Завод-изготовитель: Fire-Maple
Бренд и модель: Fire-Maple Turbo FMS-F5, Tramp-TRG-050 Полный походный вес горелки: 385 грамм Топливо: Бензин Объём ёмкости, что идёт в комплекте: 325 мл Особенности: низкий вес - вероятно, самая лёгкая бензиновая горелка на сегодняшний день; очень компактная для бензинки в сложенном состоянии; удобная система дожига топлива в топливопроводе. |
При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.
Содержание
О производителе
Бренд Fire-Maple широко представлен на отечественном рынке и принадлежит нашим соседям из-за долины реки Амур. Его популярность обусловлена несколькими факторами:
- изделия не всегда рассыпаются на руках сразу после покупки
- невысокая цена по отношению к более именитым брендам
- доступность отдельных моделей на Али-экспресс
- бренд вовремя представили и продвинули на российском рынке
Официальным поставщиком Fire-Maple в Россию является компания Старт-1, рекламирующая его со всей изощрённостью и извращенностью современного маркетинга.
Сам завод Fire-Maple Camping Equipment Factory расположен в промышленном городе Yongkang. Основная его деятельность - разработка и изготовление горелок и посуды.
На мощностях завода размещают свои заказы такие компании, как Snow Peak (Япония), Pinguin Outdoor Equipment (Чехия), Сплав (РФ), Olicamp (США), Go Gas Ltd (Великобритания), Tramp (уже и не разберёшь, чьи они) и вообще все желающие. Глобализация рынка, ничего не поделаешь.
В итоге одна и та же горелка может быть представлена у нескольких брендов из разных стран одновременно, с различием по цене в два раза. Некоторые изделия, как например, системы приготовления пищи и бензиновые горелки, незначительно отличаются внешне друг от друга, но производятся в одном помещении - просто в разные смены.
Качество продукции весьма плавающее - от отличного, выполненного под неусыпным присмотром технолога из Японии; до откровенного пластилина, изготовленного из забракованных деталей, на пыльном коврике подсобки в четвёртую смену.
Как досталось, где и как тестировал
Горелку я после длительных душевных терзаний приобрёл для спортивного лыжного похода по хребту Хамар-Дабан.
Терзания основывались на наблюдении за коллегой, у которого на руках уже имелась то ли вторая, то ли третья подобная.
Поговорив с ним я понял только две вещи. Первая - горелка требует пристального внимания, прямых лап и навыка удачи не ниже 5-го уровня из десяти возможных. Удача требуется для того, чтобы к тебе горелка попала из первых двух смен работы завода.
Вторая вещь оказалась более понятной и приятной - горелка у FM действительно вышла лёгкой. А мне как раз требовалось готовить пищу в одиночном походе и я в буквальном смысле подсчитывал каждый грамм.
Единственный момент, смущающий наивного леопарда - коллега никогда не готовил на китайской бензинке зимой. У меня же зима предполагалась основным периодом эксплуатации.
А потому горелку я купил летом и приготовился её всячески тестировать и допиливать ещё до ухода в поход.
Упаковка и комплектация
Горелка поставляется в картонной коробке сомнительного качества - как на ощупь, так и в отношении изображений на ней. На фото упаковка Fire-Maple, но коробка у Tramp, насколько я видел на выставке, не лучше.
Ещё вроде как похожую горелку одно время под себя заказывал Pinguin. Сейчас у них в наличии только клон более старшей модели - FMS-F3.
Внутри коробки находится следующий набор:
- Мешочек для упаковки, разделённый внутри на две секции тканевой перегородкой. В одну из них входит горелка, во вторую ёмкость с топливом.
- Фляга под топливо объёмом 325 мл.
- Непосредственно горелка с насосом. Насос от горелки во время переноски не отделяется и разбирается только при ремонте.
- Ремнабор.
- Инструкция.
- Драйвера
Говорят, на диске с драйверами можно найти что угодно - от кодов запуска межконтинентальных ракет до видеозаписи с клятвой Никиты Михалкова покинуть кинематограф. Примерно 30% дисков содержит инструкцию по запуску горелки и объёмистый мануал по её ремонту. Что именно находилось на моём я выяснить так и не смог - ни у меня, ни у моих друзей, не обнаружилось ни одного сд-рома.
Ремнабор содержит тюбик с солидолом со смазкой, ключ, иглу прочистки форсунки, фильтр для топлива, одну большую и две маленьких прокладки, пружину шарика в насосе и аж три запасных (одинаковых) жиклёра.
Вес
Веса элементов горелки совсем маленькие, по сравнению с иными бензинками:
Всё упрощённое почти до нельзя. Глядя на неё думается, что следующий шаг - горелка без насоса с крохотным бачком 🙂
Рассуждения спортсмена о весе горелки или почему я всё таки её купил
Арифметические рассуждения - для зимнего горно-таёжного похода с низкими температурами, где горелка необходима на пересидках по погоде и ночёвках по верхам... А, ну да - добавим сюда спортивный подход к весу, без которого несчастному одиночке на трёхнедельном активном маршруте уныло и неинтересно.
Итак...
Если взять бензиновую горелку MSR Dragon Fly , литр бензина Галоша и лёгкий котелок с радиатором на 1 литр, то имеем выходной вес 1535 грамм.
Если взять газовый MSR Windburner и три баллона 230 гр к нему, то получим выходной вес 1555 грамм. Сюда приплюсуем пляски с бубном при минус двадцати и ниже. При -30...-40 так и вообще топить снег нереально. Впрочем, при -40 проблемы начинаются и у современных бензинок, но это отдельная песня.
Поэтому, как ни крути, для одиночки бензиновая горелка при существенных минусах оказывается предпочтительнее.
Однако, тащить 1,5 кг как-то неохота, надо сэкономить. Кстати, литр бензина или 690 гр газа это минимум, если идёшь в общем на три недели по горно-таёжному району.
Хм... сэкономить за счёт меньшей бутылки под топливо? Стандарт, в который влезает 0,5 литра, весит 164 грамма. А на 325 мл весит 119 грамм. Разница 45 грамм. Однако 10 из них съест чуть большая пластиковая бутылка под вторую половину бензина. Овчинка выделки не стоит.
Горелка меньшего веса?
У MSR самая лёгкая Whisperlite, выигрывающая у Dragon Fly аж 70 грамм. Изделия Primus все тяжелее как сами по себе, так и их насосы. Кроме версии OmniLite Titan за 20 килорублей. Она выигрывает у Dragon Fly с учётом родного тяжеленного насоса почти 60 грамм. Ну и ничего не выигрывает у Whisperlite. О надёжности можно спорить сколь угодно, но прокладки на морозе заворачивает везде и пластик тоже везде лопается. Кроме кожаной манжеты в насосе у Primus ничего за душой нет, зато есть адские цены на запасные части.
Горелки Optimus тоже тяжёлые. Ковея? По ценам корейцы уже ненамного отстают от MSR-овцев. А вот с качеством за эту цену я бы поспорил. По весу же можно выиграть примерно 60 грамм у Dragon Fly.
Что остаётся? Fire-Maple Turbo FMS-F5... На ней в теории выигрывается 330 грамм у Dragon Fly и 260 грамм у Whisperlite. В теории - потому что у Fire-Maple нет экрана, а он нужен. 15-20...80 грамм веса.
То есть, если посадить Whisperlite на меньшую бутылку, то реально Turbo FMS-F5 выиграет лишь 145 грамм веса. А если вместо фольгированного экрана поставить экран из титановой фольги, то уже в районе 100 грамм.
В общем, максимальный выигрыш FMS-F5 - 145 грамм у Whisperlite (которой у меня уже нет) и 215 грамм у Dragon Fly (она у меня есть). Остаётся вопрос только о надёжности китайского бренда, который мне и довелось проверить.
Ветрозащитный экран из титановой фольги, кстати, я всё же по совету подписчиков выписал на Али. Весит он всего около 20 грамм.
Конструкция горелки и впечатления от эксплуатации
На морозе прокладка пробки дубеет и полностью прекращает держать герметичность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бензин в таком случае из фляги попросту вытекает и очень повезёт, если не на спальник или продукты.
Мне повезло, так как я вовремя почуял запах топлива при укладке рюкзака. Таким образом я лишился переносимого во фляге топлива - его пришлось вылить.
Теперь, оглядываясь назад, я понимаю - нужно было облегчать имеющуюся в наличии MSR. Вышло бы куда как надёжнее и ненамного тяжелее.
Расход топлива
- Мощность FM примерно идентична мощности горелок MSR. Большее время закипания и, соответственно, расход, вызваны кривой конструкцией.
- Сравнительно низкая экономия топлива при использовании радиаторной посуды (посуда того же бренда - Fire-Maple) связана с неудачной формой пламени и его удалённости от посуды - оно бьёт "в точку", не растекаясь по радиатору.
- Давление в бачке играет роль в скорости закипания, т.е., оно поддерживает подачу топлива на определённом уровне. К сожалению, у FM стоит только качнуть чуть больше, сразу из всех щелей насоса сочится бензин. То есть поддержание постоянного высокого давления невозможно.
- Исходя из предыдущего утверждения: низкий удельный расход топлива не означает общего низкого же расхода топлива.
- Тем не менее, если варить долго, а не кипятить холодную воду или снег/лёд, низкое давление позволяет сэкономить топливо.
- Чем дольше готовим, тем больше разброс расхода даже на одной и той же горелке, так как приходится дважды, а то и трижды качать давление, а значит менять количество подаваемого топлива в единицу времени, независимо от регулятора подачи топлива. Практическую ценность полученные в таком случае данные имеют весьма малую.
Выводы
Дополнительные ссылки по теме
Практический расход топлива в горелках
Особенности использования бензиновых и газовых горелок в палатке
Сухое горючее для приготовления пищи
Какой бензин для походной горелки лучше и сколько его можно хранить?
Благодарность леопарду за полезные материалы можно выразить переводом на карту любой символической или иной суммой.
Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂