Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050).

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050).

 

Завод-изготовитель:                                      Fire-Maple

Бренд и модель:                        Fire-Maple Turbo FMS-F5, Tramp-TRG-050

Полный походный вес горелки:                   385 грамм

Топливо:                                                                    Бензин

Объём ёмкости, что идёт в комплекте:        325 мл

Особенности:  низкий вес - вероятно, самая лёгкая бензиновая горелка на сегодняшний день; очень компактная для бензинки в сложенном состоянии; удобная система дожига топлива в топливопроводе.

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Содержание



О производителе

Бренд Fire-Maple широко представлен на отечественном рынке и принадлежит нашим соседям из-за долины реки Амур. Его популярность обусловлена несколькими факторами:

  • изделия не всегда рассыпаются на руках сразу после покупки
  • невысокая цена по отношению к более именитым брендам
  • доступность отдельных моделей на Али-экспресс
  • бренд вовремя представили и продвинули на российском рынке

Официальным поставщиком Fire-Maple в Россию является компания Старт-1, рекламирующая его со всей изощрённостью и извращенностью современного маркетинга.

Сам завод Fire-Maple Camping Equipment Factory расположен в промышленном городе Yongkang. Основная его деятельность - разработка и изготовление горелок и посуды.

На мощностях завода размещают свои заказы такие компании, как Snow Peak (Япония), Pinguin Outdoor Equipment (Чехия), Сплав (РФ), Olicamp (США), Go Gas Ltd (Великобритания), Tramp (уже и не разберёшь, чьи они) и вообще все желающие. Глобализация рынка, ничего не поделаешь.

В итоге одна и та же горелка может быть представлена у нескольких брендов из разных стран одновременно, с различием по цене в два раза. Некоторые изделия, как например, системы приготовления пищи и бензиновые горелки, незначительно отличаются внешне друг от друга, но производятся в одном помещении - просто в разные смены.

Качество продукции весьма плавающее - от отличного, выполненного под неусыпным присмотром технолога из Японии; до откровенного пластилина, изготовленного из забракованных деталей, на пыльном коврике подсобки в четвёртую смену.


 Как досталось, где и как тестировал

Горелку я после длительных душевных терзаний приобрёл для спортивного лыжного похода по хребту Хамар-Дабан

Терзания основывались на наблюдении за коллегой, у которого на руках уже имелась то ли вторая, то ли третья подобная.

Поговорив с ним я понял только две вещи. Первая - горелка требует пристального внимания, прямых лап и навыка удачи не ниже 5-го уровня из десяти возможных. Удача требуется для того, чтобы к тебе горелка попала из первых двух смен работы завода. 

Вторая вещь оказалась более понятной и приятной - горелка у FM действительно вышла лёгкой. А мне как раз требовалось готовить пищу в одиночном походе и я в буквальном смысле подсчитывал каждый грамм.

Единственный момент, смущающий наивного леопарда - коллега никогда не готовил на китайской бензинке зимой. У меня же зима предполагалась основным периодом эксплуатации.

А потому горелку я купил летом и приготовился её всячески тестировать и допиливать ещё до ухода в поход.

Упаковка и комплектация

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

Горелка поставляется в картонной коробке сомнительного качества - как на ощупь, так и в отношении изображений на ней. На фото упаковка Fire-Maple, но коробка у Tramp, насколько я видел на выставке, не лучше.

Ещё вроде как похожую горелку одно время под себя заказывал Pinguin. Сейчас у них в наличии только клон более старшей модели - FMS-F3.

Внутри коробки находится следующий набор:

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

  • Мешочек для упаковки, разделённый внутри на две секции тканевой перегородкой. В одну из них входит горелка, во вторую ёмкость с топливом.
  • Фляга под топливо объёмом 325 мл.
  • Непосредственно горелка с насосом. Насос от горелки во время переноски не отделяется и разбирается только при ремонте.
  • Ремнабор.
  • Инструкция.
  • Драйвера

Говорят, на диске с драйверами можно найти что угодно - от кодов запуска межконтинентальных ракет до видеозаписи с клятвой Никиты Михалкова покинуть кинематограф. Примерно 30% дисков содержит инструкцию по запуску горелки и объёмистый мануал по её ремонту. Что именно находилось на моём я выяснить так и не смог - ни у меня, ни у моих друзей, не обнаружилось ни одного сд-рома.

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

Ремнабор содержит тюбик с солидолом со смазкой, ключ, иглу прочистки форсунки, фильтр для топлива, одну большую и две маленьких прокладки, пружину шарика в насосе и аж три запасных (одинаковых) жиклёра.

Вес

Веса элементов горелки совсем маленькие, по сравнению с иными бензинками:

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

Всё упрощённое почти до нельзя. Глядя на неё думается, что следующий шаг - горелка без насоса с крохотным бачком 🙂

Рассуждения спортсмена о весе горелки или почему я всё таки её купил

Арифметические рассуждения - для зимнего горно-таёжного похода с низкими температурами, где горелка необходима на пересидках по погоде и ночёвках по верхам... А, ну да - добавим сюда спортивный подход к весу, без которого несчастному одиночке на трёхнедельном активном маршруте уныло и неинтересно.

Итак...

Если взять бензиновую горелку MSR Dragon Fly , литр бензина Галоша и лёгкий котелок с радиатором на 1 литр, то имеем выходной вес 1535 грамм.

Если взять газовый MSR Windburner и три баллона 230 гр к нему, то получим выходной вес 1555 грамм. Сюда приплюсуем пляски с бубном при минус двадцати и ниже. При -30...-40 так и вообще топить снег нереально. Впрочем, при -40 проблемы начинаются и у современных бензинок, но это отдельная песня.

Поэтому, как ни крути, для одиночки бензиновая горелка при существенных минусах оказывается предпочтительнее.

Однако, тащить 1,5 кг как-то неохота, надо сэкономить. Кстати, литр бензина или 690 гр газа это минимум, если идёшь в общем на три недели по горно-таёжному району.

Хм... сэкономить за счёт меньшей бутылки под топливо? Стандарт, в который влезает 0,5 литра, весит 164 грамма. А на 325 мл весит 119 грамм. Разница 45 грамм. Однако 10 из них съест чуть большая пластиковая бутылка под вторую половину бензина. Овчинка выделки не стоит.

Горелка меньшего веса?

У MSR самая лёгкая Whisperlite, выигрывающая у Dragon Fly аж 70 грамм. Изделия Primus все тяжелее как сами по себе, так и их насосы. Кроме версии OmniLite Titan за 20 килорублей. Она выигрывает у Dragon Fly с учётом родного тяжеленного насоса почти 60 грамм. Ну и ничего не выигрывает у Whisperlite. О надёжности можно спорить сколь угодно, но прокладки на морозе заворачивает везде и пластик тоже везде лопается. Кроме кожаной манжеты в насосе у Primus ничего за душой нет, зато есть адские цены на запасные части.

Горелки Optimus тоже тяжёлые. Ковея? По ценам корейцы уже ненамного отстают от MSR-овцев. А вот с качеством за эту цену я бы поспорил. По весу же можно выиграть примерно 60 грамм у Dragon Fly.

Что остаётся? Fire-Maple Turbo FMS-F5... На ней в теории выигрывается 330 грамм у Dragon Fly и 260 грамм у Whisperlite. В теории - потому что у Fire-Maple нет экрана, а он нужен. 15-20...80 грамм веса.

То есть, если посадить Whisperlite на меньшую бутылку, то реально Turbo FMS-F5 выиграет лишь 145 грамм веса. А если вместо фольгированного экрана поставить экран из титановой фольги, то уже в районе 100 грамм.

В общем, максимальный выигрыш FMS-F5 - 145 грамм у Whisperlite (которой у меня уже нет) и 215 грамм у Dragon Fly (она у меня есть). Остаётся вопрос только о надёжности китайского бренда, который мне и довелось проверить.

Ветрозащитный экран из титановой фольги, кстати, я всё же по совету подписчиков выписал на Али. Весит он всего около 20 грамм.

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

Конструкция горелки и впечатления от эксплуатации

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Рассмотрим внимательно конструкцию изделия и разберём её по кусочкам.
 
Начнём непосредственно с горелки.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Из-за общей низкой массы горелки и недостаточно объёмной чашечки предподогрева, прогревается горелка из лап вон плохо.
 
Трубка предподогрева кажется всё же латунная... но очень тонкая. Плюс расположена максимально неудачно по отношению к прогревочному пламени. Хуже было бы только расположить её в стороне. Горелка не ахти как прогревается даже летом, прогрев же при сильных морозах представляет собой  довольно экстремальную процедуру. 
 
Общая конструкция такова, что при подаче топлива в ванночку для прогрева часть его брызжет во все стороны. Естественно, если горелка плохо прогревается, то при подаче топлива мы получаем куда больший в размерах огненный шар, нежели привычный по другим горелкам.
 
Так что готовить в палатке и даже рядом с ней на FM категорически не стоит.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Обратите внимание, насколько удалён рассекатель пламени от плоскости установки посуды у китайца, по сравнению с горелкой Primus.
 
При такой конструкции дно посуды располагается слишком далеко от рассекателя пламени. Устойчивость в угоду эффективности? Скорее непродуманная конструкция.
 
При этом само пламя точечное и греет сравнительно небольшой "пятак" дна посуды.
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Из-за двух последних недостатков горелка неудовлетворительно использует и радиаторные котелки - пламя не "растекается " по дну посуды и не заходит внутрь радиатора. Из-за низкой эффективности пламени даже при топке льда с радиатором FM проигрывает бензинкам MSR с простыми котлами.
 
Соответственно, из-за удалённости рассекателя от дна посуды и узкого пламени огонь легко сдувается потоками воздуха. В полевых условиях расход топлива и время на готовку при движении воздуха резко возрастают. Горелку приходится окутывать экраном как можно тщательнее.
 
При первом запуске горелка гаснет. Прогреваю повторно...
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Даже после второго прогрева горелка не выходит на полную мощность и горит еле-еле.
 
Разбираю.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Из латунной трубки предподогрева торчит стандартный тросик прочистки. пробую его вытащить, но...
 
Жесточайшая штука. Трубка предподогрева у новой горелки сплошь забита шлаком от пайки, поэтому тросик приходиться гонять туда сюда с большим усилием, мощными пассатижами и матами. Качество сборки таково, что без тщательной предварительной прочистки кочегарить новую горелку бесполезно.
 
После прочистки и тщательного прогрева она ещё больше двух минут пыхает и, наконец, выходит на рабочую мощность. Впереди - вновь разборка и снова чистка, чтобы окончательно вычистить дрянь из трубки.
 
После прожига тросик прочистки уже не нужно мучить пассатижами - он спокойно вытаскивается пальцами.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Топливный жиклёр простой, без инерционной иглы, с фильтром. Выполнен грубо, с заусенцами. Чтобы в первый раз его открутить, потребовалась не только хорошая отвёртка, но и мощные пассатижи в придачу.
 
После прожига и прочистки сталкиваюсь с другой проблемой - стоит только качнуть чуть большее давление, как бензин из насоса начинает брызгать во все стороны.
 
Грешу на смазку в насосе - она чрезвычайно густая, малопластичная, и тяжело тянется за движущимися частями.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Сам насос на вид и ощупь выполнен из того же пластика, из которого китайцы делают дешёвые игрушки.
 
Пластик требует среза многочисленных заусенцев и облоя. Насос, кстати, брать в лапы страшно. В смысле, брать можно, пользоваться с опаской, разбирать... можно ли потом собрать - большой вопрос. 
 
Например, насос MSR тоже из пластика, но разбирать я его берусь относительно безбоязненно. Насчёт насоса от FM умудрённые опытом коллеги предупредили меня сразу - всегда есть вероятность не собрать обратно.
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
На насосе есть метки ON и OFF. При работе горелки фляга с топливом должна лежать меткой ON вверх. Тогда загнутая трубка забора топлива находится в бензине. Перед выключением флягу переворачиваем меткой OFF вверх. Топливозаборная трубка перемещается выше среза уровня бензина и через две-три минуты топливо из насоса и топливопровода сжигается полностью.
 
Функция действительно работает, но не является уникальной. В принципе, таким образом можно перевернуть любую флягу, так как практически все бензинки с выносным бачком имеют не соосный насосу топливозабор.
 
Заслуга Fire-Maple в лёгкости и удобстве переворачивания ёмкости с топливом. Например, если ухитриться перевернуть флягу у MSR, то регулятор подачи топлива окажется снизу, тогда как у FM - сбоку.
 
Устройство насоса примитивное:
 
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)
 
Смазка... похоже у китайцев остались запасы нигрола ещё с советских времён. Они превратились в битум и теперь их будут использовать в подвалах корпорации Fire-Marple ещё лет пятьдесят, пока не закончатся.
 
Пришлось кое-как содрать заводскую смазку и заменить иной - я взял силиконовую от ремнаборов Snowpulse, предварительно протестировав её в морозильнике.
 
После замены смазки и оживления эластичности уплотнений проблема сочащегося под давлением топлива осталась.
 
Стоит лишь чуть качнуть лишнего, готовься к потёкам из насоса. А лишнего ему нужно совсем чуть-чуть. Например, если уровень топлива на верхней отметке в бачке, то свыше 10-11 качков насосом начинает капать. А потому давление тоже падает слишком быстро. 
 
Опытные операторы указали мне на шарик клапана и его пружину. Как я понял, бывает даже приходится менять пружину.  В моём случае обошлось лёгкой полировкой шарика мелкой наждачкой и растягиванием пружины.
 
После всех телодвижений по доработке напильником горелка наконец заработала как надо и я  даже взял её по неосторожности в зимний поход. Однако, как показала практика, ниже минус двадцати градусов насос вновь начинает потеть топливом. И чем ниже температура, тем обильнее.
 
Неприятно меня удивила и фляга. Она снабжена простенькой крышкой с неустойчивой к морозу прокладкой.

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050) Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

На морозе прокладка пробки дубеет и полностью прекращает держать герметичность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Бензин в таком случае из фляги попросту вытекает и очень повезёт, если не на  спальник или продукты.

Мне повезло, так как я вовремя почуял запах топлива при укладке рюкзака. Таким образом я лишился переносимого во фляге топлива - его пришлось вылить.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю - нужно было облегчать имеющуюся в наличии MSR. Вышло бы куда как надёжнее и ненамного тяжелее.

Расход топлива

Таблица сравнения MSR Whisperlite и Fire-Marple Turbo FMS-F5.

Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки Fire-Marple Turbo FMS-F5 (Tramp-TRG-050)

Расход считался в комнатных условиях, в поле расход из-за непродуманной конструкции Fire-Maple существенно возрастает и составляет примерно +20...+25% по отношению к горелкам MSR в тех же условиях. К сожалению, из-за нежелания горелки нормально работать на морозе более точный её полевой расход вычислить не удалось.
 
Общие выводы по расходу:
  • Мощность FM примерно идентична мощности горелок MSR. Большее время закипания и, соответственно, расход, вызваны кривой конструкцией.
  • Сравнительно низкая экономия топлива при использовании радиаторной посуды (посуда того же бренда - Fire-Maple) связана с неудачной формой пламени и его удалённости от посуды - оно бьёт "в точку", не растекаясь по радиатору.
  •  Давление в бачке играет роль в скорости закипания, т.е., оно поддерживает подачу топлива на определённом уровне. К сожалению, у FM стоит только качнуть чуть больше, сразу из всех щелей насоса сочится бензин. То есть поддержание постоянного высокого давления невозможно.
  • Исходя из предыдущего утверждения: низкий удельный расход топлива не означает общего низкого же расхода топлива.
  • Тем не менее, если варить долго, а не кипятить холодную воду или снег/лёд, низкое давление позволяет сэкономить топливо.
  • Чем дольше готовим, тем больше разброс расхода даже на одной и той же горелке, так как приходится дважды, а то и трижды качать давление, а значит менять количество подаваемого топлива в единицу времени, независимо от регулятора подачи топлива. Практическую ценность полученные в таком случае данные имеют весьма малую.

Выводы

Если честно, даже не знаю, кому отдать пальму первенства "бензиновый рукожоп" - BRS (в частности BRS-12/12А) или Fire-Marple. Turbo FMS-F5 представляет собой букет конструктивных недоработок. Тот, кто её создал, явно имел слабое отношение к практической примусологии.
 
Задумка безусловно хорошая - что ни возьми, по отдельности, вроде всё хорошо. Точнее - хорошо в теории. Как если нарисовать горелку и теоретизировать, глядя на неё.
 
Часть недостатков, в принципе, объяснима лайтовостью конструкции. Но всё остальное... 
 
Плюсы: низкий вес; компактность в сложенном состоянии; удобство дожига топлива.
 
Минусы: дубовые прокладки; некачественная смазка; отвратительное качество сборки и необходимость подготовки изделия к эксплуатации; хлипкость конструкции - можно разобрать, но больше не собрать; очень плавающее качество от одного изделия к другому.
 
Изделие очень сомнительного качества и надёжности. Наверное, подойдёт тем, кто использует горелку только в тёплое время года и не часто.
 
Стоит она почти в три раза дешевле MSR Whisperlite, но во столько же раз менее надёжна. Выигрыш в весе нивелируется в ходовом спортивном походе через 10-15 дней.
 
Цена, пожалуй, единственный фактор, который способен действительно оправдать её покупку. На сегодняшний день (07.04.2019) горелку Turbo FMS-F5 можно найти в диапазоне 4100...5500 руб.

Дополнительные ссылки по теме

Практический расход топлива в горелках

Особенности использования бензиновых и газовых горелок в палатке

Сухое горючее для приготовления пищи

Какой бензин для походной горелки лучше и сколько его можно хранить?

Благодарность леопарду за полезные материалы можно выразить переводом на карту любой символической или иной суммой.

Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂

Leave a Reply