Что тогда такое девиантное поведение? Это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в современном сообществе, в котором изначально жил индивид. Да, наше сообщество насквозь пропитано разными негласными и гласными, но устными законами, которые вроде бы все должны соблюдать. Это необязательно какие-то нормы поведения на людях. Это и жизненные ценности, и отношение к политике, религии, и прочее, определяемое именно на сегодняшний момент бытия. Как правило, тот, кто игнорирует то или иное такое устоявшееся правило, сразу бросается в глаза. При этом сообщество делится на разные маленькие группки, ячейки, крохотные сообщества, в которых тоже есть свои нормы поведения.
Откуда появляется девиантное поведение у, казалось бы, полностью психически здорового человека, который ушёл в поход, экспедицию или ещё куда-нибудь, а вернулся не таким? Вернёмся вновь к началу.
Как мы уже рассматроли ранее, одним из вариантов виртуального спутника является покровитель. Самый распространённый – это Бог. Когда всё плохо, люди часто к нему обращаются, и многие возвращаются в исходное общество набожными людьми, вплоть до фанатизма. Фанатизм в вере – это как раз одна из вариаций девиантного поведения. При этом, если в психике человека уже имелись проблемы, надломы, тем более ярым станет его фанатизм.
Теперь о спутниках. Тех, которые с нами всегда. Таких спутников мы придумываем, выдумываем сами. Но насколько сильно в нас свойство самовнушения? Ведь всё, что мы выдумаем, может стать вещественным для нас. Воображение, в том числе, отвечает за интерпретацию того, что получили наши глаза. Это важно. Когда мы придумываем спутника, на его образе, модели поведения, могут отобразиться наши склонности. Или страхи. Желания. Все сильные эмоции, которые нас сопровождают в моменты длительных трудностей. Рассказы про призраков, преследующих убийц, мнимых или истинных, или тех, кого сопровождает комплекс вины – правда. Чаще всего такие призраки – случайно созданные воображением спутники. От них очень сложно избавиться и они могут в буквальном смысле свести человека с ума.
Любое недовольство человека обществом, если таковое вызвано девиантной социальной адаптацией, способно породить устойчивого виртуального спутника, который будет развивать эту девиантность дальше и глубже, возможно вплоть до патологической. Почему так? Потому что очень удобно и просто прекрасно получить друга, который во всём тебя понимает и поддерживает. А потом вернуться в то общество, которое не понимаешь, в котором трудно жить, и убедиться, что у тебя на всем белом свете один-единственный друг.
Это, кстати, хорошо отображено в шаманизме и тотемизме. Дух-покровитель, дух-спутник, тотем, согласно этому мировоззрению, всегда пытаются помочь тому, кого опекают и толкнуть их к хорошему, но в соответствии со своими понятиями о добре и зле. Это прекрасно отождествляется и с психологией. Что такое хорошо или плохо? Те самые устоявшиеся нормы современного общества, не более того. Человеку они могут не нравиться, зачастую в глубине души. Отсюда и начинает появляться девиантность, отличие от этих норм, которое поддерживается воображением, выдуманным виртуальным спутником. Учитывая общую эффективность самогипноза, результат будет.
Конечно, классификация и анализ девиантного поведения на самом деле очень плавающие, и в науке нет точного ярлыка, что конкретно считать отклонениями. Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержательно. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и т.д.) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер, или только деструктивный. Ведь если брать эволюционную психологию, некоторые её утверждения или теории, то у многих индивидов поведенческая девиация носит и конструктивный характер, необходимый для формирования какого-либо положительного признака, который впоследствии может закрепиться у всей эволюционной ветви.
Если уж на то пошло, то стоит рассмотреть социологическую классификацию поведенческих реакций человека. И, кстати, не только человека, но и вообще социальных животных.
Так как подобных классификаций не одна и не две, то рассмотрим достаточно распространённую модель Р. К. Мертона. Итак, возможное отношение индивида к обществу, как правильное, со стороны этого самого общества, так и неправильное, девиантное:
1. Подчинение - подчинение и целям, и средствам достижения целей общества;
2. Инновация - подчинение целям общества, но не средствам их достижения;
3. Ритуализм - цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается;
4. Ретретизм - уход из общества, несогласие с целями и средства достижения целей;
5. Мятеж - попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства.
Думаю, у всех нас есть знакомые, которых можно причислить к самым разным пунктам этой классификации.
Конечно, возможные девиации характерны у тех, кто уже склонен к каким либо отклонениям в поведении и наклонностях, даже в душе. Психически здоровый человек от виртуальных спутников получит только пользу. С другой стороны, когда вопрос стоит о вашем выживании, стоит ли копаться в душе и думать, станем ли мы шизофреником, если кого-то себе придумаем?