Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.
Производитель:                                                 Kohla

Модель:                                                 Mohair Mix, Peak Mixmohair

Состав:                                                   65% мохер, 35% синтетика

Тип клея:                                                              Hot-Melt

Вес 1 метра, по моим замерам:    180 гр для ширины 135 мм

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Содержание


О производителе

Компания Kohla была основана в далёком 1932 году Максом Колой в городе Инсбруке.

Сам город известен ещё с XII века и расположен в Австрии, прямо в центре Восточных Альп, являясь крупным туристическим и спортивным центром страны.

Кем именно являлся Макс Кола, и почему ему в голову взбрело попробовать себя на ниве предпринимательства, я так и не понял. Информация на сайте бренда о своём отце-основателе, мягко говоря, не содержательна 🙂

Компания большую часть времени своего существования производила всего понемногу, но всегда делая упор на рюкзаки и треккинговые палки. В начале двухтысячных годов бренд перекупили и структуризировали, убрав из ассортимента всё лишнее и оставив в производстве максимально конкурентные позиции.

Почти всю свою продукцию Kohla производит в Австрии, чем любит похвастаться - ибо маркетинг. Однако, это далеко не означает, что они не косячат. Как, собственно, и все остальные бренды 🙂

В нашей стране Kohla известен исключительно камусом. Дистрибьютором бренда является магазин Ледниковый Период, который старается держать цены на камус пониже, за счёт чего Kohla получил известность сравнительно недорогого и при достойном качестве производителя.

Как попал ко мне и где тестировал

По мере своего развития в аутдоре я столкнулся с необходимостью выбора специализации. Хорошо подумав, я решил сосредоточиться на одиночных походах спортивного характера, хотя и оставил в качестве дополнительного занятия экспедиции в рамках работ по исследованию добычи урана на хребте Кодар.

Наибольшую сложность в подготовке представляли собой лыжные походы, где требовалось полностью пересмотреть свой опыт, многому научиться и, разумеется, перетряхнуть снаряжение.

Переход на пластиковые лыжи позволил существенно повысить их надёжность по сравнению с деревянными, но появилась серьёзная проблема отдачи и неконтролируемого скольжения на крутых спусках, что под тяжёлым рюкзаком ничем хорошим не заканчивалось. Попробовав пользоваться мазями, я сделал вывод о необходимости приобретения камуса.

Выбор лежал между марками Contour и Kohla, как самыми доступными на рынке. Признаюсь, что на момент выбора у меня единственным критерием являлась цена, а потому в моих лапах оказалась именно Kohla. Лишь позже, с течением работы в магазине, мне получилось лучше разобраться с разными производителями камуса и их особенностями.

Предварительно лыжное снаряжение, в том числе и камус, я тестировал на Полярном Урале. Тогда мне досталось много прототипов от производителей, плюс на Полярном я изучал снежные укрытия и готовился к походу на Хамар-Дабан.

На следующий год на Хамар-Дабан я съездил неудачно, но вот уже в 2019-м я прошёл там лыжную пятёрку в одну морду. Поход получился чертовски жёстким во всех отношениях, в нём досталось и мне, и камусу 🙂

Каким бывает камус

Камус имеет почти не меньшую историю, нежели лыжи, и всегда служил одной цели - препятствовать скольжению назад.

Традиционно камуса на лыжи изготавливались и изготавливаются  из шкуры нижней части ног лося или оленя.

Лосиные камуса считаются наиболее стойкими к истиранию. Реже применяют конский камус. Жители побережья Байкала также используют камус из нерпы, но его обычно едва хватает на сезон.

Проблемы традиционного камуса заключаются в трудоёмкости его изготовления, сравнительно невысокой стойкости к истиранию и в боязни влаги.

Современный заводской камус состоит из следующих частей:

  • Основа - тканевая, либо иная.
  • Ворс, который крепится к основе
  • Клеевой слой (может отсутствовать для некоторых видов камуса)
  • Фурнитура для закрепления камуса к носку и пятке лыжи (тоже может отсутствовать)

Попробуем разобраться с ними чуть-чуть подробнее.

Основа большинства представленных на рынке камусов - тканая, из синтетики. Состав может изменяться (и видоизменяться) от производителя к производителю, но сути он не меняет. Технически их все следует относить к тканям, хоть и очень технологичным.

Примечание: тут надо отметить, что все производители камуса постоянно экспериментируют как с клеями, так и с основой. Так что появление новых изделий с другими свойствами лишь дело времени.

Ворс в камусе используется трёх видов.

  • Из чистой синтетики (нейлоновые). Пользуются, пожалуй, наименьшим спросом (из брендовых), хотя и самые дешёвые. Они очень износостойкие, но сравнительно тяжёлые, плохо скользят, и имеют посредственные характеристики в отношении удержания. Как однозначный плюс - синтетический ворс не впитывает влагу, поэтому подлип ему не так страшен. Если же провалиться в воду, то он всё равно намокнет и замёрзнет.

Единственный заводской камус отечественного производства - как раз синтетический (ИП Костеренко А.А.).

Примечание: в рамках конкурентной борьбы на рынке камуса муссировалось мнение, будто он изготавливается  в Китае, но подтверждения этому я не нашёл.

  • Мохер (ворс из шерсти). Очень хорошо скользит, прекрасно держит, и имеет наименьший вес. Износоустойчивость, по понятным причинам, существенно ниже, чем у синтетики. Ещё он дорого стоит.

Чаще всего спортивные и гоночные камуса именно мохеровые.

  • Миксовые камуса. Этакая золотая середина. Обычно имеют в своём составе 65-70% шерсти и 30-35% синтетики.

Для походов, путешествий, под охоту - на мой взгляд это самые подходящие камуса. 

Теперь про клей.

Вопрос - зачем он нужен?

Если камус надевать один раз в начале сезона, как делают многие охотники, и снимать его затем только к весне - да и то для обслуживания лыж - то клей либо не нужен вовсе, либо его используют, чтобы не образовывалось "карманов" между камусом и скользяком.

К охотничьим лыжам, в таком случае, камус крепится скобами от мебельного степлера. В традиционном виде из шкур он мог обшиваться, а также клеится на казеиновый или иной клей.

Например, упомянутый выше отечественный камус предназначен именно для охотников и клеевого слоя не имеет. В инструкции его рекомендуют крепить на скобы и проклеивать дополнительно резиновым клеем.

Современные военные камуса тоже обычно бесклеевые и крепятся к лыжам при помощи специальных креплений. В сумме получается дорого, долго и тяжело, зато надёжно.  Но там у них свой приоритет.

Клей крайне необходим катальщикам, когда вверх они идут на камусе, а вниз спускаются без него. Клей позволяет наклеивать туда сюда камус на лыжу 4-6 раз за день. Его хватает на 150...300 переклеек в сумме, в зависимости от аккуратности пользователя. Потом клей меняется.

Поэтому чисто туристу клея хватает надолго.

По клею есть нереально много нюансов. Чтобы все их описать, понадобится огромная статья вне обзора.

Поэтому я ограничусь здесь лишь советами в отношении клея именно под лыжные маршруты:

  • Выбирайте камуса с клеем Hot-Melt. На сегодняшний день они распространены больше всего. Это значит, что когда придёт пора менять клей, вы его легко найдёте.
  • Многие производители имеют в своём ассортименте "холодные" клеи на основе того же Hot-Melt. Например, Kohla делает такой специально для России. Холодный клей - это клей, который наклеивается на лыжу в полевых условиях при температурах до минус 30 градусов, вместо стандартных европейских минус 20. Если вы не планируете периодически снимать камус на маршруте, то разницы, какой у вас клей, никакой. Вы всё равно тогда наклеиваете его дома. Если всё же планируете периодически снимать, а температуры обещают быть низкими - лучше посмотрите на холодный клей. Это тот же самый Hot-Melt (мы сейчас говорим о Kohla), но имеющий более "жирный" слой на камусе.
  • Coll-Tex активно пиарит для низких температур камуса с клеем CT40, но независимых испытаний я не видел. То есть если у Hot-Melt есть хорошая положительная база по холодным клеям, то у Coll-Tex с их CT40 я её не наблюдаю. 
  • Если вы берёте сами, или у друзей, клей в поход - например в виде спрея, чтобы "подбодрить" клеевой слой на камусе при переклейке (особенно, когда клей старый),  обязательно посмотрите тип клея. Например, если вы нанесёте клей CT-40 на свой Hot-Melt, можете остаться вообще без клея на камусе. То есть, разные клеи между собой не совместимы.
  • Вакуумный камус (он же бесклеевой камус, хотя технически это всё же клей на силиконовой основе) для похода вещь сомнительная, так как на морозе его переклеить скорее всего не удастся.
  • При транспортировке камуса отдельно от лыж, используйте плёнку или сетку протектор на клеевой слой. И вообще - обращайтесь с клеем бережно.
  • При самостоятельной замене клея Hot-Melt не перегревайте ленту с клеем. Температура утюга при замене не должна быть выше ста градусов. Если её повысить, клей закипает и идёт пузырьками, а потому плохо ложиться, а то и вовсе вытекает из под ленты.

Фурнитура необходима клеевому камусу для его фиксации на пятке и носке лыжи. О ней я напишу в одном из следующих разделов на примере своих лыж и опыта.

Ну и последнее. Камус можно приобрести готовым набором, либо на отрез и фурнитурой россыпью, специально подогнанной под маршрут.

По качеству камуса разницы нет. Есть разница по клею - "холодный" клей купить на отрез не получится, он только в наборах.

По деньгам можно выгадать только в том случае, если мы не планируем полностью закрывать скользяк лыжи камусом. Тогда просто покупаем камус шириной 120...135 мм, режем его пополам вдоль, и берём к нему переднюю скобу и задний натяжитель с крючком. Выйдет дешево и сердито.

Почему именно камус, а не мазь или насечка

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Первое, что я попробовал, перейдя на пластиковые лыжи, была попытка ходить на мазях.

В плюсе у лыж оказалось полное равнодушие к наледям. Плюс был единственным. Мазь приходилось наносить на каждом привале, и наносить довольно тщательно - вместо заслуженного отдыха. Крутые подъёмы при этом всё равно не брались, а спуск происходил чертовски быстро и, в основном, бесконтрольно.

Лыжи с насечкой я к покупке не рассматривал по следующим причинам:

  • Хорошие лыжи с насечкой - дорогие
  • Угол, который они берут - сравнительно небольшой, и в моих походах камуса не заменит.
  • Хотелось под одиночные походы лыжи пошире, а с насечкой такие лыжи ещё нужно поискать.

То есть, с одной стороны у меня была возможность в Москве взять весьма неплохие лыжи без насечки за символический ценник; с другой стороны - камус мне всё равно пришлось бы покупать. Лыжи с насечкой берут подъём до 10-15 градусов (зависит от злобности насечки), лыжи с камусом - до 30 градусов.

Тем не менее, лыжи с насечкой я не порицаю. Вполне возможно, что одни из следующих лыж у меня будут именно такие. Но, камус у меня останется в любом случае.

Что касается надёжности, то тут ничего дискуссионного я не вижу. Начну же с того, что ходить на камусе под тяжёлым рюкзаком однозначно безопаснее, нежели на мазях.

Сам по себе камус достаточно надёжен для любого похода. Да, есть вопросы с фурнитурой, но если к ней подойти с умом - то и здесь всё образуется прекрасно.

Плюсы и минусы камуса, как такового

Использование камуса на туристических лыжах несёт в себе как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • На камусе можно брать довольно крутой подъём в лоб.

Собственно, самый главный плюс. Камус действительно очень хорошо держит на подъёмах. Лишь по глубокому снегу, который внутри состоит из вымороженных пересыпающихся крупных кристаллов, камус держит плохо, а на подъёме не держит вовсе.

По мере повышения плотности снега сцепление растёт. По насту сцепление может быть даже выше, чем удобство положения ноги на таком крутом подъёме.

И всё же, на крутых подъёмах ощущение сцепления может сыграть злую шутку, а потому обязательно приходиться отслеживать момент перехода с лыж на кошки.

  • На камусе спуск вниз по склону происходит медленнее, чем без него, и контролировать спуск под рюкзаком гораздо легче.

Если в ски-туре принято снимать камус при движении вниз - для лучшей скорости и скольжения, то в лыжных походах, когда за плечами рюкзак с очень не малым весом, уже становится не до скоростных спусков.

Минусы:

  • Камус боится воды

Тут имеет смысл разделить понятия "боится воды" и "боится влаги".

С последним всё достаточно просто. Влажный снег при температурах около ноля градусов любит подлипать хоть на лыжи без камуса (с насечкой и деревянные), хоть на камус.

В случае камуса проблема лечится при помощи парафиновой свечки. То есть мы просто натираем камус свечкой. Можно использовать и специальную химию, но свеча удобнее на маршруте и меньше весит.

Натирание происходит по ворсу. Если есть нужда передвигаться по снежной каше, можно натереть и против ворса, но потом, скорее всего, придётся счищать излишки.

С водой всё сложнее. Если вляпаться в наледь, камус может пропитаться водой и замёрзнуть.

Кратковременный залёт на морозе не очень страшен. Необходимо просто снять лыжи и счистить лёд ножом. Краешек пропитанного водой снега, который мы цепляем участком камуса, тоже ничего страшного не принесёт - по мере движения камус очиститься сам.

Но если провалиться в воду и дать камусу намокнуть, то его придётся подсушить, что ни разу не минутная задача.

Производители камуса продолжают экспериментировать с материалами подложки. В частности, с близкими к резине, а не ткани. Возможно, подобный камус станет меньше впитывать воду и, соответственно, быстрее сохнуть.

  • Камус имеет вес

Мой набор сейчас весит 450 грамм, плюс 30 грамм ещё сетка-протектор на тот случай, если мне придётся снимать камус.

То есть, полкило "лишнего" веса.

При тропёжке, таким образом, на каждую ногу приходится 225 дополнительных грамм.

Учитывая вес непосредственно лыж, креплений, ботинок, носков и гамашей или бахил, дополнительные четверть кило на каждую ногу вносят нормальную такую лепту в нагрузку на связки (при тропёжке).

Для одиночки подобный прирост веса может оказаться критическим, и имеет смысл полностью прорабатывать общее снижение веса, которое приходится на каждую ногу.

Например, у меня в последнем зимнем походе таковой составлял 3310 гр (носок+ботинок+гамаша+лыжа+камус+крепление)

  • При движении по плоской местности на камусе скорость перемещения ниже, чем без него.

То есть, он даёт сопротивление движению. Сопротивление сильно зависит от характера снега.

Тем не менее, не стоит переоценивать меру сопротивления камуса движению. При тяжёлом экспедиционном рюкзаке скорость нашего перемещения в первую очередь ограничивается именно переносимым весом. Во вторую очередь перегревом при попытке увеличить скорость. То есть, в условиях лыжного похода сам по себе единственной причиной снижения скорости перемещения камус не является - он лишь понемногу добавляет в другие факторы - например, для поддержания высокой скорости заставляет работать с чуть большим МПК, со всеми вытекающими.

  • Для условий постоянной эксплуатации необходимо тщательно подбирать фурнитуру.

Есть два варианта использования камуса, в зависимости от характера и сложности маршрута, а также используемых лыж.

В первом случае мы камус надеваем на лыжи только на крутые подъёмы, а затем снимаем. Во втором случае надеваем дома перед походом и не снимаем вовсе, кроме острой необходимости.

При постоянной эксплуатации необходимо тщательнее выбирать фурнитуру для крепления камуса к лыжам, в отношении её надёжности. Всё же на маршруте длиной 300-400 километров не раз наши лыжи ударяются и трутся о камни или деревья, соударяются друг с другом. Происходит и истирание о снег - например, заклёпок.

Как раз моей проблеме выбора фурнитуры и посвящен следующий раздел обзора.

Мои проблемы с фурнитурой для крепежа камуса

За последние три года я методом ошибок перебрал кучу фурнитуры. Да и работа в магазине позволила мне с ней хорошо поразбираться.

Из всего этого я уяснил следующее - у всех видов креплений есть нюансы в использовании. И у каждого бренда есть какие-то недостатки по фурнитуре. Без них не бывает.

Я приобрёл стандартный готовый набор Kohla и он пережил несколько этапов эволюции. Вкратце я опишу их в этом разделе.

Итак - передняя скоба производства Kohla оказалась не из цельного прутка металла, а соединённая в верхней части пластиковой накладкой. Сделано это для того, чтобы скоба плотно прилегала к лыже.

Для катальщиков оно нормально. У меня через полторы сотни километров похода скобы погнулись (фото в начале раздела).

Фиксатор скобы на наборах Kohla позволяет сменить скобу на любую другую, поэтому я поставил цельную металлическую скобу Contour Metallop. 

Она дешевая (290 рублей) и имеет абсолютную надёжность. После моего отчёта и писем производителю компания Kohla прекратила выпуск прежних скоб и перешла на почти такие же, как и у Contour. Разница только в небольшом изгибе на одной из сторон - чтобы скоба в фиксаторе, который из набора, не перемещалась внутри. Скоба вышла дороже, чем у Contour, к тому же несовместима с их фиксаторами Vario Clip. Но, такая же надёжная.

Самый надёжный и недорогой вариант крепления - вот такая вот цельная скоба плюс пропущенный через неё и прошитый суровой ниткой камус.

Задний натяжитель из набора представлял собой эластичный строп с пластиковым крючком.

По моему, Kohla оказался единственным производителем камуса, который сделал задние натяжители так, что смонтировать их способен даже школьник, причём вооружённый одними лишь ножницами.

Впоследствии оказалось, что по надёжности Кохловского натяжителя с зубцами выше только G3 и BD с их заклёпками и двумя металлическими пластинами. К сожалению, на эти же пластины любит подлипать снег, а счищать оттуда лёд после вляпывания в наледь можно до бесконечности. Поэтому, натяжитель Kohla и здесь прекрасен. Главное, при монтаже не загнуть зубья против движения. Впрочем, к ним идёт вполне подробная инструкция - чем совершенно не парятся многие другие бренды.

Однако у меня с пластиковыми крючками Kohla не срослось. Они рассчитаны на толщину лыжи в районе пятки 5…6,5 мм. Такая толщина более или менее стандартна. Но мои лыжи оказались тоньше, и крючок периодически при движении слетал с пятки.

Начав искать замену, я признал  подходящими только задние крючки Coll-Tex. Они подходят к лыжам в диапазоне толщины пятки 4...8 мм. Плюс при желании их можно ещё подогнуть пассатижами.

Правда, я тогда не смог найти к ним родных хипалоновых ремней (натяжители Kohla под них не подходят), и потому взял ремни Contour. Их пришлось немного подрезать.

Крепление хипалоновых ремней что у Contour, что у Coll-Tex, подразумевалось на заклёпках.

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Однако, как показала практика, подобные заклёпки в лыжном походе совсем ненадёжны - их попросту вырвало, так как периодически приходиться проезжать через камни и деревья.

К следующему походу я пришил ремень натяжителя к камусу суровой ниткой.

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Этот вариант оказался самым надёжным. Он пережил лыжную пятёрку и переживёт ещё одну. Плюс даже если нити всё же перетрёт на маршруте, их ремонт очень прост.

Отсюда я сделал выводы для лыжных походов в отношении фурнитуры:

  • Передняя цельная металлическая скоба всегда лучше чего-то иного.
  • Грамотно пришитое - надёжнее и удобнее заводских крепежей.
  • Заклёпки без металлических пластин с двух сторон камуса либо вырываются, либо истираются о жёсткий наст.

Для катания, где на камусе мы поднимаемся в горку, а потом скатываемся вниз без него, все три замечания неактуальны.

О камусах Contour

Не хотел писать этот раздел, но знаю, что мне обязательно зададут вопрос про Contour. Поэтому лучше напишу сразу.

Пожалуй, первым условно массовым камусом в России можно назвать камус бренда Contour. То есть, ввозились и другие бренды, но благодаря цене и приемлемому качеству Contour получил широкое распространение среди любителей лыжных походов, да и многих катальщиков тоже.

Так длилось ровно до того момента, пока в страну не попала партия камуса с не очень хорошим клеем. Произошёл брак в производстве и по человеческой глупости он попал в Россию. Пока разобрались, он уже разошёлся по потребителю.

И хотя сейчас того самого камуса в продаже почти не осталось, за давностью события, Contour сильно растерял позиции на рынке. Во-первых, понизилась его репутация; во-вторых, на рынке появилась альтернатива в виде Kohla.

В третьих, рынок камуса в РФ на самом деле достаточно маленький, и в нём царит довольно жёсткая конкуренция. Естественно, сейчас камус Contour потихоньку стараются подутопить. Транслировались даже некие проблемы с ворсом.

Тем не менее, я не слышал о проблемах с клеем на последних партиях и, тем более, ни разу ещё не видел брака по ворсу. При этом ко мне в лапы камус Contour попадает регулярно, хоть новый, хоть б/у.

Поэтому объективных причин говорить, что камус Contour плохой я на данный момент времени не вижу.

Новый камус в упаковке

Как я уже отмечал выше, камус Kohla Mix продаётся как наборами, так и на отрез.

На отрез - это просто ленты камуса, наклеенные на подложку:

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Слева направо - шириной 135, 120, 62 и 50 мм. Как видим, отличие только в ширине и нанесённом логотипе на широкие камуса.

Цвета могут отличаться. Во-первых, их периодически меняет сам производитель; во-вторых, иногда другой цвет удаётся заказать дистрибьютору.

Наборы Ледниковый Период в последнем сезоне завозил только с холодным клеем, в чёрном цвете и с маркировкой Ice-Age на клеевом слое. В предыдущем сезоне были камуса в разных цветах и с обычным клеем.

Набор выглядит следующим образом:

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Он состоит из:

  • Ленты камуса, к которому на заводе прикреплён фиксатор передней скобы и, собственно, скоба к нему. С этой осени скобы выпускаются из цельного прутка, в двух размерах по ширине - 110 и 80 мм. С поставки, которая произошла чуть раньше, остались скобы размером 90 мм и они не цельные, а такие, какие я описывал в разделе про фурнитуру.
  • Лента камуса наклеена на плёнку, которая выполняет роль протектора при транспортировке. В прежних наборах протектор лежал отдельно (как в виде плёнки, так и в виде сетки), а камус наклеивался на одноразовый тонкий полиэтилен.
  • Ремни-натяжители
  • Крючки для фиксации камуса на плоскую прямоугольную пятку лыжи
  • "Бабочка" для фиксации камуса за закруглённую и приподнятую пятку лыжи (Twin Tip). То есть в зависимости от типа лыжи мы выбираем нужный фиксатор из набора для пятки лыжи.
  • Деревянный брусок - для помощи в монтаже натяжителя.
  • Мешок для камуса
  • Макетный нож для подрезки камуса
  • Шаблон для подрезки
  • Инструкция для подрезки
  • Инструкция к камусу

Передняя скоба легко меняется:

Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.
Подробный обзор (отзыв) камуса Kohla Mixmoxair.

Для её смены необходимо поддеть белую пластину с логотипом Kohla посередине небольшой плоской отвёрткой. Поддеваем легонько, затем вытягиваем пластину вниз. Система довольно надёжная и простая.

Сама по себе подгонка камуса из набора под снаряд несложная, не требующая никакого дополнительного инструмента, кроме ножниц. Если ничего колхозить не нужно, то укладываемся в час работы не торопясь.

Впечатления от камуса

Первая моя мысль, когда я пошёл в горку на камусе, оказалась тривиальной - как я жил до этого раньше?

Чёрт возьми, я смог брать любые подъёмы, которые выдерживали мои лапы, зажатые в лыжных креплениях. Разумеется, по очень сыпучему снегу идти в подъём всё равно было тяжело, но гораздо легче, чем без камуса вовсе.

В походе камус я обычно не снимал, только на последнем Хамар-Дабане, после того, как провалился в воду. То есть, камус я клеил ещё дома и снимал тоже дома, для обслуживания лыж.

На Полярном Урале я страдал от подлипа меньше, чем ребята на лыжах с насечкой. Что же касается общей скорости перемещения, то тут вопрос сильно дискуссионный.

Несомненно, камус ощутимо подтормаживает ход. С другой стороны, есть ещё масса факторов, которые влияют на скорость перемещения - вес рюкзака, глубина снега и его характер, рельеф, масса лыж и креплений.

Всё сводится скорее к тому, что в лыжном походе на лыжах мы идём, а не бежим или катимся. Возможность на камусе с меньшими усилиями брать подъёмы с лихвой окупает всё остальное.

Боязнь влаги оказалась гораздо меньшей, чем я думал. В случае нормальных зимних температур камус вовсе не впитывал влагу от снега. При околонулевых, когда развивался подлип, камус становился влажным, но быстро подсыхал на солнце. На Хамар-Дабане я периодически цеплял им наледи, но критичным оно становилось только когда я откровенно вляпывался в воду. То есть влаги, как таковой, можно не бояться, но от воды камус всё равно приходиться беречь.

Что касается просушки после купания, то тут всё непросто. В первую очередь очищаем ножом лёд с камуса, а потом думаем. Если большая часть влаги замёрзла на поверхности и её удалось убрать ножом, то камус на солнце вполне подсохнет, да и на ходу зачастую тоже. Если промокло и промёрзло всё полностью, то тут поможет только зимушка. 

Если очень и очень аккуратно, то такой промёрзший камус можно отогреть и на горелке, но испортить его раз плюнуть (как и на костре).

Случаев произвольного отклеивания камуса у меня не случалось.

Естественно, ворс не любит ходьбу по камням и через стволы деревьев. В данном случае повышается его истираемость - но и только. Порвать камус в походных условиях фактически нереально.

Остаётся вопрос лишь с фурнитурой, но, как показал мой опыт, вполне возможно и здесь подобрать максимально надёжный вариант.

Выводы

Плюсы: износостойкий; "стандартный" клей Hot-Melt; очень простая в подгонке и монтаже фурнитура в наборах; сравнительно информативная инструкция в фотографиях и шаблон для обрезки (в наборах).

Минусы: узкий диапазон толщины пятки лыж для задних крючков (но универсальнее, чем у Contour); нет холодного клея на отрезных камусах.

Вполне нормальный по качеству и пока ещё недорогой камус. Удобно, что выпускается и завозится в разной ширине от 50 до 135 мм, как наборами, так и на отрез. Отлично подходит для походов любой сложности и вообще везде, где нужен камус на лыжи - кроме лютого спорта.

Цена на 16 ноября 2019 года:

  • 11850 руб набор, с шириной камуса 135 мм и "холодным" клеем (наборы с обычным клеем в текущем сезоне в РФ не завозили).
  • Отрезные камуса - 2100 руб/метр при ширине 135 мм, 1950 руб/метр при ширине 120 мм и 1150 руб/метр при ширине 50 мм.

Примечание: камус шириной 50 мм Kohla собирается снимать с производства и изготавливать шириной 62 мм.

Благодарность леопарду за полезные материалы можно выразить переводом на карту любой символической или иной суммой:

Карта Сбербанка 4276 3800 1225 7999, в том числе по номеру телефона +7 924 340 14 53

Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂

Для доброго слова у него есть электронная почта и страничка в ВК:

leopard-fil@mail.ru
vk.com/leopard_fil

Leave a Reply