Как выбрать камус для лыжного похода

Допустим, мы определились, что в лыжный поход хотим идти именно с камусом. Не с мазями, насечками, репшнуром и так далее, а именно с камусом.

Вопрос, что именно из перечисленного лучше и для каких условий, достоин отдельной статьи. Копий в Сети по нему разломано немало. В походах хватает адептов любых решений. К тому же если рассматривать клубы, как основную массу зимних категорийных туристов, то в большинстве случаев клубы ходят по какой-то одной привычной схеме.

Поэтому в настоящем материале я хочу рассмотреть только подбор камуса и фурнитуры, и ничего более.

Прошу обращать внимание на дату публикации статьи, так как прогресс не стоит на месте, и искусственный камус, как продукт современных технологий, тоже постоянно подвергается изменениям.

Также прошу не рассматривать информацию о брендах и магазинах как рекламу. Просто без рассмотрения, где, что и как покупать, статья, увы, не имеет практического смысла.

Содержание


Из чего состоит камус

Если рассматривать упрощенно, то современный заводской камус состоит из следующих частей:

  • Основа - тканевая, либо иная.
  • Ворс, который крепится к основе
  • Клеевой слой (может отсутствовать для некоторых видов камуса)
  • Фурнитура для закрепления камуса к носку и пятке лыжи (тоже может отсутствовать - либо полностью, либо частично)

Если копнуть глубже и разобрать состав именно камусной ленты, то он гораздо сложнее.

Наиболее часто встречается следующий вариант:

  • Ворс (контактирует непосредственно со снегом и препятствует проскальзыванию лыжи назад);
  • Основа для ворса (основа, к которой крепится ворс);
  • Влагонепроницаемая подложка (препятствует проникновению влаги от снега в сторону клея);
  • Основа для клея (слой, на который наносится клей);
  • Клеевой слой (слой, который контактирует с лыжей).

То есть, классическая схема заводского камуса является пятислойной.

Некоторые камусы не имеют отдельной основы для клея. В них клей наносится непосредственно на влагонепроницаемую подложку. Если в случае пятислойной системы основа для клея выполнена обычно из ткани, а влагонепроницаемая из полиэтилена, то в четырехслойной системе клеевая основа (и она же влагонепроницаемая) из резины. Такой подход обеспечивает лучшую стойкость камуса к влаге, актуальную для околонулевых температур. При этом производителю приходится извращаться с методами обеспечения лучшей адгезии клея к резине.

Камусы без клеевого слоя почти не выпускаются. Раньше существовали армейские и "служебные" варианты без клея - я напишу почему и для чего в разделе про клей. Но теперь эти варианты меняются на клеевые камусы новых поколений, где клей не боится загрязнений и не липнет сам на себя.

Ещё существует отдельная специфика российского рынка на камус без клея, где очень хорошо развит охотничий промысел. Отечественный камус на синтетике выпускается без нанесенного клея, насколько я понимаю, из-за отсутствия необходимой технологии (при этом дешевой для потребителя). Лыжная же фабрика Маяк, в свою очередь, сделала ход конем и закупает рулонный камус без нанесенного на него клеевого слоя непосредственно у производителя в Австрии (Contour), а затем клеем собственного производства намертво приклеивает его к своим же лыжам. Т.е., в данном случае охотник сразу покупает лыжи с наклеенным на них камусом.

Тип ворса и его нюансы.

Сейчас я начну убивать мифы, которые возникли на основе старых статей по камусу в Сети 🙂 Когда-то я и сам в них верил 🙂

Итак, ворс бывает из мохера (шерсть), синтетики (нейлон) и их смеси (микс - 65% шерсти и 35% синтетики).

Считается, что нейлон тяжелый, плохо скользит и плохо держит - зато не мокнет; шерсть - это космос, который отлично держит и ничего не весит, плюс не дает никакого сопротивления движению - зато мокнет (та же история, что и с пухом в спальниках); ну а микс - типа золотая середина, которая впитывает влагу, зато износостойкая, хорошо держит и неплохо скользит.

Большая часть перечисленного уже давно отправилась на свалку истории. Я могу поставить на весы два камуса одного производителя, мохер и микс, и вы убедитесь, что мохер тяжелее.

Просто вес камуса формируется ни разу не его ворсом, который вообще-то составляет лишь один слой из четырех или пяти.

Давайте разбирать детально.

Если провалиться в воду, то любой камус намокнет и замерзнет, превратившись в кусок льда. Вода попросту замерзнет у него между щетинок ворса.

Если идти по снегу то окажется, что даже шерсть почти не впитывает влагу. Главное, при долгой остановке на месте снять и поставить лыжи стоймя. А если снег мокрый, то вовремя использовать брусочек воска или парафиновую свечку.

Почему так? Во-первых, сейчас ворс действительно неплохо обрабатывается пропитками (как и хороший пух в спальном мешке). Во-вторых, если относительно тепло, то влага во время движения испаряется вверх (к лыже) и накапливается в подложках для ворса и клея. Это основная причина, зачем ввели между этими двумя слоями влагонепроницаемую пленку и почему такое усиленное внимание ей (и нетканым материалам подложек, неспособных накапливать влагу) уделяется в разработке камуса. Если же на улице холодно, то влаги там фактически нет.

Что касается удержания, то современный нейлон держит склон ненамного хуже микса, и, бывает, разницу вполне можно не заметить.

В чем тогда разница, спросите вы?

В скольжении. В том, насколько камус не препятствует движению вперед. Это если рассматривать в абстракции и в пределах камусов одного производителя.

Шерсть скользит идеально и обеспечивает минимальное сопротивление движению. Нейлон скользит ощутимо хуже. Микс скользит гораздо лучше нейлона, но хуже шерсти.

Есть некоторая разница и в ресурсе. Нейлон обладает наибольшим ресурсом. Микс живет примерно на треть дольше мохера. Разница между нейлоном и мохером в ресурсе примерно в два раза. Но в основном конечный ресурс ворса зависит от того, насколько хозяин камуса обожает лазить по камням и деревьям.

Для лыжных походов предпочтительнее микс. Идти на нейлоне, особенно в группе, где все остальные на миксе, будет тяжеловато. И вообще тяжеловато.

Ещё в походе мы на лыжах все таки ходим, а не катаемся. Камус существенно снижает скорость пластиковых лыж на спусках. Соответственно, мохер снижает её ощутимо меньше, что под рюкзаком может быть чревато бОльшим количеством падений.

Теперь о важном нюансе: микс с одним и тем же заявленным составом шерсти у разных производителей камуса будет по разному же скользить и по разному же держать. И срок службы у него тоже будет разный.

Ресурс ворса в данном случае оценивается до его истирания. Изнашиваются боковые края камуса, вытирается ворс на сгибе носка лыжи и на его пятке. Износ зависит, в том числе и от характера снега, а также от любви хозяина камуса лазить на лыжах по всем встречающимся у него на пути препятствиям. По моим расчетам, миксовая Kohla нахаживает до 1000 км. Ворс Contour в среднем должен служить примерно столько же. Ворс старых G3 дотягивает и до полутора тысяч.

То есть, если у трех туристов на лыжах будет стоять камус, например, G3, Kohla и Contour, то все лыжи будут иметь разные эксплуатационные свойства. Подробнее об этом - в главе "О производителях и где покупать".

Пока же остановимся на промежуточном выводе: лучше смотреть в сторону миксового камуса.

Что касается борьбы с влагой (этакий червячок сомнения у многих туристов), то, еще раз, тут все просто. Если мы проваливаемся на лыжах в воду, то он все равно весь намокнет и его придется сушить, независимо от типа ворса. Как показала практика, высушить микс не является гораздо более тяжелой задачей, чем высушить на морозе промокшие ботинки.

Подсушивать же камус (например, на солнышке, не снимая с лыж) придется любой, так как влага будет скапливаться в тканевой подложке ворса. Правда, в небольшом количестве.

Тип клея

Теперь про клей. Почему-то все пишут и читают про ворс, хотя с выбором клея ситуация гораздо сложнее и важнее. Ну то есть с ворсом все логично и понятно. А с клеем все настолько сложно, что на него типа лучше не обращать внимания.

А потом начинаются жалобы - клей отваливается, камус не клеится, часть туристов и вовсе ходит только за счет натяжения, а снег при этом набивается под камус, и тому подобное. Справедливости ради, в этой ситуации виноваты как сами производители, печатающие в рекламных буклетах лютую чушь, так и магазины, ориентированные на фрирайдеров и скитурщиков, которым в силу специфики от клея требуются другие условия.

Итак, зачем необходим клей?

Если камус надевать один раз в начале сезона, как делают многие охотники, и снимать его затем только к весне - да и то для обслуживания лыж - то клей либо не нужен вовсе, либо его используют, чтобы не образовывалось "карманов" между камусом и скользяком.

К охотничьим лыжам, в таком случае, камус крепится скобами от мебельного степлера. В традиционном виде из шкур он мог обшиваться, а также клеиться на казеиновый или иной клей.

Например, отечественный нейлоновый камус (Уфа, ИП Костеренко) предназначен именно для охотников и клеевого слоя не имеет. В инструкции его рекомендуют крепить на скобы и проклеивать дополнительно резиновым клеем.

Клей крайне необходим фрирайдерам и скитуристам, когда вверх они идут на камусе, а вниз спускаются без него. Клей позволяет наклеивать туда сюда камус на лыжу до 4-6 раз за день (зависит от типа клея). Его хватает на 150...300 переклеек в сумме, в зависимости от аккуратности пользователя. Потом клей меняется.

Поэтому аккуратному туристу клея хватает надолго - если он готов о нем заботиться.

Первым массовым удачным клеем на камусах стал клей Hot-Melt. Это классика. Однако, именно из-за него военные стали размещать заказы на другие технологии клея, и все производители включились в гонку технологий, которая, в том числе, выплеснулась и на гражданский рынок.

При выборе камуса обращайте внимание - тип клея почти всегда указан в описании в карточке товара, либо непосредственно в названии камуса. Если не указан - лучше спросить продавца.

Клей Hot-Melt имеет множество плюсов и еще больше минусов.

Плюсы:

  • Будучи наклеен на теплую лыжу, он не отвалится ни при каких морозах и обстоятельствах (если клей чистый, разумеется);
  • В штатном исполнении Hot-Melt рассчитан на переклейку камуса при температурах до -20 градусов, а специализированные холодные версии (например, Kohla Hot-Melt Cold Glue) до -30 градусов;
  • Hot-Melt можно поменять в домашних условиях, в том числе участками, при этом производитель клея не имеет значения, лишь бы совпадал тип клея.
  • Это самый недорогой тип клея.

Минусы:

  • Hot-Melt чувствителен к загрязнениям. Его невозможно от них отстирать или даже очистить вручную.
  • Для хранения и транспортировки камуса с Hot-Melt необходимо использовать сетчатый или пленочный протектор. При этом постепенный перенос клея на протектор присутствует всегда, и протектор необходимо периодически менять, по мере его загрязнения клеем.
  • Если камус с Hot-Melt склеился "клей на клей", придется очень постараться, чтобы его разъединить. Если клей был заменен, то разъединение после склеивания часто приводит к частичному срыву клея до самой подложки.
  • Если клей перенесся на ворс (это если мы скатываем камус рулоном без протектора), то очистить ворс будет очень непросто.
  • Некоторые сорта Hot-Melt, рассчитанные на низкие температуры, в частности клей бренда G3, по окончанию срока службы в течение короткого периода времени деградируют, превращаясь в вязкую субстанцию, пачкающую все вокруг. У Kohla Hot-Melt Cold Glue, например, такого нет.
  • При нагревании помещения, где хранится камус, свыше 35-40 градусов, варианты с Hot-Melt также становятся вязкими и могут пачкаться клеем. При снижении температуры клей вновь возвращается к своим свойствам. Но старый клей (что сейчас наблюдается у G3, приобретенных 6-7 лет назад), может так и остаться в вязком виде.

Все перечисленные минусы категорически не устраивали армейских военачальников всех стран. Солдат по умолчанию не готов старательно возиться со своим снаряжением (а значит камус  и клей на нем всегда будет грязным); ему некогда клеить на камус протектор (его нужно сворачивать сам на себя или как попало запихивать в мешок); ему нужна возможность использовать камус как при околонулевых температурах, так и в Арктике (то есть до температур в -50 градусов); ему нужно, чтобы камус не портился при перевозке на жаре или в условиях горячей поверхности транспортного средства.

Первоначально в армиях использовался бесклеевой камус с механической фиксацией на лыже. Однако, с развитием технологий, производители камуса начали получать заказы на разработку клея, лишенного недостатков Hot-Melt.

Результатов появилось много.

В первую очередь сюда относятся вакуумные камусы. На самом деле в них используется клей на силиконовой основе. Камус с этим клеем можно сматывать сам на себя, он не прилипает к пальцам, но прекрасно фиксируется на чистой лыже. А ещё его можно мыть под краном с водой. И после очистки он вновь возвращает все свойства, которые у него были до загрязнения.

В свое время производители, которые его освоили (в частности, Colltex), распиарили вакуумные камусы как супер-пупер. Камусы с силиконовой основой у них до сих пор в каталогах указываются как "even better adhesion at temperatures between -50 and +50".

Однако, как говорил Чапаев Петьке, есть нюанс.

Оказалось, что гарантированно вакуумник клеится на лыжу до температур примерно в -15 градусов. А ниже начинается непрогнозируемый результат. Кто-то ухитряется клеить его едва ли не до минус 40, но у многих пользователей вакуумник дружить с холодной лыжей почему-то отказывается.

Почесав репу, технологи Colltex сварили клей на акрилатной основе, схожий по замыслу с силиконовым. Этот клей тоже не получил хорошей доказательной базы среди не купленных гидов и простых пользователей.

На рынке РФ вакуумники сейчас представлены Colltex и Kohla. Colltex также продолжает реализовывать и камуса с акрилатным клеем. Технологии изготовления камусной ленты при этом у них разные. В итоге вакуумник Colltex довольно легкий, а Kohla Wacuum Base получилась тяжеловатой (зато напрочь не боящейся влаги и воды).

Компания Contour, глядя на приключения конкурентов с вакуумниками, пошла по другому пути. Они разработали клей Hybrid. В наборах он у них сейчас идет как основной клей (в отрезном камусе Contour стоит Hot-Melt).

Hybrid тоже можно стирать от загрязнений и сворачивать сам на себя. Компания также позиционирует его как панацею от холодных лыж. В итоге, в том числе, эти камусы закупались российской оборонкой для армейских нужд, и сейчас понемногу всплывают с хранения на барахолках.

На вопрос о составе клея и подробностей технологии, Contour предпочел молчать, как рыба об лед. Препарировав Hybrid в условиях мастерской, я, насколько смог разобраться, вывел следующее - этот клей является двухкомпонентным по своей структуре. К клеевой подложке нанесен слой Hot-Melt, а на него сверху клей на силиконовой основе.

Внесение слоя Hot-Melt должно было позволить более устойчиво и прогнозируемо работать при низких температурах. Но, этого добиться не удалось. Hybrid при температурах в -20 градусов все равно ведет себя хуже обычного Hot-Melt.

При этом после того, как клей окончательно испортится, поменять его в домашних условиях без мощного паяльника с широкой лопаткой не получится. Зато, если удастся содрать с него старый клей, то взамен его можно положить обычный Hot-Melt.

Компания Kohla, как собственную разработку, два года назад представила новый клей Smart Glue. С моей точки зрения он задумывался как компромиссный вариант между Hot-Melt и вакуумником, с температурами переклейки до -20 градусов. Сам производитель заявляет про -30, но я пока склонен считать это маркетинговым преувеличением. При этом камус клей разрабатывался, в том числе, под североамериканский рынок, где морозов хватает.

Этот клей тоже предполагается возможным, в случае необходимости, клеить сам на себя и отмывать от загрязнений. Количество переклеек в день - порядка 3-4. Зато он имеет четырехслойную структуру с резиновой подложкой для клея и почти не боится влаги. В плюсе и то, что в сложенном состоянии камус со Smart Glue получается довольно компактным.

Однако его технологию так и не довели ещё до ума. Нет данных. насколько этот клей критичен к условиям хранения, сколько у него срок годности и насколько он охотно отваливается от лыжи на n-ый день перехода. Отзывы фрирайдеров по нему колеблются от восторженных до негативных, при этом среди незаинтересованных пользователей.

В итоге делаем следующий вывод:

  • Если на маршруте мы используем камус постоянно наклеенным на лыжу, либо снимаем его редко, то лучше выбрать камус с обычным клеем Hot-Melt, как самый универсальный, недорогой и надежный вариант.
  • Если по условиям своего маршрута мы планируем периодически снимать-ставить камус, а температуры при переклейке будут однозначно ниже -20 градусов, то лучше смотреть в сторону Kohla Hot-Melt Cold Glue.
  • При температурах до минус 15, с редкой переклейкой и обилием влажного и мокрого снега, лучше вакуумников пока никто не придумал. То есть, это прекрасный вариант для непродолжительных прогулок весной.

Contour Hybride и Kohla Smart Glue под походы пока слишком сомнительны. Первые Contour Hybride были откровенным фуфлом, и компания много вложила в их доводку. По новым партиям отзывы положительные, но пока камуса с этим клеем так и остаются в нише фрирайдеров. То же самое можно сказать и в отношении Kohla Smart Glue. Да, в условиях переклейки они дико удобны, и тот, и другой. Но туристу требуется, чтобы камус в середине похода не отваливался с лыжи и держался на ней прочно, будучи даже промороженным насквозь.

Таким образом, для походов высоких категорий в условиях морозов выбор все равно очевиден - Hot-Melt. Можно было бы и сразу посоветовать брать холодный вариант этого клея, но: а) это единственный вариант на отечественном рынке (Kohla Hot-Melt Cold Glue); б) этот клей идет только в камусах набором, в камусах отрезной лентой его нет, а значит он обойдется дороже.

Да, в случае выбора клея Hot-Melt (в любом его варианте) нам придется ухаживать за камусом и всячески о нем заботиться.

К сожалению, в отношении клея волшебного варианта пока не бывает, какие бы обещания в каталогах мы не прочитали.

Теперь вновь вернемся к основе для клея. Как я уже писал выше, основа может быть тканевой либо резиновой. Если основа тканевая (вся Kohla с клеем Hot Melt, весь Contour, весь Colltex с клеем Hot Melt, бОльшая часть Pomoca и т.п.) - то это значит, что у нас есть возможность легко и качественно поменять дома либо весь клей на камусе, либо отдельный его участок. Причем можно взять любой клей Hot-Melt, независимо от производителя.

С резиновыми (большая часть G3, например) подложками такой номер не пройдет. Адгезия к ним куда как хуже. Выбор производителя клея становится важным, как и качество очистки камуса от старого клея.

Ещё один важный нюанс про клей, а также про брак камуса

Клей для камуса - он как суп. В смысле, его невозможно приготовить каждый раз одинаково.

Свойства клея от партии к партии будут отличаться. Иногда сильно.

Сказать, что производители камуса косячат (абсолютно все, в кого ни ткни), это не сказать ничего.

Проблемы происходят не только по части технологии приготовления и нанесения клея. Например, мне приносили два камуса Jones Nomad, которые делает Pomoca. Это были камуса, которые съездили один раз покататься и у них испортился клей. Насколько я понял, посидев с увеличительным стеклом и паяльником, ворс камуса для лучшего скольжения обрабатывался (на заводе) какой-то химией. Постепенно (со временем) эта химия разъела влагозащитный слой и проникла в клеевую подложку, вступив в химическую реакцию с клеем. Тот сразу сделался полужидким.

Pomoca я привел здесь только как пример. Брак бывает у всех. Вопрос лишь в том, как он доходит до потребителя и доходит ли вообще. Так как отечественных фабрик по камусу у нас нет, то мы довольствуемся камусами зарубежного производства, и нагрузку по контролю за качеством несут магазины и дистрибьюторы.

Вместе с тем, большинство магазинов или дилеров вообще не знают, как выглядит бракованный камус. Ну то есть какие-то совсем уж откровенные вещи можно отследить, но скрытые дефекты - нет. Тем более приключения с клеем, которые на стадии приемки вообще невозможно предугадать. Поэтому брак именно камуса (как куска ткани с клеем), как правило, до потребителя доходит и тот с ним сталкивается.

За рубежом, на фабрике, где изготавливается камус, с ОТК вообще все просто. Например, взяли и перегрели клей. Ну и что? Он ведь будет клеиться к лыже? Будет, никуда не денется. Значит пускаем в продажу. По умолчанию все камусы, изготовленные в Европе, рассчитаны на переклейку при температуре до -20 градусов. Нормальным считается 4 переклейки в день. Нужно больше раз переклеиваться? Ну так покупаем второй комплект.

Российская специфика рынка от них далека. Мне до сих пор кажется удивительным, что Kohla согласились делать отдельный зимний клей для России.

P.S. в меру перегретый клей, если он не вскипел пузырями, прекрасно клеится к лыже. И к протектору. И вообще ко всему и ко всем. А уж если сам на себя склеился, то вообще фиг отдерешь.

Набор или отрезной

Камус возможно приобрести в двух состояниях.

  • Готовым набором
  • Отрезной лентой и отдельно подобранной под свои лыжи фурнитурой

Готовый набор может быть универсальным, с длиной порядка 190 см, когда достаточно лишь обрезать его по размеру лыжи и установить натяжитель из комплекта; а также может быть с фиксированной длиной и сразу вшитым натяжителем.

Готовые комплекты фиксированной длины с вшитым натяжителем можно поставить только на лыжи этой же длины. Либо отрезать натяжитель и подогнать камус под лыжи меньшего размера.

Существует также отрезная камусная лента, которую можно приобрести под длину своих лыж. Например, если у вас лыжи длиной 170 см, то вы сразу берете камус 170 см.

Отрезной камус может обойтись существенно дешевле комплекта. Правда, придется, словно конструктор, собирать все самому.

Отрезной камус обходится существенно дешевле в двух случаях:

  • У вас совсем короткие лыжи
  • Вам не нужен камус на всю ширину лыжи

С последним пунктом интересно. Если вы не ходите районы с рассыпчатым глубоким снегом, а также ходите в составе больших групп (хотя бы больше пяти-шести человек), то вам достаточно на лыжу поставить камус шириной 5-7 см.

То есть, если у вас в таком случае лыжи длиной 175 см, то вам можно купить 180 см камуса (шириной 120...135 мм), и разрезать его ножницами вдоль на две узких половинки. Потом из каждой половинки собрать с помощью необходимой фурнитуры камус на каждую лыжу.

Это очень хороший вариант сэкономить.

С глубоким рыхлым снегом он не работает - требуется большая площадь камуса. Ну или работает, но плохо. Если ходим в одиночку или двойкой-тройкой, то тоже предпочтительнее иметь камус пошире.

То есть, в определенных случаях площадь камуса важна. Однако, как показала практика, на моих лыжах длиной 178 см, талией 80 мм и носком 105 мм, площади камуса, подогнанного под всю площадь скользяка, хватает на все случаи походной жизни.

Вы можете справедливо спросить - а почему тогда у охотников камус во всю ширину лыж? Ведь если пересчитать площадь на их коротких, но широких (до 15 см) лыжах, то она получается в полтора раза больше. чем кажется необходимой. Ответ: камус на охотничьих лыжах служит не только для облегчения перемещения по склонам, но и для снижения уровня производимого шума при движении. То есть, у них существует отдельная специфика.

Делаем следующий промежуточный вывод:

Отрезной камус, собранный под свою лыжу, может обойтись дешевле. А если не нужна большая площадь, то однозначно дешевле.

Как правило, весь отрезной камус на рынке РФ - это миксовый камус с "обычным" клеем Hot-Melt.

О производителях и где покупать

Вначале рассмотрим некоторые абстрагированные вещи.

Первое: производителей камуса мало. Это именно производство, завод, фабрика - как угодно. Это не бренд, как таковой. И эти производители, в свою очередь, изготавливают камус не столько под своим именем завода, сколько для разных заказчиков. Так делают все заводы по производству камуса.

Например, Contour - это фабрика. В России мы можем купить как непосредственно Contour, так и камус, который у него заказывают под другим брендом - у нас в основном это Atomic и Majesty. Камус бренда Salewa - это Pomoca. Тут правда, ещё сложнее - вся фабрика Pomoca принадлежит группе компаний Salewa. Ну и так далее. То есть, еще раз - фабрик по производству камуса в мире немного.

Другой вопрос, что многие вкусные фишки могут быть только в заводском камусе. Например, Kohla поставляет в Россию "холодный" камус только под своим именем. Salewa не торгует отрезным камусом, а Pomoca под своим именем его реализует. И так далее.

Едем дальше. У нас в РФ есть понятие камуса уровня "премиум", бюджетного камуса и т.п.

Такое разделение на самом деле носит условный характер. Все производимые фабриками камусы относятся примерно к одному и тому же эксплуатационному уровню. Их цена в валюте отличается в первую очередь за счет разных издержек производства, которые просто разные в разных же странах. При этом общий рынок сбыта камуса очень небольшой, и за рубежом производители только недавно начали конкурируровать друг с другом, а также вести маркетинговые войны.

Зато ярко выраженное разделение камуса на премиум и бюджет возникло гораздо раньше в России - на фоне конкуренции магазинов между собой. И, собственно, все.

В итоге можно увидеть, как престижный и дорогой ранее G3 (поставки 2020 года) сейчас уехал по цене в сегмент конкуренции с Kohla. Представитель же Contour в принципе всегда демпинговал, устанавливая цены на свой камус ниже всех, но сейчас, с новой поставкой, его камуса в наборах неизбежно сравняются с G3 и Kohla. Зато отрезной так и останется дешевле.

Отрезной камус у нас в стране представлен следующими брендами (по возрастанию цены): Contour, Kohla, Colltex и Pomoca.

До появления Kohla лидером рынка камуса для туризма был Contour, сейчас он на втором после Kohla месте. А вот Colltex и Pomoca изначально рассчитаны на другую аудиторию - фрирайд и ски-тур. Оборот отрезного камуса у них очень невысок, в основном они продают наборы. Colltex и вовсе для дилера является побочным брендом и в его развитие вкладываются по остаточному принципу.

Из основных продавцов камуса, где можно купить камус на отрез, либо недорого, со скидками и т.п, можно выделить следующие:

  • rustelemark.ru . Этот неказистый страшный сайт - сайт дилера Contour в РФ. Живого магазина у него нет, он занимается оптовыми поставками, продавая затем остатки склада через он-лайн площадку. И он всегда демпингует цены, особенно на отрезной камус. Но актуальное наличие почти всегда отличается от представленного на сайте. Он же раньше был представителем G3, а потому у него на сайте есть камус G3 в наборах, из предыдущих завозов. Цена вкусная, но клей (клей имеет ограниченный срок годности) староват, и нужно понимать, что производить его замену придется раньше. То же самое касается и совсем недорогих наборов Contour - они из старых поставок.
  • Ледниковый Период (ice-age.ru) - шакал камусного рынка в РФ. Магазин, который имеет наибольший ассортимент отрезного камуса и фурнитуры к нему. Является дистрибьютором бренда Kohla, он же единственный поставщик в РФ камуса с клеем Hot-Melt, который рассчитан на отечественные морозы. Торгует Kohla - наборами и отрезным, отрезным Contour, а также наборами Colltex с клеем Hot-Melt. Фурнитуру возит любых брендов, какую нашакалит и сопрет по складам России и Европы. Как правило, имеет в наличии то, чего нет у других. В принципе, его можно назвать единственным магазином в РФ, который зимой целенаправленно специализируется именно на камусе. 
  • sherpa.ru - сайт дистрибьютора Colltex. В основном торгует наборами. Отрезной камус тоже есть, хоть и дорого. Бывает, завозит даже шириной 150 мм, чего ни у кого больше нет, даже у Ледникового. Однако фурнитуру всегда по количеству возят мало либо не возят вообще, так как в основном продают наборы. Часть наборов на сайте, судя по всему, старье, причем без скидок - поэтому вот у этих ребят точно лучше уточнять год выпуска.
  • Альпиндустрия - крупный аутдор-магазин, который торгует как в живую, так и через интернет. Реализуют наборы G3 (свежего привоза) и Pomoca. Также у них бывает Pomoca отрезной. Возят много камуса Movement в наборах - это тот же самый Colltex, только под другим названием. Причем по неплохой цене, особенно если есть скидки в их сети. А вот фурнитуру Альпиндустрия почти не возит. Периодически Альпиндустрия пытается торговать отрезным Contour, но эта затея закономерно терпит крах (потому что к нему нужно уметь привозить фурнитуру), а потом они долго и нудно пытаются продать оставшиеся куски.

В конце сезона и летом практически все продавцы камуса устраивают распродажи, стараясь затем привезти камус со свежим клеем. Это в принципе считается хорошим тоном. Правда, в этом году распродаж почти не было - из-за ослабления рубля. И, возможно, ближайшие пару лет не будет.

Распродажный камус наборами и за недорого, кроме перечисленных магазинов, имеет смысл посмотреть на kant.ru (Salewa, Atomic и другие) и fischer-russia.com (Fisher).

Однако, если сезон оказался слабым по продажам, то свежей партии камуса в РФ не привозят вообще. То есть, наличие камуса в магазинах обычно не носит некий постоянный вид. Его много в один год и мало на следующий. Исключение - опять же, Ледниковый Период, который иногда ухитряется привозить даже дважды, а то и трижды в год.

На что следует обращать внимание при покупке?

Если выбирать миксовый камус на клее Hot-Melt, то, пожалуй, самый легкий и имеющий наилучшее скольжение, это Colltex. Но он, зараза, самый дорогой. Зато у Colltex можно подобрать очень годную фурнитуру и я ни разу не встречался с существенными косяками (я сейчас именно про камус с клеем Hot-Melt). 

Самый бюджетный отрезной - всегда Contour у официала. Если у официала его нет, то значит его весь зашакалил и вывез Ледниковый, и нужно посмотреть у них (и то же самое в отношении Colltex). Contour немного тяжелее Kohla и скользит не так хорошо. Самый тяжелый (и хуже всех скользящий) раньше был G3, похожий на содранный со стены и порезанный на полоски бабушкин ковер. Однако поставок 2020 года я пока не лапал. Зато G3 и самый износостойкий - ковер есть ковер.

У предыдущего G3 клей любил внезапно деградировать, превращаясь в вязкую массу. Пока не знаю, что у новых экземпляров, но я пока не рекомендовал бы брать G3 именно под туризм.

Отрезной Contour из двух предыдущих поставок мне понравился - добротный и недорогой, хотя если вы нацелены на частую переклейку в морозы, лучше посмотреть на другие камуса.

Kohla тоже интересный вариант. Отрезной у них дороже Contour, но он легче и лучше скользит. Клей имеет лучшее сцепление с лыжей и вообще с любой поверхностью. Лучший способ накачать правый бицепс - взять камус Kohla с клеем Hot-Melt и его родным пленочным протектором. При первой же возможности пленку сразу лучше выбросить и купить нормальную сетку. Например, Colltex. 

Покупая камус, обращайте внимание на то, какого он сезона. Камус трехлетней давности (три года назад завезенный в РФ) я бы тоже не советовал брать - клей придется менять гораздо раньше. Т.е., лучше спрашивать продавца сразу - это совершенно нормально. Скажем так, если камус этого или предыдущего сезона, это хорошо. Если позапрошлого, стоит задуматься и, возможно, переплатить за свежий. Если старше - лучше однозначно отказаться.

Отдельная тема с камусом, который продается с военного хранения. Сейчас всплывает на барахолках Contour в наборах, по цене порядка 3500 руб. Цена очень хорошая, но камус шести-семи летней давности. Если готовы по истечению сезона поменять на нем клей (что обойдется от 2500 руб при самостоятельной замене), то хорошо. Если не готовы - лучше приобрести свежий.

Фурнитура, как подобрать и закрепить к камусу

Камус - это кусок ткани. Сложной, технологичной, но ткани.

В принципе, можно обратиться в камусный магазин и попросить у них кусков камуса, в 30-40 см (если магазин специализируется на камусах, то куски у них всегда есть) - отдадут либо за бесценок, либо за стоимость пересылки. Потом с этих кусков аккуратно сшить себе лоскутный камус на лыжи.

По всей части лыжи камус крепится к скользяку за счет клея. Однако, его следует закрепить за носок и пятку лыжи, чтобы его не оторвало и чтобы не образовывалось карманов между ним и скользяком, куда набивается снег.

Существует две школы. В первой натяжитель располагается впереди, во второй - сзади.

В отношении лыжного туризма я сторонник заднего расположения натяжителя. Когда приходится топтать снег или идти по пухляку, то сопротивление движению в таком случае ниже. 

Далее будем рассматривать именно такую конструкцию. Впереди мы ставим скобу, которую будем цеплять за носок лыжи, а сзади ремень-натяжитель с крючком за пятку.

Начнем с простого - со скобы.

Скобу можно самому сделать из толстой проволоки. Или из тросика. Даже из кевларового шнурочка или дайнемы. Лишь бы не тянулось и не резалось о кант.

В заводском покупном варианте самым дешевым вариантом является скоба Contour Metallop (290 руб/пара). Она бывает шириной 50, 60, 75, 85, 95, 105 и 115 мм. Чтобы понять, какой нужен, следует замерить ширину носка лыжи на расстоянии 1,5 см от кончика и выбрать ближайший. При этом нужно смотреть, чтобы отверстие в носке лыжи (такое есть у каждого уважающего себя туриста) оставалось свободным.

Чтобы закрепить камус за скобу, хоть покупную, хоть самодельную, нужно перегнуть через неё камус, с запасом в 3 см, склеить этот участок клей на клей и прошить толстой капроновой нитью (понадобится шило и крючок).

Главное правило: никогда не пользуйтесь заклепками, ни под каким соусом. Их оторвет. Необходимо либо прошивание, либо крепеж через специальную пластиковую фурнитуру, наподобие Contour Varioclip.

Чтобы подобрать задний натяжитель и скобу, нужно измерить толщину пятки в мм. Исходя из этого определиться с крючком.

Самые распространенные в РФ и при этом прочные задние крючки, это:

а) Kohla K-Clip - под толщину пятки от 4,5 до 6,5 мм

б) Contour Clip - под толщину пятки от 6,5 до 8 мм. Очень редко встречается крючок Contour Clip Slim, под толщину от 5 до 6,5 мм.

в) Colltex Camlock Hook - под толщину пятки от 4 до 7 мм. При этом крючок можно разобрать на две части, подогнуть или разогнуть, а потом собрать обратно. В итоге реальный диапазон увеличивается от 3,5 до 8 мм.

Ремни натяжителя бывают хипалоновые (Contour и Colltex) и резиновые (Kohla). Ну то есть в наборах можно встретить гораздо больше вариаций, но покупая россыпью фурнитуру мы пока ограничены вот этим выбором.

Разницы в прочности ремня между резиновым и хипалоновым для натяжителя никакой. Абсолютно.

Совместимость крючков с ремнями:

  • Kohla K-Clip - свой резиновый Elastic Strap и любые хипалоновые ремни Contour и Colltex.
  • Contour Clip - свой хипалоновый ремень Tail Clip, любые хипалоновые ремни от любых производителей, резиновый ремень Kohla Elastic Strap. Возможно, в него даже можно запихнуть ремень G3.
  • Colltex Camlock Hook - свой ремень Camlock End, а также Contour Tail Clip, если его подрезать вдоль.

Как видим, натяжитель вообще можно сделать самому из куска тезы и затем просто купить крючок. То есть, на самом деле, удобный задний крючок самому сделать сложнее всего.

Теперь прокручиваем обратно и вновь смотрим на главное правило: никогда не связывайтесь с заклепками. То есть, если в наборе к хипалоновому ремню идут заклепки, то их лучше выбросить и пришить натяжитель со стороны клеевого слоя суровой ниткой.

У натяжителя Kohla Elastic Strap, кстати, очень простое крепление к камусу. Там пять острых зубцов, которыми камус легко протыкается со сторону клеевого слоя к ворсу. Затем зубцы загибаются к пятке. Пожалуй, это самое надежное и простое решение, которое я когда-либо видел на камусном крепеже.

Важно: при покупке набора следует обязательно убедится:

а) передняя скоба в наборе подходит под наши лыжи. Если не подходит, а набор хорош - имеет смысл спросить у продавца, может ли он поменять скобу на более подходящую. Камусный магазин без проблем и доплат поменяет сам (если это возможно), либо доложит эту скобу, чтобы мы дома сами перешили (ни один магазин возней с нитками точно не станет заморачиваться).

б) задний крючок подходит под толщину пятки лыжи. Информация о толщине пятки редко указывается в описании, поэтому лучше измерить с помощью линейки свою лыжу и уточнить у продавца, подходит или нет. И обсудить альтернативы с продавцом, если не подходит.

Собственно, в специализированных камусных магазинах продавцу до фонаря, какая у нас марка лыж. Он их все равно все не знает. Его интересуют следующие вещи: под какие задачи нужен камус (скитур, фрирайд, категорийные походы, охота, прогулки), под какие температуры, как часто мы планируем снимать и переклеивать, какова ширина лыжи в талии и носке, какова длина лыж, каков нужен размер передней скобы (который мы сами замеряем дома линейкой на расстоянии 1,5-2 см от кончика носка), плоская пятка или твинтип, какова толщина пятки если пятка плоская. Исходя из этого он и рекомендует тот или иной вариант.

Выводы и тезисы

Теперь сублимируем весь наш длиннотекст в короткие тезисы для выбора камуса.

  1. Лучше брать миксовый камус. Если же мы умеем быстро передвигаться на лыжах под рюкзаком, не опасаясь убиться - то мохеровый.
  2. Выбор клея очень важен.

Тезисы по клею выглядят следующим образом:

  • Если на маршруте мы используем камус постоянно наклеенным на лыжу, либо снимаем его редко, то лучше выбрать камус с обычным клеем Hot-Melt, как самый универсальный, недорогой и надежный вариант.
  • Если по условиям своего маршрута мы планируем периодически снимать-ставить камус, а температуры при переклейке будут однозначно ниже -20 градусов, то лучше смотреть в сторону Kohla Hot-Melt Cold Glue.
  • При температурах до минус 15, с редкой переклейкой и обилием влажного и мокрого снега, лучше вакуумников пока никто не придумал. То есть, это прекрасный вариант для непродолжительных прогулок весной. 

3. Имеет смысл обращать внимание на год выпуска камуса. Покупать лучше камус не старше трех лет от даты выпуска.

4. Покупка отрезного камуса и сборка его под свою лыжу может обойтись существенно дешевле в случаях а) короткие лыжи б) лыжи нестандартной геометрии (слишком тонкие, слишком толстые, слишком узкие и т.п.) в) если не нужна большая площадь камуса и можно купить ленту шириной 110...135 мм и разрезать её вдоль пополам.

5. Если вот крайне нужно сэкономить ещё больше - то часть фурнитуры возможно изготовить самому. В частности переднюю скобу и ремень натяжителя.

6. Не стоит пользоваться заклепками для крепления скоб и натяжителей под лыжные походы. Лучше прошивать толстой капроновой ниткой либо использовать специальную фурнитуру, в которой по умолчанию нет заклепок.

Leave a Reply