Производитель: MSR
Модель: Access 1 Количество мест/входов: 1/1 Позиционирование: легкоходная Сезонность: четырёхсезонная Вес, макс/мин, гр (по моим замерам): 1585/1370 гр Размеры спального места: 213*84 см Внешний тент: 20D ripstop nylon 1200mm Durashield polyurethane & silicone Внутренняя палатка: 20D ripstop nylon Дно: 30D ripstop nylon 3000mm Durashield polyurethane & DWR Дуги: две, Easton Syclone (стекловолокно S-Glass) Особенности: почти полное отсутствие вентиляции; лёгкая для четырёхсезонки с большим жилым объёмом; хабы на дугах; дуги из композитного материала вместо алюминиевого сплава; большое количество оттяжек. |
При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.
Содержание
О производителе
Компанию MSR в далёком 1969-м году основал инженер Ларри Пенберфи (Larry Penberthy). Он увлекался альпинизмом и, как любой другой восходитель, со временем разочаровался в существующей амуниции. Того ему не хватало, и это ему было не так - в общем, инженер он и есть инженер. Форма протеста Ларри нашла выражение в создании собственной фирмы Mountain Safety Research.
Начал он с выпуска как раз тех вещей, какими и знаменита сейчас компания MSR у нас в стране - палаток и бензиновых горелок. Некоторые из горелок, например XGK, ведут историю ещё от тех первых лет.
Впрочем, частная инициатива Ларри продержалась недолго, и вскоре он продал своё детище крупной торговой сети. А с 2001-го года бренд MSR и вовсе перешёл к компании Cascade Designs Inc - ей же сейчас, кстати, принадлежит и бренд Term-a-Rest.
Сам Ларри, вплоть до ухода из MSR в 70-х годах, занимался разработкой снаряжения из новых материалов. Нынешняя Mountain Safety Research называет себя продолжателем его традиции и высокопарно именует процесс разработок "инновация существующего снаряжения и большая его оптимизация для нужд путешественников".
Маркетинг не маркетинг, но излишне сложными конструкциями компания не страдает, сочетая простоту, качество и технологичность. Ценник, правда, заставляет после покупок просыпаться по ночам в ужасе и судорожно поглаживать пустую кредитку.
Я сравнительно часто использую в своих походах продукцию MSR, в том числе спонсорскую, и ранее уже размещал несколько обзоров на их продукцию:
Подробный обзор (отзыв) бензиновой горелки MSR Dragon Fly
Бензиновая горелка WhisperLite International
Как палатка попала ко мне и где я её тестировал
Процесс покупки Access 1 растянулся на несколько месяцев и оказался полон терзаний и мучений. Предыдущая моя одноместная палатка MSR NX Solo оказалась совсем неподходящей под мой формат приключений и я её перепродал своему другу-путешественнику Андрею Рукину, уезжающему в длительный хайкинг по Азии.
После чего со спокойной душой заказал Access обходными путями с намерением приобрести по цене значительно ниже розничной.
Закончилась затея тем, что про палатку поставщик благополучно забыл, и она нашла более удачливого покупателя чем я. А вырученные мною деньги от продажи старой вовремя пригодились в покупке медикаментов для лечения очередной травмы.
В итоге палатку я приобрёл честнейшим и не леопардовым способом в магазине, откладывая деньги с зарплаты и питаясь дошираком вместо вырезки и косточек.
Предварительно палатку я тестировал в осенней экспедиции на хребет Кодар, где я изучаю инфраструктуру по добыче урана в 1949-1951 годах.
Самое же главное, однако, для чего я приобретал палатку, приключилось со мной зимой, когда меня угораздило отправиться в одиночный лыжный поход по Хамар-Дабану 5 к.с. сложности.
Задумка и материалы
Меняя свою линейку палаток, в компании MSR решили убрать модель Hubba HP, а вместо неё запустить более однозначное в четырёхсезонном отношении изделие. Палатка должна была оказаться, в том числе, легче и ветроустойчивее своей предшественницы.
При проектировании Access за основу взяли Hubba. Ткани тента, внутрянки и дна у них полностью идентичны друг другу.
Для повышения ветроустойчивости пришлось добавить вторую дугу.
Каркас Hubba выглядел следующим образом:
Как видим, здесь технически одна дуга. Дно растягивается короткими дугами, соединёнными с основной через хабы.
Крыша на Hubba растягивается с помощью ещё одной короткой дуги сверху:
Конструкция получила отличный по своему уровню комфорта жилой объём, однако ветроустойчивость оставляла желать лучшего. При боковом ветре или ветре под углом палатку попросту скручивало винтом и складывало.
Нехитрые эксперименты показали, как возрастает устойчивость ветру, если подставить с подветренной стороны треккинговую или иную палку.
Таким образом, в новую четырёхсезонку решили добавить полноценную вторую дугу.
Hubba создавалась как комфортный вариант для лета, а потому имела очень много сетки, что видно на фотографиях выше. Hubba HP сетки почти не имела и была более тёплой.
Вместе с тем по конструкции внутренней палатки под зимнее использование Hubba HP имела ряд недостатков - проточную продольную вентиляцию и низкое донное корыто.
Поэтому, принимая в производство вместо неё Access, решено было увеличить борта донного корыта, убрать проточную вентиляцию и сохранить сетку только на двери, да и то в небольшом количестве.
В итоге получилась палатка, способная хоть как-то удерживать тепло, несмотря на потоки холодного воздуха по земле и ветер.
Однако, имея в таком случае каркас из алюминиевого сплава, вес палатки возрастал значительно, по отношению к Hubba NX. И тогда овчинка не стоила выделки.
И тут кстати пришлась разработка компании Easton в области композитных дуг.
До этого Easton много экспериментировали с каркасами из карбона. В компании MSR модель Freelite шла в двух версиях, одна из которых как раз оснащалась карбоновым каркасом.
Карбон имел преимущества - низкий вес, но и недостатки - излишнюю жёсткость.
Новые композитные дуги из стекловолокна S-Glass этих недостатков не имеют, а преимущества лёгкого веса сохранились - и в итоге MSR понемногу начала на своих палатках внедрение именно такого каркаса. Первыми моделями с ним стали экстремальные Access, Remote и GuideLine Pro. В 2019 году ими начали оснащать и ультралёгкие Freelite.
Что касаемо характеристик водостойкости тента, то производителем заявлено 1200 мм. Как понимаю, это цифра после определённого срока службы. К тому же водоустойчивость в принципе сильно зависит от геометрии палатки.
Как показал опыт Hubb NX, во время сильных ливней она течёт. На ней у меня протекало понемногу сверху маленького тамбура, от короткой дуги. Половина из того, что протекало, попадало во внутреннюю палатку, через сетку. Естественно, только на спальный мешок. Сильные ливни в палатке я пересиживал дважды, оба раза капало.
В Access я в сильный ливень не попадал, но из-за полноценной второй дуги вероятность течи несколько ниже, в силу меньшего давления тента на каркас в точке закругления дуги.
Пожалуй, опасаться следует не того, что при ливне стеной палатка слега подтечёт. Бояться в ультралайтовых палатках имеет смысл отслоения полиуретана от тканевой основы, а также лент проклейки на швах. Лекарство - своевременная просушка палатки. Плюс её не стоит использовать в длительных стационарных лагерях (воздействие солнца) и при длительных интенсивных ветровых нагрузках.
Проблема, озвученная выше, в принципе характерна для тонких тканей в категории ультралайт. В компании MSR с 2018-го года появились ткани с более устойчивым покрытием Xtreme Shield. Как они уверяют, срок его службы в три раза выше по сравнению с предыдущей версией.
Что касается лент проклейки, то свежая технология обработки швов плюс устойчивое покрытие (Xtreme Shield System) на рынке Европы и РФ в ближайшее время представлены не будут, а отшивать их начнут вначале для североамериканского региона.
Вес и походные впечатления
Вес элементов палатки распределён следующим образом:
- тент 420 грамм
- каркас 495 грамм
- внутренняя палатка 455 грамм
- упаковочная сумка 95 грамм
- колья 120 грамм
Таким образом, минимальный вес палатки - без кольев и упаковочной сумки - составляет 1370 грамм. Максимальный, в свою очередь, 1585 грамм.
Да, приведённые выше веса поднимут на смех многие легкоходы, однако палатку под четыре сезона и с хоть какой-нибудь вразумительной ветроустойчивостью в таком весе найти сложно.
Оба похода, в которые я брал её с собой, палатка - тент и внутрянка - умещалась в один из двух карманов на фасаде моего рюкзака. Зимой, правда, процесс упихивания в карман не казался простым, так как палатка промораживалась и начинала занимать больший объём, чем желал бы её хозяин.
Дуги я обычно носил в их родном чехле сбоку рюкзака.
Первоначально опасения вызывала надёжность дуг в зимних условиях. На практике страхи не подтвердились. Мне неоднократно приходилось устанавливать и снимать палатку при температурах в районе сорока ниже ноля и дуги не теряли в гибкости.
Сегменты дуг имеют разные размеры из-за этого их неудобно упаковывать в чехол. К тому же сегменты имеют сравнительно острые края и легко чехол рвут.
При температурах ниже двадцати эластичность резинки, соединяющей сегменты дуг, начинает снижаться. К сорока она пропадает вовсе. Резинка растягивается и сегменты дуг соединяются вместе только на трении. Приходится быть внимательным и тщательно следить, чтобы дуги полностью вошли друг в друга, иначе возможна поломка сегментов на концах.
К счастью мне не пришлось ставить палатку в сильный ветер и на морозе, но из-за низкой эластичности резинки процесс установки сильно проиграет во времени.
Несмотря на увеличение жилой площади Access 1 по сравнению с Hubba NX, субъективно места в ней кажется немного меньше.
Hubba NX
Access 1
Как видно из схем, Access 1 шире на 8 см и выше на 9 см Hubba NX.
Готовить в тамбуре Hubba NX вполне удобно из-за его формы, которую образует короткая дуга сверху. Однако на Access 1 тамбур при той же площади имеет более крутые стенки и для готовки места по безопасной высоте уже не хватает. Прибавка 8 см в ширину позволила размещать систему приготовления пищи уже внутри жилого объёма. В тамбуре же можно готовить только если откидывать полог выхода.
Само по себе жилое пространство для одиночки вполне комфортное. Но в длительном походе часть снаряжения придётся хранить на улице, тем более зимой - в тамбур всё не влезет.
В описании палатки пишут "тент до земли". По факту это не так.
То есть тент ниже, нежели на Hubba NX, но и отнюдь не до земли.
Вентиляция в палатке отсутствует как класс. Маленькое окошко из сетки на двери обеспечивает разве что моральную поддержку. Так что под походы в жарких регионах палатка не годится. Если под тентом ещё незначительно продувается, то в самой палатке воздух недвижим. Палатку имеет смысл называть трехсезонной, только наоборот - зима-весна-осень. Под лето слишком уж неуютно без вентиляции.
Зато даже для одиночки она обеспечивает к утру перепад в 3-6 градусов по сравнению с наружным воздухом - при отсутствии сильного ветра, разумеется. Зимой подобную прибавку трудно переоценить.
Следствие подобной конструкции - обильный конденсат на внутренней палатке и тенте изнутри. Зимой он намерзает большими кружевами, а летом висит обильными каплями.
В своём осеннем походе я старался по возможности приоткрывать на ночь верхнюю часть молнии тамбура. Утром, при готовке, я подсушивал палатку горелкой. Основная проблема с обильным конденсатом возникает при пересидках по непогоде, и тогда приходится подсушивать палатку горелкой чаще.
Как и с Hubba NX у меня ни разу не возникло проблем по поводу прочности дна. Понятное дело, я всегда стараюсь по максимуму убрать все камушки, кусты и шишки с площадки, на которую палатку ставлю. Но, то же самое я делаю для любой другой палатки.
Мой опыт говорит о возможности продырявить случайно любое дно независимо от степени прочности его ткани. В нашем случае с MSR вероятность подобной случайности просто немного выше.
Так как оба своих похода с Access я ходил с надувными ковриками, то для меня случайный прокол торчащим из под снега прутиком мог обеспечить неприятные последствия. В итоге в осеннем походе я стелил под коврик спасодеяло, а в зимнем кусок пенофола. Тем не менее, ни одной дырки в полу у меня так и не образовалось.
На Hubba NX в районе молнии внутренней палатки бахромился нейлон, как на Сплавовский палатках. Выглядело отвратно, как элемент дешёвых китайских изделий. Опасался того же самого на Access, но за два похода ничего такого не возникло, хотя ткань стоит одинаковая.
Чтобы, будучи ушатанным в хлам от усталости, в непогоду полностью растянуть палатку Hubba NX, в среднем я тратил 16 минут. В случае с Access приходилось повозиться на пять минут дольше.
Так как вначале ставится внутрянка, то в непогоду палатка промокает полностью. Устанавливать же палатку в сильный ветер можно только по суровой необходимости или чистой любви к БДСМ.
Сама по себе установка ненапряжная, но занимает время. Если ставить в лесу без растяжек, то да - быстрее только китайский покемон и палатки с каркасом на тенте. Если устанавливать так, чтобы выше зоны леса её не порвало и не унесло, придётся постараться.
Вместе с четырьмя растяжками дна всего в сумме мы имеем 18 оттяжек. Большая часть петель оттяжек, впрочем, шнуром не оснащены. Но если ставить в условиях сильного ветра, то растягивать придётся на всё и вся.
Я везде изо всех сил старался избегать ночёвок в местах, где меня может раскатать ветром. Лишь дважды зимой пришлось разбивать бивак в потенциально опасных местах, но мне повезло.
Поэтому ветроустойчивость я могу оценивать лишь субъективно.
Ветроустойчивость сама по себе состоит не только из каркаса, но и от ткани тента, расположения растяжек, формы палатки.
Access не рассчитана на совсем уж суровые условия. Ей нечего делать в высокогорье, в зимних полярных походах и вообще везде, где может очень хорошо дунуть. То есть в ней безусловно безопаснее, чем с Hubba NX или простыми ультралайтовыми палатками с весом менее килограмма. Но до хорошей палатки куполом с тремя дугами она всё равно не дотянет.
Про долговечность и срок службы.
На дворе 2021 год - спустя три года после покупки палатки. Теперь пора оценить состояние палатки.
Как оказалось, я не зря указывал выше про вероятность постепенного отслаивания проклеечных лент на тенте. Все так и произошло. По чуть-чуть там, понемногу здесь.
Как ни странно, но дно палатки пострадало, кажется, меньше, чем тент - кое-где появились мелкие дырочки и потертости.
Общая наработка составила примерно 45 ночевок, и под эксплуатацию с дождями палатка больше не годится. При этом внутрянка сама по себе ещё очень даже целая.
За время эксплуатации я ни разу не попадал с этой палаткой в шторм, и даже вообще в сильную непогоду. И всегда вовремя её сушил - т.е., условиях эксплуатации можно даже назвать мягкими.
Отсюда вытекает два следствия. Первое - легкие ткани тентов живут не долго, как ни крути. Второе - с проклейкой швов у компании MSR что-то не то 🙂
Это выводит палатку в категорию "для спортсменов", для двух-трех мероприятий, после чего палатку можно списывать. Для более любительских походов подобное изделие станет просто тратой денег.
Выводы
Плюсы: лёгкая для зимней палатки; гибкий и прочный каркас; большое количество оттяжек; небольшая занимаемая площадь; комфортный жилой объём; возможность выбрать яркий цвет кроме стандартного защитного.
Минусы: отсутствие вентиляции; неудовлетворительные свойства резинок у сегментов дуг; маленький объём тамбура; небольшой срок службы.
Отличная соло-палатка для зимних походов высоких категорий в регионах с неэкстремальной ветровой и снеговой нагрузками. Заточена чисто под спорт, срок службы тоже как у гоночного автомобиля. Абсолютно бессмысленна для любителей.
Как вариант, может подойти под очень короткие, с одной-двумя ночевками, зимние походы.
Под межсезонье палатку рекомендовать нельзя - слишком быстро начинает протекать.
Цена на 18.04.2019 - 50150 руб.
Не удержусь и прокомментирую цену. Свою Access в прошлом году я приобрёл на 60% раза дешевле, хотя и при этом мне пришлось на неё откладывать несколько месяцев.
Из чего складывается цена сегодняшняя, мне искренне непонятно. В прошлом году я, имея скидочную карту магазина Спортмарафон, приобрёл палатку по тому же ценнику, что на сайте производителя. На сегодняшний день палатка там стоит всё те же 500 долларов, то есть те же самые 32 тысячи рублей...
Понятно, что многие дилеры в РФ накручивают цену выше розницы за границей, но в данном случае это выглядит уже чистым барыжничеством.
Так что по поводу вопросов о баснословной стоимости MSR в России - к официальному поставщику, т.е., к Альпиндустрии.
Дополнительные ссылки по теме
Конденсат, вентиляция и температура внутри палатки
Внутренние и внешние дуги, плюсы и минусы конструкции
Зачем палатке юбка и нужна ли вообще
Однослойная палатка зимой - сравниваем с двухслойной
Двухслойная или мембранная палатка? Сравниваем друг с другом
Благодарность леопарду за полезные материалы можно выразить переводом на карту любой символической или иной суммой.
Деньги пойдут на оплату сайта, а что останется - в миску автору. Чем меньше он будет искать себе пропитание, тем больше хороших статей напишет 🙂