В прошлых частях мы рассмотрели разную посуду и выяснили, что под бензинку выгоднее по деньгам купить алюминиевый ковшик из "1000 мелочей", нежели титан. Хотя, хвастаться алюминием не так ловко (знаю по себе). А еще поняли, что радиаторники под бензин есть зло - чтобы нам не говорили в магазине и со стороны по этому поводу. Хотя, будут твердить и убеждать бесконечно )) Ибо нечто, обладающее чем-то, якобы всегда должно обязательно работать лучше, чем необладающее ничем.
Примечание: рекомендую начать магазинам продавать "охренительность". И места не занимает, и охрененную куртку, например, дороже можно продать, чем обычную. И вреда не принесет. Хотя, стоп... Или так уже делают?.. )))
В текущей части мы рассмотрим некоторые методы экономии топлива с уже имеющимся котелком. Напоминаю, что все эксперименты имитируют соло )) Под группы следует делать выводы самостоятельно.
Содержание
Возвращаемся к эталонным замерам
Подчеркну снова сказанное ранее - замеры расходов топлива очень неблагодарное и сложное с точки зрения обработки результатов занятие. Работа бензиновой горелки зависит от доброго десятка параметров вокруг нас - тех которые мы видим, но не очень понимаем. Мне кажется, она еще зависит от другого десятка параметров, которых мы не видим, либо видим, но не понимаем взаимосвязей - типа расположения планет и звезд, астрономических явлений, настроения подписчиков, самочувствия президента и так далее. Короче, удавиться и не встать.
Поэтому безотлагательно взглянем ещё раз на наш условно эталонный Toaks, с протоколом испытаний в отдельно взятых идеальных условиях.
Кипятим до 70 градусов
Самая логичная из физики процесса кипячения метода экономии топлива - кипятить воду не до 95 градусов, а поменьше. Ведь по сути мы тратим топливо на то, чтобы поднимать температуры воды от градуса к градусу выше.
В этом знали толк еще в период великих полярных открытий. Рацион по возможности разрабатывался таким образом, чтобы возможно было, в случае нужды, использовать не крутой кипяток. Конечный результат такого подхода - похлебка из пеммикана и галет, плюс какао в качестве напитка.
В наши нелегкие времена, на которые суровые предки презрительно глядят с картин на стенах, пеммикан и галеты редко устраивают изнеженные желудки путешественников. Поэтому специально для них были созданы сублимированные продукты и блюда.
Подробная статья по сублиматам есть здесь.
Сублиматы отлично набирают объем даже из теплой воды. кипяток им не нужен. В основном температура воды при использовании сублиматов регламентируется не необходимостью со стороны продукта, и исключительно нашим желанием, восприятием и потребностью в тепле.
В зимнем походе 2023 года я использовал блюда из сублиматов, смешанные с пеммиканом, а так же какао, и при этом целенаправленно редко доводил воду до кипения. В итоге я сэкономил ощутимое количество топлива.
Другой вопрос, что я не брал с собой термометр и никакими конечными результатами температуры воды не руководствовался. Поэтому кипятил на глаз.
В контролируемом тесте мы установим верхний предел температуры на цифре 70 градусов и посмотрим, что из этого выйдет.
Как видим, расход топлива снизился на 6 грамм (желтым цветом обозначен шум в значениях времени). В получившейся модели экономия топлива в день составляет 12 грамм, в пересчете на 20 дней похода 240 грамм - внушительная цифра. По объему это почти пол-литра Галоши. Повторюсь однако, что такую экономию почти нельзя закладывать изначально (разве что частично), но зато мы ею можем руководствоваться непосредственно на маршруте в случае нужды.
Тем не менее, эмпирическое наблюдение за зимней горелкой в морозы показывает, что после достижения определенных температур воды (+70...+80 градусов) затраты на ее последующий нагрев до +95 (точка кипения) растут нелинейно, в отличие от лета (летом на самом деле тоже нелинейно, но этого почти не видно). В том числе это объясняет и адский расход топлива у отдельных групп, которые варят еду и кипятят воду для чая. Измерить эту нелинейность невозможно, увы.
Натяну сову на глобус еще дальше, так как она уже привыкла - опять же, эта самая нелинейность объясняет, почему так эффективно, если умеючи, с точки зрения расходов топлива варить (в смысле именно готовить) еду в автоклаве, даже если, казалось бы, лыжный поход происходит не на высоте.
Ставим ветрозащиту
Существует тезис об экономии топлива при установке ветрозащиты, так как: а) нет потерь тепла в стороны; б) ветрозащита работает как направляющая для теплого потока воздуха или даже пламени, что приближает его к некоему абстрактному двухстеночному котелку.
Проверим этот тезис:
Экономия составила 1 грамм топлива на готовку (на погрешность списать нельзя, если просмотреть все цифры расхода), два грамма в день и порядка 40 грамм теоретических грамм на поход. В таком случае здравый смысл, при его наличии, твердит о бессмысленности брать в соло ветрозащиту, если мы собираемся готовить только в палатке, ибо экономия равна весу ветрозащиты.
Теоретически на группу экономия должна быть выше, однако есть контраргумент - котелок на группу имеет ощутимо больший диаметр дна. Скорее всего под готовку в палатке ветрозащита бессмысленна вообще, в любом варианте.
Ну и да, как видим, двухстеночный котелок она сымитировать не может.
С крышкой и без, на сквозняке.
Теперь сымитируем движение воздуха, устроив в доме проточную вентиляцию и посмотрим на то, как будет влиять на время закипания крышка котелка.
А вот отсюда на самом деле много выводов.
- Даже слабый сквозняк, имитирующий сквозняк в палатке при грамотной проточной вентиляции (если погодные условия позволяют таковую использовать), повышает расход топлива сразу на 3,5 грамма за готовку.
- В таких условиях ветрозащита будет иметь значение. Тем более, если готовка происходит на улице - где движение потока воздуха сильнее. Опыт показывает, что без ветрозащиты на улице бывает вообще невозможно закипятить воду.
- Крышка сама по себе, летом, значения почти не имеет. Экономия 1 грамм, что немного.
- Крышка (эмпирически) имеет значение зимой в морозы. Во-первых, смотрим тезис выше (где кипятили до 70 градусов) о том, что затраты на нагрев в какой-то момент нелинейны. Во-вторых (и, возможно, это имеет некоторую связь с во-первых) чем горячее вода в котелке и чем холоднее на улице, тем более интенсивно происходит ее испарение. А раз испарение интенсивное, то к нелинейности у нас наблюдается еще и очень много пара в палатке, который зимой вот нашим шмоткам ни разу не нужен.