Речь идёт именно о многодневном походе, а не о ПВД. Походы выходного дня часто играют роль тренировочных, либо являются разновидностью отдыха. Это отнюдь не умаляет их важность, так как идти в многодневный поход без опыта нормальных ПВД нельзя. Поэтому речь в статье идёт о том, что новичок-турист должен знать и уметь перед многодневным походом, но после походов выходного дня.
Итак:
- Знать своё снаряжение и уметь им пользоваться. Речь идёт не о каком-то сложном знании, а об обыденном – знать свои спальный мешок, рюкзак, коврик и тому подобное. Например, многие туристы, даже сходив в многодневный поход, не знают, как правильно подогнать под себя рюкзак. Понятно, что это вопрос несколько интуитивный, по принципу «мне так удобно», но вот именно, что лишь «несколько». Существуют общие рекомендации, связанные с перераспределением веса и смещением центра тяжести, они значительно влияют на удобство переноса родного баула и, соответственно, на общее утомление. Т.е., получается, что они не озаботились вопросом подгонки и/или не обратились к более опытному товарищу за помощью. Рюкзак не единственный элемент преткновения из всего списка снаряжения, это касается всего абсолютно. В чём спать в спальном мешке, иметь понятие о теплоизоляции своего коврика, как и какое лучше использовать термобельё и тому подобное. Для того чтобы эти знания приобрести, необходимы простые короткие походы, ПВД и внимательный руководитель.
- Знать общественное снаряжение и уметь им пользоваться. Сюда входит понятие о том, как ставить палатку и, самое главное, растягивать её и укреплять от ветра. Для снежных маршрутов с ночёвками выше зоны леса необходимо уметь строить ветрозащитные стенки из снега (снежные убежища являются уровнем повыше и это знание приобретается в дальнейшем). Умение обращаться с горелками, которые используются на маршруте, также необходимо. В зимних походах с печкой группа должна уметь слаженно разбивать и снимать лагерь, каждый участник должен иметь понятие о каждом отдельном процессе, даже если обязанности в группе чётко распределяются.
- Перед зимним походом новичок должен иметь представление о лавинах, уметь работать с лавинным снаряжением и знать приёмы поиска пострадавших в лавине. Скажу, что не все «опытные» имеют адекватное представление обо всём перечисленном, что выливается во множество несчастных случаев. Как ни странно, но факт многочисленности аварийных ситуаций по вине лавин часто воспринимается как элемент «русской рулетки» в горах. Адепта туризма часто учат чему угодно (или он сам учится), но вот озадачить просмотреть хотя бы пару видеолекций о лавинах и поиске пострадавших, а потом выехать с товарищами и немного потренироваться… почему-то трудновато 🙂
- Перед походом в горы новичок обязан иметь представление об элементах рельефа в горах, а также знать основные термины в его (рельефа) обозначении и описании. Часто даже те, кто уже не раз ходил в горы, в описании рельефа и в его восприятии сильно «хромают» и путаются. Если в альпинизме с этим всё гораздо жёстче, то в туризме царит полная расслабленность.
- Уметь адекватно оценивать свои способности и знания. Слишком часто новички воспринимают горы по принципу «да что тут заморачиваться, тут всё легко и понятно». К сожалению, у тех, у кого действительно вначале что-то получается, при таком подходе принцип закрепляется и турист приобретает «синдром бессмертного» со всеми вытекающими. Новичку часто кажется, что всё легко, ибо опасности для него не очевидны в силу сравнительно сладкого городского существования. Другая крайняя позиция, как чрезмерная неуверенность в своих силах и необоснованный страх, встречается куда реже, но способна доставить не меньше неприятностей.
- Уметь не мешать руководителю и не считать себя самым умным, особенно на стадии принятия руководителем решений. Существует отдельная, но не такая уж и редкая категория людей, которые часто сыплют вопросами и предложениями в режиме «а почему бы не сделать вот так?». Само по себе это очень хорошее предложение, но когда оно адекватно данной ситуации и сделано в виде грамотного подхода либо в результате мозгового штурма. У той же категории людей, которую я упомянул, из-за минимума знаний и отсутствия категоричной их оценки ответ на предложение порождает многочисленные «почему» без попытки вникнуть в ответы ради защиты собственного мнения, с дальнейшим усложнением жизни себе и вождю.
- Умение выполнять указания руководителя. Для многих новичков понимание того, что в походе ты не сам себе велосипед, а часть группы, объединённой определённой общей целью, происходит с трудом. К своему многодневному походу новичок обязан этим пониманием обладать.
Всё вышеописанное в той или иной мере характерно для многих коммерческих походов, но не так уж и редко встречается в самодеятельных, особенно низких и средних категорий сложности.
Если специфика похода подразумевает некоторые такие вещи, в которых сложно потренироваться дома практически (что не подразумевает отсутствия как минимум теоретической платформы), то в самом походе либо первые дни служат своеобразными «вводными», где участники «привыкают» работать именно в таких условиях, либо где-то в походе устраивается предварительная тренировка перед препятствием. Также в простых походах удобно тренировать отдельные элементы более сложных, что является несомненно полезным.
Область знаний в туризме огромна и походный опыт каждого туриста является специфичным, исходя из местности, по которой он ходит, и условий мероприятий, которые он себе устраивает. В идеале турист с ростом опыта открывает для себя всё большее поле для познания. Новичок имеет поверхностное представление о необходимых знаниях, при этом попытки сразу упихнуть в свою голову большой объём информации без привития должного уровня критической оценки наносят больше вреда, чем пользы.
Дополнительные ссылки по теме: