Обзор бензиновой горелки Optimus Nova

Известная горелка от известной же компании. Известность, разумеется, строится больше на маркетинге, нежели на чем-то реальном, но иначе нынче нельзя ))

В своих походах и экспедициях я не использовал именно горелки Optimus, в силу их отдельных явных недостатков. Однако взял именно эту модель у товарища погонять, так как долго возился с бензинкой Kovea Booster, и мне требовался объект для сравнения (чтобы оценивать эффективность доделок/переделок). Заодно я сравнил ее со своей предыдущей горелкой, MSR Dragon Fly (подробный обзор можно почитать здесь) - благо у них похожая идеология.

Цена в Спортмарафоне на Nova сейчас составляет 17020 руб. В целом это чутка ниже брендовых конкурентов. Хотя... можно ли назвать ту же самую Kovea прям брендовой-брендовой? Не знаю )) Лет восемь назад я даже не помышлял сравнивать ее с бензинками от MSR, тем более с XGK. А сейчас вот вполне себе пытаюсь, ибо улучшилось одно и ухудшилось другое. При этом тот же Booster, судя по объемам продаж, реально популярен.

Optimus Nova на внешний вид и ощупь выглядит очень хорошо. Ее действительно приятно держать в руках.

Сравнить развесовку Nova и остальных горелок можно по следующей таблице (все взвешено лично, кроме Soto и Hiker): 

Как видим из таблицы, это отнюдь не ультралайт. К тому же горелка в принципе обладает самым тяжелым насосом среди жидкотопливных братьев (кроме Soto - но там иная идеология).

Вес фляги в таблицу не включен, так как сильно зависит от ее объема. Колеблется он в пределах от 115 до 320 грамм.

Конструкция горелки имеет две важных особенности, из которых вытекают соответствующие следствия.

Итак:

  • Горелка не имеет трубки предподогрева топлива. 

Это классическое идеологическое решение в примусах. Нет лучшей школы, нежели старая школа. Испарение топлива в них происходит за счет разогретой (предварительным прогревом) камеры сгорания, выполненной обычно из латуни - для ее лучшей теплоемкости.

В плюсе такой системы - ее простота и невозможность забить изогнутую трубку топливопровода. Последнее обычно происходит в случае грязного топлива и при невысокой его подаче, например при варке.

В минусе - в условиях существенных отрицательных температур (и тем более при ветре) мощности горелки может не хватать для качественного испарения топлива (горелка остывает быстрее, чем подогревается сама от себя). Это важный момент, свойственный для горелок с небольшой мощностью и/или небольшой массой стакана камеры сгорания. Я наблюдал такой эффект на горелке Primus OmniLite Ti, и очень похожий на горелке [с предподогревом] Fire-Maple FMS-F5 Turbo (мой обзор на нее здесь). Однако не наблюдал такового на MSR Dragon Fly. И это же (невозможность саму себя прогреть) характерно для горелки Optimus Nova, при температурах ниже -30...-35. Тут становится важным, насколько хорошо вокруг горелки мы спляшем с защитным экраном, однако в любом случае готовка внутри палатки становится небезопасной.

  • Горелка имеет два вентиля подачи топлива

Один расположен на шланге в месте его крепления к фляге, второй находится между шлангом и горелкой. Последний служит для тонкой регулировки подачи топлива, и предназначен для регулировки пламени в условиях варки.

Посмотрим на шток вентиля регулировки, расположенного на горелке:

Это длинная ось с конусовидным кончиком. Конус перекрывает отверстие в сторону жиклера, и тем самым регулирует пламя.

Достоинство такой системы одно единственное - возможность тонко настроить пламя для варки.

Недостатков, тем не менее, масса.

Первый - габариты в сложенном состоянии.

Как видим, из сложенной горелки у нас торчит трубка с осью регулировки. То же самое можно наблюдать и на горелках Primus, и на самом деле поломки этой трубки не редкость.

При создании горелки Dragon Fly эта проблема учитывалась, и там узел выполнен складным:

MSR: слева Dragon Fly, справа Whisperlite

Разумеется, Dragon Fly не такой компактный, как горелки без регулятора тонкой подачи топлива, но все же компактнее, чем Optimus и Primus, и его явно сложнее сломать механически.

Вторая проблема Nova серьезнее (на мой взгляд). Если затушить горелку при помощи регулятора тонкой подачи, и оставить после этого вентиль завернутым, то при остывании горелки его заклинит.

Это неожиданно, и лично я знаю три таких истории в походах. И это прикольная ситуация, когда горелка у тебя одна.

На самом деле, это необязательно делается по незнанию. Это легко сделать попросту из усталости и тупняка на высоте или в условиях гипогликемии.

Лечится-то оно просто - надо разогреть место, куда входит шток, и тогда его получится вывернуть обратно. Но далеко не всюду и не у всех находится, чем его разогреть. Зажигалкой сделать это не получится, конечно.

При создании Dragon Fly подобный эффект тоже учитывали, и конус на штоке там выполнен несколько по-другому (возможно по иному сделано и отверстие, в которое он заходит). Из-за этого в Dragon Fly почти нереально потушить горелку при помощи вентиля тонкой подачи, но зато почти невозможно и заклинить ее. В минусе Dragon Fly, опять же - в ее топливопроводе в сумме остается больше топлива, его редко удается дожечь полностью.

Третий недостаток концепции подачи топлива в Nova - ее чувствительность к загрязнению топлива. Чуть что, горелка коксуется на раз, особенно при частой варке, а не просто кипячении.

Зато у горелки очень добротный насос, особенно на фоне последних партий MSR:

Он преимущественно металлический - потому и тяжелый; и его легко можно разобрать, без опасений потом не собрать обратно - в сравнении, опять же, с новыми MSR. Прокладки здесь тоже субъективно лучше сегодняшних MSR.

Крепление шланга к насосу довольно простое:

Это очень удобно летом, но не совсем надежно зимой, когда прокладки дубеют от мороза. Усилие, с которым пристегивается шланг, возрастает, и иногда кажется, что он туда вообще не зайдет.

Тем не менее, здесь нет опасений случайно убить резьбу на насосе, как у Kovea Booster, где шансы велики. Как и сложно потерять защитные колпачки.

Идея с тонкой регулировкой топлива по сути своей уже устаревшая, если мы говорим именно о походах или восхождениях. С учетом заварной еды, которой пользуется абсолютное большинство в альпинизме и горном туризме, по факту нам требуется эффективный и надежный кипятильник. Исключением выглядят скорее отдельные путешествия по Азии, где вместо газа проще достать жидкое топливо, а какие при этом купишь продукты (понадобится ли их варить) - неизвестно.

Интересно сравнить на горелках и концепцию прочистки топливного жиклера от нагара.

В MSR под жиклером находится игла прочистки, и в инструкции рекомендуется после каждого приготовления пищи потрясти горелку, что прочистить жиклер.

В Optimus к ключу ремкомплекта примотали магнит - типа проведите им под горелкой несколько раз, игла сама прочистит отверстие (примечание - потрясти, как в MSR, проще и эффективнее).

В Kovea Booster иглу прочистки убрали вовсе, мотивируя это тем, что при использовании очищенного бензина жиклер не забивается, а при использовании ослиной мочи горелку все равно придется чистить после каждой готовки, и никакая игла от густого жирного нагара не поможет. А потому лишние детали лучше вовсе убрать.

Теперь пройдемся по нюансам работы.

При прогреве горелка любит подразбрызгивать топливо, и часть его летит мимо чашки разогрева и стакана камеры сгорания. К тому же в принципе в Optimus Nova неудобно контролировать уровень топлива для разогрева, что для готовки в палатке, я бы подчеркнул, таки важно.

Невысокая мощность (ненамного, но субъективно она явно ниже, чем у большинства) горелки удобна для варки, к тому же позволяет экономить топливо, по сравнению с Kovea Booster или MSR Dragon Fly. Однако в условиях топки снега под сублиматы в какой-то момент временные затраты на это дело уходят в бесконечность. То есть бОльшая мощность в случае низких температур дает выигрыш в топливе просто за счет сокращения времени. Другими словами, иногда выгоднее то, что закипятит быстрее.

При этом интересно, что ветрозащита, идеально подогнанная под размер котелка, экономит на Nova меньше топлива, чем на Booster. С чем это связано - не знаю.

Пламя у горелки широкое, и подобрать под него радиаторник так же сложно, как и к другим бензинкам. На мой взгляд, под радиаторные котлы без допиливания горелки лучше всего подходят Primus, например MultiFuel.

На фото ниже на Optimus установлен радиаторник от JetBoil Joule, и видно, насколько диаметр пламени шире дна котла.

Зато горелка тихо работает, и это особенно заметно после XGK, Booster и Dragon Fly.

Вывод.

Оценим теперь горелку объективно.

Итак, горелка обладает рядом достоинств и рядом недостатков. Они в разной степени критичны для каждого из потенциальных пользователей. Ее нельзя назвать плохой, ненадежной и т.д. Степень же ее хорошести - вопрос исключительно субъективной оценки потенциального пользователя (или того, кто ее купил и хочет оправдать ее покупку).

Совершенно другой вопрос - а какие преимущества или ключевые достоинства эта бензинка имеет по сравнению с аналогами, чтобы сделать по настоящему объективный выбор в ее пользу? При наличии выбора - никаких. По любому из предъявляемых требований можно подобрать более оптимально - цена, надежность, способность стабильно работать при низких температурах, ремонтопригодность, вес, всеядность, легкость варки сложных блюд и тому подобное. Как и многое подобное, на сегодняшний день выбор подобной горелки больше сводится к тезису "хочу такую", либо основан на привлечении внимания магазином или производителем.

Горелка присутствует на рынке РФ давно, но только ради ассортимента. У нее небольшой объем продаж по сравнению с конкурентами. К сожалению, за счет этого не возиться и запчастей. Справедливости ради - прокладки можно подобрать от других горелок, а общая надежность всего остального у Optimus действительно хорошая.

Оставить ответ