Практика одиночных походов. Часть 16. Режим движения.

Статья о режиме ходового дня в соло походах. Тем не менее большая часть материала применима и к походам группой.

Предыдущая часть

Содержание


Определение целей ходового дня

Продрав спозаранку глаза и заставив себя вылезти из тёплого - или холодного, как опция к приключениям - спального мешка, турист собирает лагерь и выходит на маршрут.

Его движение в течение ходового дня преследует ряд целей. В первых походах цели ставятся неосознанно, изобилуют стереотипными ошибками и мало привязываются к режиму движения. С ростом опыта постепенно цели выделяются в чётко определённые и объективно связываются между собой и с ритмом передвижения.

Итак, цели ходового дня:

  • Пройти намеченный путь.

Стереотипом в данном случае является искренняя вера в то, что путь измеряется только в километрах. Избавить новичка от такой веры сложнее, чем заставить митрополита стать дьяком. Только по мере понимания очевидного факта - настоящий туризм начинается там, где нормальные тропы исчезают - неофит становится ближе к мастеру. Отныне он считает в километрах лишь дороги и слоновьи тропы, а остальные 9/10 своего маршрута - в количестве ходок. На особо сложных участках счёт переходит на часы. Километраж же носит вспомогательное и далеко не самое существенное значение.

  • Преодолеть определённые препятствия - перевалы, вершины, броды через реки и т. п.

Здесь же - убежать от медведя, от лавины, от поля с голубикой, несколько раз заблудиться, упасть с бревна в болото, выпить с охотником, съесть мухомор, увидеть инопланетян, спасти мир и испытать ещё сотни самых разных приключений.

  • Посетить красивые места.

Посетить мало - надо ещё запечатлеть в памяти и оценить их красоту. То, чего не дано в чисто спортивном подходе, когда турист не снимает язык с плеча, а на привалах пребывает в горизонтальном положении с видом старого мятого носка.

  • Вписаться в общий походный график движения.

Часто предстоящий план маршрута по грандиозности мало уступает плану Барбаросса. И чем меньше турист проходит от заявленного, тем более страшные вещи потом рассказывает.

  • Устать за день как можно меньше, выполнив все предыдущие пункты.

Это есть высшая цель каждого ходового дня. Ибо в поход турист идёт отдыхать.

Исходя из перечисленных целей и строиться весь ритм ходового дня.

Подъём и выход из лагеря.

Правило: режим дня должен быть максимально жёстким.

То есть турист всё таки должен местами страдать.

Время выхода из лагеря всегда должно происходить по принципу "чем раньше, тем лучше".

Летом обычно таковое происходит в районе 6:30-7:30.

Исключения:

  • Выход на отдельные восхождения может осуществляться в ночное время суток, чтобы либо успеть до непогоды - если традиционно таковая наступает во второй половине дня; либо чтобы максимально использовать световой день для технической части маршрута.
  • Поздний выход из-за непогоды.

Зимой, как правило, время выхода привязано к началу светового дня. В разных регионах в разные же зимние месяцы восход солнца существенно различается по времени. Например, на Полярном Урале в конце марта я могу выйти на маршрут в 7:00; а на Кодаре в конце февраля в 9:00-9:30.

Важно: раннее время выхода не означает, что ходовой день у нас растянется. Во многих горах, в том числе в малых, погода имеет тенденцию меняться во второй половине дня. Но в любом случае чем раньше мы выйдем, тем больше пройдём либо по погодным условиям, либо по световому дню.

Кроме того, ранний выход позволяет безопаснее пройти снежные склоны или камнеопасные участки. Также - в случае отсутствия осадков - уровень воды в реке утром может быть несколько ниже, чем во второй половине дня.

Соответственно, в сложных походах график движения лучше подгонять так, чтобы наиболее опасные/сложные участки маршрута проходились именно утром.

Пробуждение организма злосчастного ходока необходимо заканчивать за 2-2,5 часа до примерного выхода из лагеря. Летом время сборов меньше, зимой больше. Летом ближе к концу маршрута время сбора уменьшается - становится меньше снаряжения; зимой либо почти не уменьшается, либо увеличивается - из-за холодовой усталости. Зимой время сбора одиночки вообще чрезвычайно зависит от погодных условий.

Проснувшись, имеет смысл выйти на улицу и посмотреть, стоит ли сегодня жить. По тропам вдоль рек, на дорогах и в долинах турист мало зависит от погоды. При горячем желании путешественника идти помешать ему способен разве что Армагеддон. Однако наверху осадки, плохая видимость и сильный ветер легко могут заставить отсиживаться по непогоде.

Как показала практика, если погода летом на момент 5-6 утра плохая, то можно смело спать ещё часа два. Потом - зависит от планов.

Если туристу необходимо свалить вниз, то можно подождать небольшое окошко в погоде и уйти в более благоприятную зону. Если же нужна погода для перехода через перевал, на вершину или по хребту - рассчитывается крайний срок выхода на маршрут. Если к назначенному времени погода не исправилась, то и мы остаёмся на месте.

Пример: ночуем под перевалом 1Б. На его прохождение необходимо полтора часа. За перевалом ледник, на него нужен ещё час до площадки под лагерь. Значит, выход следует производить только при уверенности в погоде на ближайшие два с половиной часа. Если утром мы выйти по погоде не можем, тогда каков крайний срок выхода? Летом примерно 18:30. Час на сбор лагеря. То есть если до 17:30 погода не установилась, то придётся сидеть на месте ещё ночь. 

В большинстве случаев погода на месте качественно меняется на трёх временных отрезках - перед закатом, перед рассветом и после полудня. То есть если утром хорошая погода, то с большей долей вероятности она останется более-менее таковой до обеда. Если в обед принесло молочку, задул ветер, пошёл дождь - то такая напасть скорее всего продлиться минимум до вечера. Если не поменялась вечером - следующий период смены уже ближе к утру.

Вышеописанная схема изменения погоды грубая и носит лишь первичный характер оценки. Более подробно о погоде я расскажу в одной из следующих глав.

Понятие ходки

Ходка - мера усилий путника, такой промежуток времени, в котором турист находится в движении по маршруту от привала до привала.

Чем лучше турист подготовлен, тем менее время ходки зависит от условий местности.

У туриста с плохой физподготовкой и/или с тяжёлым грузом время ходки ограничивается усталостью. Если подготовка хорошая, а вес груза подобран оптимально, то время первых ходок турист ограничивает сознательно, по часам.

Наиболее оптимальное время ходки составляет 45-50 минут. В этом случае достигается высокая средняя скорость передвижения без чрезмерного утомления.

Оптимальное время отдыха - 10 минут. Организм успевает отдохнуть, связки и мышцы не остывают, нервная система сохраняет тонус. В холодное время года за 10 минут сложно переохладиться.

Отдых между ходками несёт в себе следующие функции:

  • отсрочка гипогликемии
  • предотвращение глубоких биохимических сдвигов на фоне утомления
  • разгрузка суставов и позвоночника
  • прекращение сдавливания почек и их "отдых"
  • разгрузка нервной системы
  • утоление жажды
  • ориентирование на местности
  • подгонка снаряжения
  • прочее

Увеличивать время ходок целесообразно лишь для логического завершения участка пути - взойти на перевал, выбраться из заболоченного участка, уйти со скал и т.п.

Необходимость в длительных ходках может вызываться и тяжёлыми зимними условиями - я отдельно затрону эту тему ниже.

Уменьшение времени ходки имеет смысл на тяжёлом участке пути, где нагрузка становится слишком интенсивной (переходит из аэробной в смешанную) и физически становится невозможным работать длительное время. Во второй половине дня длительность ходки из-за усталости тоже может падать.

Ходка - основное мерило пути в походе. Она отображает сразу и время прохождения, и степень утомления. Расчёт километража несёт вспомогательную роль.

При прохождении перевалов от 1Б, в случае восхождений или прохождения иных технических препятствий, понятие ходки переходит просто в почасовую работу из-за смены характера движения и нагрузки.

То есть в случае технических препятствий мерилом становится только время. Интенсивность нагрузки при этом оно характеризует только вкупе со сложностью препятствия.

Скорость передвижения

Оптимальная скорость передвижения должна составлять приблизительно 3/4 от максимальной на данной местности.

Если идём медленнее - то увеличиваем общее время под нагрузкой для одного и того же пройденного расстояния. Если быстрее, то нерационально поднимается расход энергии, возрастает текущий энергодефицит, биохимические сдвиги на фоне утомления становятся глубже, резко повышается вероятность травматизма

Для новичков характерна одна из следующих проблем - неумение ходить быстро или наоборот, слишком высокая скорость передвижения.

Первая связана с неумением ходить. Такой турист не хочет лишний раз замочить ботинок, брезгливо смотрит на каждую болотинку, проводит тщательный математический анализ постановки ноги на каждый камень и тому подобное. То есть на сложной местности его скорость падает до скорости очереди в популярной пивной.

Нормальный турист поставит лагерь уже в три часа дня, но его медленный собрат будет героически страдать до восьми-девяти вечера.

Быстрый же турист подобен тому конькобежцу из песни Высоцкого - "пробежал два круга и упал, а жалко". Он пытается давить максимальную возможную скорость от рассвета до заката.

Из-за высокого текущего энергодефицита на нормальный поход горе-лося обычно не хватает. И да - чего творилось вокруг него на маршруте, внятно рассказать он потом не может. Ибо не смотрел.

Обе мутации лечатся с трудом. В групповом походе всё проще - лекарством способны служить лопата, штычок ледоруба, подпиленный карабин, удачно сброшенный камень или снежный карниз,  а также прочие проявления гуманизма. Увы, в соло можно заблуждаться годами.

Другой вводной для скорости передвижения является страх.

Чем больше существо боится, тем быстрее бежит.

Страх возникает по разным причинам. Страх одиночества, смерти, непогоды, голода, дикого зверя и тому подобное.

Страх опаснее всего остального. Он загоняет ходока в состояние гипогликемии, резко снижается восстановление организма после нагрузки, нервная система на фоне недостатка питания и гормонального перегорания переходит в неадекватный режим работы.

Если на маршруте вашу скорость передвижения стал диктовать страх - неважно перед чем и за что - либо вы погибнете/травмируетесь в ближайшее же время, либо маршрут просто не будет закончен из-за изменившегося психического состояния.

Скорость перемещения на местности должна обуславливаться только трезвым расчётом и ничем больше.

Максимальное количество ходок в день

Я ориентируюсь максимум на восемь-девять ходок в день. Это в среднем восемь часов пребывания в пути.

Бывает, что ходок получается шесть или семь. Связано это обычно с тем, что я подхожу к перевалу или иному препятствию, которое либо не успеваю пройти по погоде, либо по утомлению. И наоборот, если я чувствую, что есть силы, то могу пройти сложный участок и у меня получится, допустим, девять ходок.

То есть летом, выйдя в семь утра, можно прекрасно встать лагерем в три часа дня. Если погода портится - что ж, прекрасно, ты уже хорошо поработал. Если нет - можно посушить, постираться, поремонтироваться, попить чаю, поискать дрова или качественно закопаться в снег зимой - заняться всегда есть чем.

Зимой восемь часов движения часто составляют потолок по световому дню - больше просто не получается. Как раз времени хватает только-только начать ставить лагерь при последних лучах солнца.

Любителям километров: по грунтовым дорогам и слоновьим тропам за восемь часов ходок проходит 30 км. По просто хорошим тропам 24 км. По слабочитающимся тропам или парковому лесу 16 км. По глубокому снегу или бурелому 3,5-8,0 км. Усталость же в конце дня примерно везде одинакова.

Если маршрут подразумевает почасовую работу, то максимальным я обычно считаю восемь-девять часов. При адекватном маршруту опыте этого хватает на всё в рамках туризма .

Правило: на сложном маршруте редко бывает всё гладко. Может реально понадобиться поработать двенадцать часов или сделать десять ходок. Но если каждый день загонять себя, то потом на подвиги сил может не хватить.

Таким образом, ограничивая время под нагрузкой мы создаём себе буфер, некий запас сил, который можем растратить в случае необходимости. Это необязательно рубилово на предстоящей вершине, а, например, необходимость переноса или переустройства лагеря поздним вечером из-за шторма или иной опасности. Выживаемость определяется способностью сопротивляться, прикладывать усилия значительно выше, чем обычно.

Поэтому - учитесь экономить.

Распределение ходок относительно обеда/перекусов

Первые три ходки (три часа) от выхода на дневной маршрут самые результативные. Скорость перемещения на одной и той же местности максимальна, работа нервной системы подразумевает наибольшую вероятность адекватной оценки условий, принимаются наиболее удачные решения.

Не зря говорят - утро вечера мудренее.

Следующие ходку (час) интенсивность движения и мышления постепенно начинает снижаться. В последующую ходку (час) происходит качественное, относительно первых трёх, снижение работоспособности.

Поэтому обед имеет смысл делать в конце пятой ходки (пятого часа). Если вместо обеда два перекуса, то соответственно их лучше устраивать в конце четвёртой и шестой ходок.

Чем дольше длится поход, тем больше турист устаёт по истечению 7-8 ходки. Существенно уменьшается буфер для вероятности долговременной интенсивной работы.

Следствие 1: всё сложное и техническое начинать следует в первой половине дня.

Следствие 2: крайне нежелательно, чтобы сложная часть похода приходилась на его последнюю треть. Если же в длительном походе присутствуют технические участки ближе к концу маршрута, то они не должны превышать по времени прохождения пяти ходок/часов начиная с выхода из лагеря.

Логика дневного перехода.

Логика расчёта времени под рюкзаком характеризуется следующими ориентирами:

  • Ориентир на фиксированный переход. То есть на основе знания местности или подробного описания известно, что за ходовой день рационально и вообще можно дойти до определённого места - хорошие стоянки, приют, просто хорошая тропа. В этом случае мы идём именно до этого места своими ходками - и неважно, сколько их получится. Самый простой вариант.
  • Ориентир на локальные препятствия. Например, до перевала нам идти ходку, потом два с половиной часа работы на самом перевале. Ещё два часа подхода к следующему перевалу. В сумме за день время под нагрузкой небольшое, но осилим ли в этот день следующий перевал, если он относительно сложный? То есть мы смотрим на набор локальных препятствий, размечаем из них участки себе по силам и на основе этого формируем дневной план.
  • Ориентир на время. То есть местность примерно одинакова, нам неизвестна, двигаемся ногами, без верёвок - значит чисто ходками. Ориентируемся соответственно на погоду, собственные силы, уровень воды в реках, читаемость троп, проходимость местности и т.п. Сколько смогли пройти за свои восемь ходок, всё наше. Это самый сложный вариант - приходиться разбираться на месте.

В некоторых походах нитка маршрута легко расписывается по дням за счёт фиксированных переходов и ориентации на препятствия. Ориентир на время вносит незначительный вклад. В расчёты маршрута достаточно внести запасные дни на непогоду.

Но бывает, можно лишь очень относительно представить, как быстро ты сможешь перемещаться по местности. Последнее характерно для малопосещаемых, горно-таёжных и таёжных регионов, а также для зимних походов. Для одиночки это самые сложные варианты походов.

Зимний ходовой день

Апофеоз трудности для соло-путешественника - зимний автономный поход.

Он же - вершина самомнения при удачном прохождении.

Недаром у диванного выживальщика, передрожжавшего раз в жизни у костра зимнюю ночёвку, чувство собственного величия зашкаливает и он, выспавшись дома, сразу начинает комментировать походы Ф.Конюхова и гибель группы Дятлова.

Зимний поход для одиночки жесток. Длина ходового дня минимальна. В случае тропёжки скорость передвижения чрезвычайно низкая, минимум в два раза ниже, чем у подготовленной группы. В итоге одиночка пройдёт за восемь часов светового дня почти в два раза меньше, а компенсировать увеличением времени под нагрузкой он это не может - уже темно.

Усталость тоже гораздо выше. Из-за интенсивной работы при тропёжкё вся одежда промокает. В мороз движение превращается в жизнь. Приходиться увеличивать время ходок и минимизировать время привалов. Это один из частных случаев, который я упоминал выше.

В случае непрерывной тяжёлой тропёжки за максимальное время работы следует принимать пять часов. Подготовленный спортсмен способен работать это время с 3-4 отдыхами по пять минут. Далее происходит столь качественное падение производительности, что оно перестаёт иметь положительный смысл.

При тяжёлой тропёжке у нас происходит преимущественно смешанная нагрузка, с периодическим переходом как в анаэробную, так и в аэробную. Если работать до упаду, то велика вероятность сильнейшего истощения и встречи с апостолом Петром последующего травматизма.

Остаток светового дня необходимо тратить на устройство удобного бивака, сушить вещи, ремонтировать снаряжение и размышлять о смысле бытия в русле диалектики Гегеля. Желательно ещё попытаться честно ответить на вопрос - зачем мы сюда попёрлись? Поощряется ведение скорбных записей для их последующего обсуждения в песочнице на Риск.ру в случае незапланированного схода с жизненного пути.

Когда ставить бивак?

Основные бивачные правила:

  • бивак ставится сразу же после прихода на подходящее место
  • бивак сразу ставится под максимально плохую погоду
  • бивак следует ставить до непогоды, а не во время неё
  • основные работы по установке бивака должны закончиться до наступления темноты
  • если одиночка идёт без палатки и зимой, то поиск подходящего места под лагерь следует начинать не позднее полутора часов до наступления темноты

Основные бивачные работы включают в себя:

  • поиск места под лагерь
  • оценка опасности - сухие деревья, берлога медведя, лавины, камнепады,  подъём уровня воды и прочее
  • оборудование площадки под палатку или укрытие
  • поиск строительного материала под укрытие, если палатки нет и начало строительства
  • поиск топлива под костёр, если он необходим
  • заготовка льда, если воды и снега нет
  • поиск воды, если подход к ней затруднён

Самое опасное на биваке выше зоны леса - не успеть его качественно поставить при надвигающейся непогоде. 

Минимальные затраты времени у опытного одиночки на установку лагеря в конце ходового дня:

  • Палатка летом, укреплённая камнями - 20 минут
  • Палатка зимой, с расчищенной от снега площадкой и засыпанной юбкой, без ветрозащитной стенки - 30-40 минут
  • Лежачая пещера - 40 минут
  • Сидячая пещера с возможностью готовки на горелке - 1,5 часа
  • Укрытие из лапника - 1,5 часа

Время дано с учётом размещения внутри палатки/укрытия вещей.

Следующая часть

Leave a Reply