фонарь неудобен. На ММБ нет высокой скорости. В свою очередь, в конце 2021… в начале 2022, до того, как я переболел коронавирусом, я бегал кроссы 21,5 км, со средним темпом 5 мин/км. Соответственно, некоторые участки кросса бежишь с темпом в 3:40 мин/км, и для Армитека шея должна быть титановой. Когда-то для этих беговых задач я взял Petzl Bindi, но он оказался плох: 100 люменов недостаточно для перемещения на высокой скорости, а 200 люменов по факту хватает чуть более чем на час, после чего яркость падает примерно до тех же ста и ниже. Важность освещения на таких тренировках трудно переоценить – это все же кросс, и однажды я не разглядел в потемках торчащий корень. Если бы у меня имелось пузо, было бы проще, а так я метров пять собирал все другие корни коленями и локтями.

В походах основной рабочий режим 30 лм. Так как луч у фонаря широкий, то с 30 лм отлично собирать рюкзак в зимнем лагере, без боязни себя ослепить. 165 лм хватает на любое перемещение под рюкзаком.

Из оставшихся режимов полезен «светлячок» 0,15 лм, с которым можно оставить фонарик работающим в палатке или зимушке, и не искать потом его по углам. Режимом «турбо» в 1800 лм можно сушить спальный мешок )) На родном аккуме «турбо» работает нормально, хотя и греется адски, но на заменном аккуме срабатывает защита через несколько секунд.

В экспедициях я пользовался теми же режимами, что и в походах, разве что чаще работал с 390 лм. В освещении всяких дыр и проемов режим «турбо» оказался бессмысленным в сравнении с 390, ибо слепишь сам себя.

Кроме прочего я довольно часто использую фонарь в городской жизни, как правило, при ремонте чего-либо, как дополнительное освещение. Реже – в лесопарке темными вечерами. Обычно я достаю его пару раз в неделю, и он работает в режимах 30 лм и 165 лм.

Теперь по другим моментам.

Зарядку через штатный магнитный выход, мне кажется, лучше сразу убрать подальше, во избежание. Фонарь хоть и заряжается от нее, но греется, словно котел в аду. И я не уверен, что ему это на пользу, как самому фонарю, так и аккумулятору. Я использую внешний зарядник, который работает отдельно с аккумом, и это со всех сторон надежнее. И, тем более, быстрее.

К фонарю кроме налобного ремня – не самого удобного, кстати, но удобоваримого - прилагается ещё пара непонятных креплений: на руку и клипса для кармана/ремня. Выполнены они таким образом, чтобы фонарь быстрее потерять. Польза от них выглядела сомнительной сразу, а надежность удержания, субъективно, отсутствовала, как класс.

Алюминиевый корпус на таком фонаре, с одной стороны, типа как помогает охлаждать фонарь. Но, это не точно, и я в этом ни разу не уверен )) С другой стороны – это предмет маркетинга, и это совершенно точно )) В принципе, если смириться с тем, что режимы свыше 400 лм на фиг не нужны, то пластиковый корпус в разы лучше. К пластиковому не липнет снег и не примерзают руки. Да, по пластиковому нельзя проехать на автомобиле, но как-то вот ни разу за 4,5 года через мой фонарь так никто и не переехал, и даже никто не топтал его ногами в ярости.

Уровень влагозащиты у фонаря достаточный, чтобы бегать с ним под любым дождем. Это проверено ММБ. Однако: любая резинка герметизации нуждается в замене заводской смазки на нормальную. Это справедливо для любого изделия, начиная копеечным шарикоподшипником и заканчивая МКС. Если хочешь, чтобы держало – смажь сам лично и чем-нибудь хорошим. То, что с завода в Китае положил брат Чжао, в России Петя, в Германии Ганс, а в США Джон, безусловно, объединяет одно – какая бы смазка ни приехала к ним на производство, они либо не смажут вовсе, либо магическим образом превратят смазку в говно, и смажут им. Расколдовать смазку способен только мастер участка, но он всегда один, и поэтому какой-то фонарь будет смазан силиконом, а другие девять – отработанным нигролом, загущенном металлической стружкой.

Аналогично происходит с алюминиевой резьбой, которая сама по себе сомнительна. Если ее смазать, то, как по волшебству крышечка будет на порядок легче крутиться, а прокладки проживут дольше.

Впрочем, я знаком с одним малоизвестным открытием: резинки прокладок не вечны. Говорят, это тайна )) Как бы то ни было, надо периодически осматривать прокладки батарейного отсека, смазывать их и менять при необходимости.

Итак, что мне в фонаре нравится:

- 18650 аккум

- хорошая защищенность

- удобные режимы

- рассеянный свет

- компактность

- легко включать на ощупь в перчатках (легкое тактильное определение кнопки, и она легко включается)

- возможность быстро снять с налобной платформы и использовать отдельно.

Что мне в фонаре не нравится:

- тяжелый

- алюминиевый корпус

- ремень можно бы и лучше

- невозможность сменить аккумулятор на ощупь

Вопрос приемлемости цены я оставляю за кадром.

Как итог, мне фонарь все же больше нравится, нежели нет. Любое изделие состоит из компромиссов, и точечные хотелки удовлетворить в массовом секторе нереально.

Leave a Reply