Об авторе-леопарде

Ниже я постараюсь объяснить, исходя из какой позиции я что-нибудь пишу, говорю и вообще хожу в походы ))

Букв много, и читать стоит только если вы вдруг действительно хотите узнать о взглядах автора. Лично я в книгах чаще всего этот раздел пропускаю, и читаю только в том случае, если книжка сильно понравилась.

Начну с основного: последние годы я хожу именно соло, за редким исключением. До этого я ходил с группами, и участником, и руководителем. Мне довелось быть гидом, инструктором, консультантом и экспертом, ставить дистанции на соревнованиях, самому в них участвовать. Ещё я начинал заниматься альпинизмом и спелеологией.

Затем я переключился на соло-проекты, перестал восходить на вершины как восходитель и спускаться в пещеры как спелеолог.

Почему так? Это сочетание разных причин и жизненных обстоятельств, однако все они, в конце концов, свелись к выбору специализации. Мне захотелось углубиться в одно направление. Выбор мог пасть на что угодно, но душа лежала к соло, причем скорее к зимним.

Такая специализация, по своей сути, это граница между «интересоваться, заниматься» и «изучать, пытаться быть лучше». Лучше самого себя вчерашнего и позавчерашнего. Невозможно браться за все на свете, и развиваться во всех направлениях.

Что мне нравиться в соло?

Мне нравиться жить. Наедине с горами я постоянно иду по краю, и любое мое действие порождает ответную реакцию, с которой в одиночку не так-то легко справиться. Мои маршруты для меня являют постоянную борьбу с несовершенным собой. А соло-маршрут для меня – философия, способ познания мира и образа существования.

Таким образом, соло для меня - жизненная позиция. Которую можно, если есть такое желание, критиковать.

Соло я хожу исключительно для себя и ни для кого больше. Меня не интересует аутдорная известность, и я не делаю попыток на ней заработать. Известность усложняет жизнь вообще и работу в частности. Поэтому я не занимаюсь самопиаром, не размещаю статей и самого себя за пределами площадки сайта и блога в ВК. Я не препятствую распространению своих статей, но и не стимулирую это распространение.

Тем не менее, через короткий период публичной активности я все же прошел, так как считал это необходимым для привлечения спонсорства. Если ты занимаешься чем-то профессионально, то тебе требуется много снаряжения и много денег. Это факт. Спонсорство часть проблем сильно снимает. Тем не менее, я пришел к выводу, что спонсорство и амбассадорство в аутдоре в том виде, в котором существует у нас в РФ, мешает моей позиции: ходить сложные походы для самого себя, а не для публики.

Иногда, впрочем, меня спонсируют производители снаряжения. Я это честно указываю в обзорах или постах блога, и так же честно пишу про продукцию бренда только то, что думаю, без обертки.

Изредка я принимаю участие в разработке снаряжения на уровне «консультаций», как конструкционных, так и связанных с продажами. Моё участие чаще всего ограничивается мнением, реже аналитикой. Я стараюсь не выносить подобное взаимодействие в публичное поле, так как это мешает мне говорить про бренды все то, что я о них думаю )) А им – то, что они думают обо мне ))

Не стану лицемерить и утверждать, будто бы мне не требуется самоутверждение. Ну, или что у меня нет потребностей в признании, уважении и прочем подобном согласно той самой пирамиде Маслоу.

Но вначале я отвечу на вопрос, как я воспринимаю то, что сейчас называют аутдором.

Если в СССР туризм и альпинизм были явлением, процессом, который активно развивало государство – в силу определенных причин; то сейчас туризм и альпинизм по сути своей субкультура, которая все ещё тянется за тем самым маховиком, который разогнал Советский Союз. Изо всех сил этот маховик подталкивают производители и магазины, плюс соцсети, поддерживая его ход. Но ни из туризма, ни из альпинизма, явление уже не сделать. Сейчас это именно субкультура, с богатым коммерческим сопровождением. Это не хорошо и не плохо, это просто есть, и я в этом живу. И даже участвую ))

Превратив для себя соло в средство познания и вернувшись из разных походов, как успешных, так и не успешных – а поверьте, с неуспешных вернуться гораздо труднее – в своих глазах я давно уже самоутвердился. Внешняя же оценка моей философии меня не заботит, так как я хожу только для себя и ни для кого больше.

Если же говорить о признании и уважении, то не в моей философии искать их в субкультуре. Аутдор для меня не поле для высоких достижений и последующего пиара. Мне хотелось бы, например, реализоваться как писателю и исследователю, но отнюдь не как туристу ))

Почему же, в таком случае, я не сижу тогда на диване и не занимаюсь кабинетными работами?

Да потому что слишком быстро стану ненастоящим и бумажным.

Лучше я буду неуспешным, но настоящим, какой есть. Буду самим собой, но не отыгрывать какую-то роль.

И рассказы о походах мне нравиться писать, потому что я считаю себя писателем, и поэтому же я стараюсь делать художественное повествование, именно о соло и своей философии. Мой рассказ о походе иллюстрирует мою позицию в жизни.

Мой сайт содержит статьи на тему туризма. Ещё он содержит мою исследовательскую работу (по истории), которую я писал пятнадцать лет. Это научный труд, логически выстроенный, основанный на большом количестве источников и многих полевых экспедициях. Как результат, я ценю его выше своих походов. Он мало кому полезен, и вообще специфичен, но зато благодаря ему я теперь куда легче произвожу другие исследовательские работы.

Ещё на сайте размещены мои фантастические романы. Потому как я писатель )) На самом деле мне нравится писать фантастику, и это увлечение не имеет ничего общего с походами. В походах я живу. А фантастику пишу между походами. С точки зрения внешнего наблюдателя я могу, например, хорошо ходить в походы и плохо писать романы; либо, если я ему не нравлюсь, плохо делать и то, и другое. Но я не могу плохо писать романы, потому что плохо или хорошо хожу в походы ))

Теперь о статьях.

Мои статьи разные. Это могут быть исследовательские статьи, например о полярных рационах прошлого. Они опираются на проверенные источники и очень выверены. Это именно исследовательские статьи, и, в частности, цикл о полярных рационах я хочу сделать следующей своей серьезной исследовательской работой.

У меня много статей по туризму, как рекомендательных на основе своего опыта, так и просто описывающих этот самый опыт.

Эти статьи – часть моей общественной работы. Я пользуюсь чужими результатами в подготовке походов: отчетами, картами, советами и так далее. В обмен на это я делюсь своим опытом и результатами экспериментов, в рамках доступных возможностей и времени. Я считаю это справедливым и правильным. Я вижу, как за минувшие годы часть идей, за которые я агитировал, вошла в сообщество. И я считаю это здоровским, ибо я не хочу быть паразитом. Другой момент здесь же: "объясняя кому-либо - начинаешь понимать сам". Изложение на сайте, в блоге или даже в своем блокноте (не вся моя писанина выходит в открытый мир) помогает мне самому упорядочить мысли и разложить их по полкам в своей голове.

Один раз в год я провожу чистку и правку всех статей на своем сайте, за исключением научных. Идеи, которые не прошли проверку временем и опытом или потеряли актуальность, я безжалостно удаляю. Вношу в статьи дополнения, если таковые появились.

Мой сайт не приносит заработка, а пожертвования не возмещают стоимость его содержания. Я считаю это нормальным.

Блог в ВК я использую для выражения своих мыслей, структурируя их и облекая в слова. Я работаю в продажах аутдора, общаюсь с другими магазинами и производителями, закупаю снаряжение к своим походам, размышляю о ситуации на рынке. Блог в ВК – мой инструмент общения с аудиторией, сообществом. Я делюсь своими мыслями, а читатели в обмен на это делятся своим мнением и опытом. 

Блог в ВК я использую как нечто вроде электронного блокнота, и при этом не сижу в болоте однажды сформированных паттернов. Такое болото – всегда проблема любого соло и, что ещё хлеще, любого магазина аутдора. Почему хлеще? Ну, потому что ты и твои коллеги создают уютненькую такую реальность для самого себя. Которая с действительной реальностью не имеет ничего общего от слова совсем. То же самое касается производств – большинство брендов, магазинов и заводов категорически не приемлют для себя все неудобное на свете и любую критику в свой адрес.

Лично я люблю критику своей позиции (она показывает, что я жив), и часто критикую позиции брендов или производителей.

Критикую позиции брендов и производств я, в том числе, в силу того, что хожу соло. Каждое мое решение на этапе подготовки маршрута и на самом маршруте – снижение хвостовых рисков в крайних позициях. То, что эти риски ведут к смерти или тяжелой травме, например, неплохо понимают в компании Petzl, а если говорить обще – то в промальпе. Разработка строгих норм испытаний представляет собой шаблон для отсекания большинства хвостов, и это работает. В спорте, увы, не все так гладко.

Есть, например, малораскрученный бренд отечественной одежды, который однажды, столкнувшись с мелким браком, упоролся и весь этот брак исправил. Причем брак был мелким, безопасным, и не каждый пользователь вообще обратил бы на него внимание. Но стоило это дорого по затратам. Давайте посмотрим позицию этого бренда, которую он декларирует: «мы выпускаем простую, недорогую, но качественно пошитую одежду из хороших материалов». Действия этого бренда не идут вразрез с его позицией, и, как видим, заявления этого бренда позиции соответствуют.

Ситуация не уникальна: я знаю лично с десяток примеров, когда отечественные производители и бренды несли немалые убытки только из-за того, чтобы убрать с рынка изделия либо с хвостовыми рисками в крайних значениях, либо изделия, которые вдруг пошли вразрез с позицией. Другой вопрос, что обычный пользователь со стороны такого не увидит, это остается за кадром.

А есть другие примеры. Очень раскрученная компания с позицией «мы шьем крутые вещи из крутых материалов, продумывая все до мелочей и для самых сложных экспедиций» отшивает как-то раз неудачные палатки. И они все рвутся. Компания знает, что они не просто неудачные, а откровенно плохие, но все равно их продает. Когда сдают по гарантии, возвращает деньги. Не сдают – не возвращает.

Такие примеры я тоже видел не раз.

Во втором случае компания не просто зарабатывает на потребителе, но ещё и переносит с себя на него свои риски. С моей точки зрения это великий грех ) Хотя они со мной несогласны. Но, такова моя личная позиция.

Поэтому я критикую производителей с разных сторон – если считаю нужным. Могу критиковать за конструкцию, могу за позицию, могу за действия, идущие вразрез с позицией. Такая критика, бывает, держит их в тонусе, а это полезно для нашего сообщества ))

Теперь про слова.

Процитирую Нассима Талеба: «Невозможно сочинить абсолютно рациональное рассуждение без пассажа, который, если вырвать его из контекста, не выставил бы его тотально абсурдным».

Рациональная критика – это критика позиции и действий. Нерациональная критика – это критика слов. Из этого абзаца можно развести целую демагогию насчет того, что именно значит «рационально» и «нерационально», и разбить в пух и прах на словах любое суждение.

Есть практический нюанс.

Если некий бренд производит «говно», то на словах можно сколь угодно утверждать и доказывать, что «говно» понятие индивидуальное, потому как для иных задач оно просто конфетка. Ну, то есть болтология какое-то время работает. Потом перестает, и приходится либо создавать другую палатку или спальник, либо нанимать другого эффективного менеджера и долго заниматься костылингом своей репутации.

Если же говорить про критику меня, то выражаясь языком Нассима Талеба, я обладаю высокой антихрупкостью. Рациональная критика делает меня сильнее, ибо я исправляюсь, становлюсь лучше относительно своей позиции. Нерациональная же критика мне не вредит – так как меня не особо волнует своя репутация и положение в аутдоре, как в системе.

Другими словами: никакая критика со стороны не способна заставить меня не ходить соло. Это было бы абсурдно, верно? ))

Не следует путать при этом мое отношение к репутации в системе и мое отношение к мнению постоянных читателей: это весьма разные понятия. Многих участников блога я знаю лично, многих по переписке. Простой и непреложный факт: есть много людей умнее и лучше меня. Это не зависит от способностей ходить в походы, кстати, как и от способностей писать романы. Поэтому, конечно, для меня всегда важно грамотное мнение. А иначе зачем вообще что-то писать?

Ваш Леопард Фил.

Leave a Reply