Производитель: MSR
Модель: Dragon Fly Полный походный вес горелки: 710 грамм Топливо: Бензин, дизельное топливо, керосин. Объём ёмкости, что идёт в комплекте: 591 мл Особенности: вынесенная ёмкость для топлива; возможность тонкой регулировки пламени; приспособленность под широкую посуду; высокая устойчивость. |
При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.
Содержание
О производителе
Компанию MSR в 1969-м году основал инженер Ларри Пенберфи (Larry Penberthy). Он увлекался альпинизмом и, как любой другой восходитель, быстро разочаровался в существующей амуниции. Того ему не хватало, и это ему было не так - в общем, всё как обычно. Протест Ларри нашёл выражение в создании собственной фирмы Mountain Safety Research.
А был бы под рукой у него интернет, глядишь, выпустил бы пар на форуме и не мучился. И мы бы сегодня не спорили, какая горелка лучше, Primus или MSR.
Впрочем, частная инициатива продержалась недолго, и детище Ларри вскоре поглотила крупная торговая сеть. А с 2001-го года бренд и вовсе перешёл к компании Cascade Designs Inc - ей же сейчас, кстати, принадлежит Term-a-Rest.
Сам Ларри, вплоть до ухода из MSR в 70-х годах, занимался разработкой более удобного снаряжения из новых материалов. Нынешняя Mountain Safety Research называет себя продолжателем традиции и высокопарно именует процесс разработок "инновация существующего снаряжения и большая его оптимизация для нужд путешественников".
Маркетинг не маркетинг, но излишне сложными конструкциями компания не страдает, сочетая простоту, качество и технологичность. Ценник, правда, заставляет после покупок просыпаться по ночам в ужасе.
В нашей стране бренд MSR известен палатками, бензиновыми горелками, газовыми системами приготовления пищи и снегоступами.
Я сравнительно часто юзаю продукцию MSR, в том числе спонсорскую, и ранее уже размещал несколько обзоров:
Бензиновая горелка WhisperLite International
Как досталось, где и как тестировал
Изначально я ждал спонсорскую снарягу из Cascade Designs в прошлом году для моего похода по Полярному Уралу. Но приехать она не успела и я, сделав вывод о недостаточности текущих приключений на свой зад, приобрёл бензиновый примус BRS-12A. Обзор творения китайских "чудотворцев" можно прочитать здесь.
MSR пока выпускает три бензиновых горелки - Whisperlite, XGK и Dragon Fly. С первыми двумя я уже имел тесное знакомство и очень хотел испытать третью, потому и попросил как спонсорскую именно её.
В течение прошлого года я активно пользовался Dragon Fly в околодомашних условиях, планируя качественно испытать её зимой в трёхнедельном лыжном одиночном походе по Хамар-Дабану. Однако в полной мере задуманное не удалось.
После неудачи на маршруте я переместился на 700 км севернее, на БАМ - в родной посёлок, где родился и вырос. Там я много работал с зимним снаряжением, в том числе тестировал горелку при разных температурах, в том числе и ниже -40 градусов.
Назначение и комплектация
Dragon Fly, в отличие от своих коллег - Whisperlite и XGK-EX - специально создавалась для приготовления пищи в базовом лагере на сравнительно большую группу.
Задача у конструкторов образовалась интересная: горелка должна была мало весить, легко разжигаться в морозы, иметь большую устойчивость с объёмной посудой и обладать тонкой регулировкой пламени для приготовления любых блюд. Естественно, что в плане комплектующих требовалась и максимальная унификация с уже выпускающимися моделями.
Ну а раз задача стояла интересная, то и горелочка получилась тоже любопытной. Так что приготовьтесь к многочисленным фотографиям и разборам 🙂
Комплект поставки у горелки стандартный для бензиновых моделей MSR:
Состоит из собственно горелки, насоса, инструкции на полутора десятках языках мира, в том числе русском, фляги под топливо (в комплектации Combo) и теплоотражающего экрана с ветрозащитой, а также куцым ремнабором.
Ремнабор поставляется в невзрачном полиэтиленовом пакетике:
Состав его беден и скуд, как щи у раскулаченного крестьянина:
Состоит он из булавки, тюбика с маслом, ключа, "отвёртки" для прочистки, лопатки с иголками для чистки жиклёра, сменного жиклёра под солярку, одной прокладки и запасного фильтра топлива. Собственно, в основном мы видим здесь инструмент, а запасных частей всего две - прокладку и фильтр.
В общем, поскупились. Даже китайский Fire-Marple кладёт к горелкам запасных частей куда больше.
Впрочем... Primus сейчас в свой Omni Fuel кладёт только жиклёры, запасных прокладок вообще нет. Капитализм, однако...
Сама горелкаDragon Fly в сложенном виде сильнее смахивает на пепелац, нежели на дракона:
Давайте рассмотрим конструкцию горелки внимательнее...
Конструкция горелки
Насос мы рассмотрим отдельно, здесь максимально подробно коснёмся чисто самой горелки.
Итак, одна из задач, стоявших перед конструкторами, диктовала обеспечить высокую устойчивость. Для этого корпус сильно опустили вниз и снабдили проволочными ножками с большой опорной площадью и максимально прочной формой.
На фото выше на горелке стоит автоклав в 1,8 литра с диаметром дна 17 см. Максимум производитель рекомендует посуду с диаметром дна в 25 см. Ограничением является в данном случае ширина сопла пламени.
Для сравнения, чтобы оценить высоту корпуса горелки от пола, поставим рядом горелку Whisperlite:
Здесь хорошо видно, как низко сидит корпус у Dragon Fly. Здесь же и видно большее расстояние между рассекателем пламени и опорной верхней плоскостью. Вероятно, так сделано для увеличения площади пламени относительно диаметра дна посуды.
Регулировка мощности пламени осуществляется регулятором на латунной камере сгорания. То есть по факту мы имеем два регулятора - один на насосе (о насосе я расскажу ниже) в ёмкости с топливом, второй непосредственно встроен в топливную магистраль.
Регулятор имеет большой удобный флажок, который складывается в во время транспортировки:
Трубка с регулятором впаяна в приходящий от ёмкости с бензином топливопровод:
Резьбовая часть - это как раз то, куда ввинчивается регулятор.
Вообще, место стыка двух трубок выглядит сомнительным, однако на практике оно надёжнее, чем кажется.
Один из конкурентов MSR - Primus - на горелках Omni Fuel тоже имеет регулятор мощности в камере сгорания. По отношению к нему топливная магистраль входит под прямым углом:
Что лучше и надёжнее в практике - неизвестно. Если вариант пайки у MSR выглядит сомнительным, то таким же неблагонадёжным выглядит место крепления латунного тройника к трубке магистрали у Primus.
На самом деле я пока не видел сломанного ни того, ни другого. Зато у Primus я много видел отломанных от камеры сгорания магистралей. Происходит так потому, что конструкция у них не складная:
Достаточно случайно наступить или неудачно уронить рюкзак, как либо лопается место стыка магистрали с камерой сгорания, либо камеры сгорания с корпусом:
Инженеры в MSR пошли другим путём:
Камера сгорания здесь подвешена на оси, что позволяет повернуть её вместе топливопроводом и относительно компактно сложить:
Естественно, по габаритам она в сложенном состоянии всё же больше, нежели Whisperlite, но чуть более компактна, чем Primus Omni Fuel и менее подвержена случайным физическим поломкам по недосмотру.
Регулятор подачи топлива сильно смахивает на Primus-овский:
Но, в отличие от него имеет две прокладки:
Прокладки в сечении круглые, у Primus-а же на Omni Fuel стоит что-то похожее на конус. Вопрос надёжности того или иного решения остаётся за кадром.
Камера сгорания, как и у Omni Fuel, не имеет трубки предподогрева. Решение логично на фоне того, что мощность пламени можно поставить самую-самую минимальную и трубка слишком легко будет тогда забиваться сажей.
Для организации качественного испарения топлива камера сгорания выполнена из латуни:
Жиклёр классически находится на самом дне камеры сгорания:
Корпус у горелки алюминиевый, здоровенный, с большой ванночкой для прогрева. Фитиль тоже адский. Поджиг топлива в ванночке осуществляется через специальное окошко:
Объём ванночки позволяет прогреть горелку бензином при любых температурах. В случае использования в палатке очень удобно при таком корпусе пользоваться сухим горючим.
Конструкция насоса
В отличие от большинства конкурентов, насос у горелок MSR полностью пластиковый, за исключением верхней части регулятора подачи топлива.
Такой подход позволил снизить массу насоса по сравнению с конкурентами - весит он всего 65 грамм, тогда как у насоса Primus Omni Fuel вес составляет 105 грамм (у чисто бензиновой версии 102 грамма).
Конечно, примусовский насос содержит куда больше металлов, но цена... Запасной насос для Dragon Fly стоит 3390 руб (на 01.04.2018), а для Omni Fuel 5030 руб. По поводу превышения надёжности в два раза меня терзают смутные сомнения. Ломается и то, и это.
Кстати, вот сломанный насос от MSR:
Отломался металлический регулятор подачи топлива от пластикового корпуса насоса. Причина поломки - постоянное использование этого элемента вместо рычага при наворачивании/отворачивании насоса на ёмкость с топливом. Так что лучше держаться лапами за ребристую красную гайку.
С одной стороны, насосом своей Whisperlite я восхищался, как достаточно надёжным. Насос Dragon Fly несколько поверг меня в недоумение. После вывинчивания регулировки подачи топлива и последующего её завинчивания каким-то заусенцем изнутри (или из-за брака прокладки) откусило часть прокладки:
Я слышал подобное о Fire-Marple, но то же самое у MSR?
Самое обидное, что запасной прокладки в комплекте нет. Пришлось подбирать, поставил какую-то подходящую по размеру от Primus.
Не знаю, насколько поменялось производство насосов у MSR со временем, и поменялось ли вообще, но разбирать нынешний насос реально стрёмно и лишний раз не хочется, хотя понятно - обслуживать его придётся.
Насос у Dragon Fly, кстати, отличается от насосов Whisperlite и XGK-EX. Различие состоит собственно в регуляторе подачи топлива:
Внизу как раз от Dragon Fly. Благодаря такой конструкции после вставки в насос топливопровода и прогрева горелки регулятор подачи топлива на насосе можно завернуть полностью и обеспечить более тонкое пламя регулировкой на самой горелке.
Вес горелки, по сравнению с Whisperlite, XGK-EX и Primus Omni Fuel
WHISPERLITE |
XGK-EX |
DRAGONFLY COMBO |
|
вес горелки, гр |
285 |
325 |
340 |
вес насоса, гр |
65 |
65 |
65 |
вес мешочка, экранов и инструкции, гр |
108 |
114 |
113 |
вес ремнабора, что идёт в комплекте, гр |
15 |
19 |
28 |
вес бутылки с пробкой, гр |
164 для 591 мл |
119 для 325 мл |
164 для 591 мл |
итого вес походный вес горелки, гр |
637 |
642 |
710 |
вес полного ремнабора, гр |
113 |
118 |
- |
Primus Omni Fuel | |
вес горелки, гр | 348 |
вес насоса, гр | 105 |
вес ёмкости 600 мл, гр | 154 |
итого, гр | 607 |
вес экрана | 97 |
итого вес горелки с экраном, гр | 704 |
вес мешочка, гр | 70 |
вес инструкции, гр | 36 |
вес тюбика масла, гр | 7 |
вес запасных жиклёров, гр | 4 |
вес мультиинструмента, гр | 42 |
итого полный комплектный вес, гр | 863 |
Думаю, всё понятно из таблиц.
Интересно другое. Компания MSR указывает в описании вес изделия как суммарный вес грелки и насоса, либо, в комплектации Combo вместе с флягой. А Primus и Kovea указывают вес только самой горелки, на что и ведётся покупатель. Так как большинство интернет-магазинов не глядя передирают описания с сайта производителя, то зачастую у потребителя складывается неверное представление о реальных походных весах.
Расход топлива
Выше - то, что заявляет производитель. Ниже - таблицы с моими замерами.
Параметры | DRAGONFLY COMBO | |
среднее время закипания или готовки | расход топлива средний, мл | |
вода, +5 градусов, 1 литр | 7 мин 45 сек | 25 |
лёд, -15 градусов, 1 литр | 15 мин 25 сек | 52 |
готовка на троих, вода + 5 градусов | 26 минут 0 сек | 82 |
Примечание: готовка на троих включает в себя доведение до кипения 1,2 литра воды (каша или суп), затем её кипячение в течение 5 минут на минимальном огне, после чего на огонь ставится и доводится до кипения ещё 2 литра воды (чай). |
Справка: бензин Галоша легче воды и объём 1 мл весит 0,6 грамма.
Для сравнения таблицы из моих замеров других горелок:
Параметры | WHISPERLITE INTERNATIONAL | XGK-EX | ||
среднее время закипания или готовки | расход топлива средний, мл | среднее время закипания или готовки | расход топлива средний, мл | |
вода, +5 градусов, 1 литр | 8 мин 15 сек | 25 | 8 мин 10 сек | 25 |
лёд, -15 градусов, 1 литр | 15 мин 45 сек | 49 | 14 мин 45 сек | 45 |
готовка на троих, вода + 5 градусов | 29 мин | 94 | 32 мин 40 сек | 85 |
Примечание: в экспериментах на ветру - без ветрозащиты за 12 минут не смог закипятить 0,75 литра, при этом съелось 30 грамм топлива. С ветрозащитой закипятил за 4 минуты, ушло 12 грамм топлива с учётом прогрева.
Следствие:
- всегда имеет смысл использовать ветрозащиту и теплоотражающий экран;
- расход топлива у всех бензиновых горелок MSR одинаков, не удивлюсь если не будет заметной разницы и с конкурентами.
Работа при штатных температурах
Впечатление горелка в тёплое время года производит весьма приятное, готовить на ней доставляет немалое удовольствие для ценителей хорошей кухни - при отсутствии плиты конечно.
Весьма удобен прогрев. Бензин при подаче давления стекает на огроменный фитиль и поджигается через большое окошко. Прогревается быстро, но остывает потом после выключения долго - как-никак, а камера сгорания латунная.
Варить можно сразу в большой кастрюле - горелка весьма устойчива. Шум хоть и весьма сильный, но всё же не бьёт по ушам так, как у XGK-EX. Но, становится понятно, почему изделие окрестили Полёт Дракона 🙂
Эта первая бензиновая горелка в моих лапах, позволяющая готовить на ней блюда любой сложности - была бы подходящая посуда. Тонкость регулировки пламени позволяет приготовить даже правильную гороховую кашу (!). Естественно, можно варить рис. И вообще что угодно - лишь бы уметь варить вообще. Пожалуй, это лучший выбор для повара-перфекциониста, собравшегося на зимний маршрут.
Из таких плюсов вытекают и минусы. Длительное горение в слабом режиме подразумевает неполное сгорание топлива и необходимость несколько более частых прочисток. Опять же именно поэтому не пойдёт заливать сюда азиатский бензин, разбавляемый наполовину мочой осла или самого заправщика. То есть, лучше пользоваться чистым топливом, хотя и совсем не обязательно именно Галошей (Нефрасом). Сойдёт и обычный отечественный с бензоколонки, лучше низкооктановый.
На фото видно, что желобок посередине полностью забит нагаром. Чистить, правда, несложно. Отвернул и соскрёб прилагающимся в комплекте инструментом.
На горелках Whisperlite и XGK-EX возможно вначале отстегнуть ёмкость с топливом от топливопровода, а потом уже сбросить в ней давление. Но у Dragon Fly сие не прокатит - придётся вначале сбросить давление, а потом уже отстёгивать. Из-за конструкции регулятора подачи топлива на насосе, если давление не сбросить, то на пользователя прольётся чуток бензина.
Впрочем, бензина всё равно каплю прольётся. Из топливопровода он не догорает полностью - я пробовал по разному вращать ёмкость с топливом и "играть" регуляторами - а из-за фильтрика в нём остатки бензина не получается оттуда слить. В итоге бензином рюкзак пахнет теперь больше.
Кстати, на адском китайском драконе - примусе BRS-12А - в комплекте шла резиновая воронка, значительно облегчающая заливку топлива в ёмкость. Не лишне было бы иметь такую и здесь. Перчатки бензином станут пахнуть куда меньше.
Работа при отрицательных температурах
Собственно, это то, ради чего вообще, на мой взгляд, приобретается бензиновая горелка.
Когда я запихивал при минус сорока градусах топливопровод в насос, я с удивлением обнаружил его стойкое сопротивление процессу. Понятное дело, что стыковка на морозе требует использования масла для смазки, иначе прокладки прослужат почти ничего. Но... всё равно не лезло. В конце концов, обилие масла решило проблему, но после закачки давления в бачок насос слегка пропотел бензином, после чего сразу пропотел я 🙂
На Whisperlite подобных эксцессов у меня не происходило. Отсюда и возникло у меня сомнение о качестве насосов последнего времени. А тут ещё сам MSR выпускает насос Arctic, стоимостью 3800 руб, "специально разработанный для использования только при минусовых температурах" - цитата из описания.
Поневоле задумаешься. Жаль, что озвученный насос не подходит под Dragon Fly.
Из-за дубовых прокладок становится боязно переносить ёмкость с топливом вместе с вкрученным в неё насосом. А если его вынимать, то резко возрастает риск сломать его на фиг в рюкзаке. Ну не тащить же ради него отдельную жёсткую тару?
Выводы
Цена: 12800 руб в комплектации Combo, с флягой 0,6 литра. Немало, но и по сравнению с большинством брендовых бензинок не много.
Плюсы: высокая устойчивость; легко разжигается при любых температурах; сравнительно лёгкая; высокая точность регулировки мощности и возможность готовить широкий диапазон блюд; удобно прогревать сухим горючим для использования в палатке; возможность сравнительно легко приобрести в РФ комплектующие; простое обслуживание.
Минусы: "никакой" ремнабор; невозможность до капли слить бензин из топливопровода и потому постоянный запах бензина; в сильные морозы прокладки дубеют; прокладки в целом слишком нежные; высокая для жителей РФ стоимость запасных частей; требует более частой чистки и более качественного топлива, чем другие; насос слабоват для цены горелки в плане надёжности - субъективный минус, но не мог не написать.
Отличная горелка для базовых лагерей и вообще для тех, кто любит вкусно готовить в поездках независимо от их сложности. Больше подходит для готовки на троих-четверых участников, нежели другие горелки MSR, особенно при необходимости готовить в палатке. Прекрасно подходит под автоклавы. Вместе с тем, требует высокой аккуратности в обращении и более частого профилактического обслуживания. Вместе с тем, для зимних суровых и продолжительных экспедиций лучше посмотреть что-нибудь более надёжное.
Дополнительные ссылки по теме
Практический расход топлива в горелках
Особенности использования бензиновых и газовых горелок в палатке
Сухое горючее для приготовления пищи
Какой бензин для походной горелки лучше и сколько его можно хранить?
«Dragonfly» — это «стрекоза» же. Учитывая размеры и общий дизайн, неплохое название.
И шум тоже можно этим объяснить, ха-ха.