Рассказ о зимнем одиночном походе по Тункинским Гольцам

Exif_JPEG_420

Это небольшой рассказ о моём одиночном зимнем походе. В нём я хочу показать, что на самом деле я не занимаюсь чем-то экстремальным и сложным, это вообще довольно простые мероприятия. Из разряда вышел и пошёл. Да, мои походы требуют какого-то опыта, и у меня, наверное, какой-то даже есть, пусть и довольно специфичный. Хожу я тоже чисто по своему. Сей рассказ и должен это подчеркнуть, а также дать представление, в каких условиях я обычно хожу и что вытворяю со снарягой, хоть своей, хоть спонсорской.

В Аршан я приехал поздно. Во-первых, в принципе ошибся с временем прибытия поезда в Иркутск. Во-вторых, мой рюкзак категорически некуда было устроить в микроавтобусе, куда меркантильный водитель понапихал максимальное количество сидений, в связи с чем у нас с ним вышло глобальное недопонимание ценностей друг друга, едва не переродившееся в конфликт. В третьих, водитель вначале просто собрал билеты с пассажиров, а потом уже начал их смотреть. К его крайнему негодованию, оказалось, что один билет вчерашний и уже погашенный, а значит один хитрый пассажир собирается отправиться в Бурятию на халяву. Водителя сей момент ни разу не устраивал, но вычислить зайца возможности у него уже не было, так что он прибег к единственному рычагу воздействия, который у него оставался - отказался ехать до тех пор, пока заяц не найдётся сам.

Заяц попался терпеливый, водитель тоже. Возникшая между ним, пассажирами и диспетчером перебранка абсолютно ни к чему хорошему не привела, зато всех взвинтила. В конце концов, ехать водителю всё равно пришлось, но выехали мы с ощутимым запозданием.

Суммировавшись, обстоятельства доставили меня в Аршан не в полдень, когда я бы мог стартануть в каньон Кынгарги, а к 17.00. Оставалось лишь искать жильё на ночь.

В связи с нехваткой финансов долго торговался с бабушкой на дороге и договорился на 400 руб за ночь. Когда я пришёл в домики, то оказалось, что сдаёт их её дочь и она за 400 руб сдавать отказалась, требуя 500. Пришлось соглашаться.

Всё бы ничего, но ведь это были новогодние праздники и за стенкой помещение сняла толпа молодёжи, всю ночь распивавшая спиртные напитки под максимальную громкость магнитофона. Перепившись, они вели себя довольно буйно и я всю ночь не спал.

Наверное поэтому я вышел с Аршана ещё в 8 утра, под свет фонаря быстренько добежав до перевала Дураков.

Чёрт его знает, как он называется нормально. Как его только не зовут. Местные - Сапункой. Кто-то перевалом Путешественников. Кто-то перевалом Дураков. Но, все как один его терпеть не могут, а если он и кому-то нравится, то это разве что говорит о его извращённом садомазохизме.

Перевал некатегорийный и представляет собой обход водопада в каньоне через спускающееся к нему ребро хребта. Перепад высот небольшой - 80 метров. Но они скользкие и в одну сторону довольно крутые. Летом, как я понимаю, ещё вполне ничего, но вот зимой перемещение с тяжёлым рюкзаком без кошек может привести к тому, что пешеход вместе с рюкзаком домчится до низа за несколько секунд и мякнется в незамёрзшую Кынгаргу.

Мне повезло - на замёрзших водопадах чуть выше по каньону предыдущие дни тренировались Красноярцы и вытоптали перевал до земли, так что не надо было ни надевать кошки, ни доставать ледоруб. Проскочил ходом, глотнув какао в беседке под перевалом.

Каньон Кынгарги прекрасно иллюстрирует тезис неприемлемости волокуш в здешних местах.

IMG_0366 IMG_0367 IMG_0368

На третью ходку я был на Стрелке.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Тут оказалось, что фотоаппарат помер и в дальнейшем мне оставалось фотографировать только на свой копеечный телефон, и то лишь тогда, когда он оттаивал и не запотевал.

Пока шёл по Кынгарге до Стрелки, меня обогнали двое местных, а один прошёл мне навстречу.

После Стрелки я встретил девушку, которая шла от альпинисткого зимовья, куда направлялся и я.

До зимовья дошёл в общей сложности, вместе с отдыхом, за шесть часов, в пять ходок. Умотался. Сказывалось и то, что в поезде я простыл и уже с утра пришлось принимать антибиотики. Зараза прилипла легко, учитывая что в начале декабря я жёстко переболел чем-то инфекционным и тоже прошёл курс лечения антибиотиками.

На зимовье находились охотник - молодой Доржик - и Саша Травник. Доржик после моего прихода выдвинулся в Аршан, а я, прихватив бутыли для воды, отправился на разведку тропы в район вершины Трёхглавая.

Собственно, разведывать нужно было лишь направление. На Трёхглавую ночью ушёл работать соло-альпинист (я буду называть его Альпинист), бивший четвёрку на центральную вершину. До этого они с Сашей Травником пробили в цирк тропу, причём и Саша, и та девушка, которую я встретил на пути сюда, сходили на Южную Трёхглавую, что собирался сделать и я, а значит задача по предварительной тропёжке попросту выпала.

Ночью выходили с Сашей и смотрели на вершину, откуда периодически был виден свет фонарика - там работал Альпинист.

К утру он так и не вернулся и мы с Сашей вышли на Южную. Я забросил в свой рюкзак пенку, спальник, аптечку, термос и немного еды.

Было довольно тепло, но в цирке встречный ветер настолько вымораживал, что мне пришлось надеть на морду пуховую маску, которую я снял только поднявшись на ребро.

Перед кулуаром подъёма на ребро надели кошки. Ветер вырвал у меня чехол от кошек и отнёс ниже. Решил поискать негодника на обратном пути.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Поднявшись на ребро, мы увидели Альпиниста, уходящего в спусковой кулуар. Закрыв, таким образом, поисковые работы, мы отправились на вершину, рюкзак я оставил на ребре.

Exif_JPEG_420

На вершине погода была на редкость изумительной. Редкий случай, когда с вершины не хочется свалить сразу же, после того как дотронулся до тура. Ветра не было, яркое солнце, абсолютная тишина. Попили чаю, посидели и стали спускаться обратно.

Спустившись в цирк, почувствовал себя старым и уставшим. Сердце давало о себе знать не только биением, но и ощутимым покалыванием. Кишечник, внемля убитой антибиотиками микрофлоре настойчиво требовал присесть под куст, на что я отвечал возмущением и размахиванием руками - дескать, посмотри вокруг, чувак, тут нет кустов, холодно и ветер. Ещё и пришлось сделать тропёжный крюк и подхватить удравший чехол от кошек.

Следующий день всем трио отсиживались по погоде. Она хмарилась и то и дело затягивала плотным одеялом окружающее пространство. Провёл много времени в беседах с Сашей о Тибетской медицине, различных обрядах и культах, источниках-аршанах, животных, религии и местных бурятов. Много писал и ел антибиотики, но с вечера приём категорически прекратил, отдал оставшиеся простывшему Сашё и нажрался лоперамида, устав бегать по кустам.

Раазбирал Сплавовские чуни, ходил в них вокруг, в том числе на снегоступах, любуясь природой. Поставил ряд экспериментов со спонсорским зарядником.

За неимением непосредственного наличия подопытных в отношении продуктов, кормил экспериментальными затеями Сашу травника и Альпиниста.

Утром ушёл по тропе до зимовья Надежда.

Exif_JPEG_420

Там надел снегоступы и пошёл топтать по целику в район хребта.

На границе леса под прямым углом пересёк пешеходные следы. Я же протропил к месту гибели Александра Игнатьева, 3 марта 2016 года задавленного лавиной. Это произошло при мне, когда я пытался пройти этот же самый маршрут и проходил участок вместе с командой лыжников из Нижнего Новгорода.

Почтив память Александра, я поднялся на хребет. Вначале шёл на снегоступах, потом по кулуару в кошках, потом по склону напрямую.

Exif_JPEG_420

Самочувствие было прекрасное. Я бы даже сказал отличное. Рюкзак не чувствовался за плечами и я был счастлив. Усталость просто не приходила, оставшись на зимухе.

С перевалами тут путаница. На одной карте и в навигаторе у меня перевал Аршанский обозначен в одном месте, на другой карте в другом. Местные, которые в картах соображают на уровне понимания Х. Колумбом основ ракетостроения, вообще не парятся и делят перевалы на летний и зимний. Пояснение на пальцах где и какой находится сводится к таким методам счисления, что эскимосы сдохли бы от зависти, но разобраться в этом "белому" человеку невозможно в силу неотягощённости знаниями местной терминологии. Вроде бы я чего-то соображаю, а понять всё равно не могу. Впрочем, чего с леопарда взять?

Мне было абсолютно по фиг, где перевал находился, ибо всё равно собирался сделать длинный траверс - пользуясь хорошей погодой.

Поднялся я на хребет примерно в том месте, откуда отвалился карниз, похоронивший в прошлом году Александра. То есть, на то место, где обозначен на навигаторе перевал. От него я начал длинный траверс через то образование, что в навигаторе у меня обозначено как вершина Снежная.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Прогулка лёгкой не была. До Снежной пришлось тропить вначале без рюкзака, а затем долго и нудно за ним возвращаться.

Путь западнее Снежной оказался ещё сложнее, так как лавиноопасность резко повысилась. Высмотрев в конце концов подходящую седловину, как базу для окончания траверса и последующего сваливания в одну из Федюшек (речка), я упёрся в непроходимый для меня лавиноопасный кулуар. Помучившись, "на цыпочках" и не дыша прошёл под висящим карнизом и залез на разрушенный останец, по нему облез карниз уже с другой стороны и вывалился на седловину.

Так как записки в туре не было, идентификации перевал не поддался. Первоначальная разведка показала, что в теории спуститься с него можно безопасно.

Теория дала трещину на середине спуска. Надо сказать, что в начале спуска я, матерясь, на свой страх и риск, должен был пересечь лавиноопасный кулуар и спускаться рядом с ним, цепляясь за кусты и ветки деревьев. Схема прекрасно, хоть и неторопливо, работала до тех пор, пока я не прилепился к большому кедру, ниже которого был скальный сброс, спуститься по которому с рюкзаком свыше 25 кг я не мог при всём своём горячем желании.

Я не нашёл ничего лучшего, как снять рюкзак, зависнуть на сбросе, держась одной лапой за кедр и, попытавшись раскачать родной баул, перебросить его на два метро вправо, чтобы он зацепился за уступ четырьмя метрами ниже.

Наивный. Рюкзак я не добросил и он аккуратненько ушёл в кулуар, в силу случайности уцепившись в пятнадцати метрах ниже за единственный торчащий из него камень.

Скотина, подумал я. Вот не мог ты улететь до самого конца? И как мне тебя оттуда доставать?

С помощью ледоруба спустившись ниже и вздохнув, я перелез к кулуару, зацепился ледорубом за молодую кедрушку, вытянулся и зубьями кошек спнул рюкзак с камня вниз.

Как он летел!

Мне показалось, что я слышу стоны всех моих "спонсоров", выдавших на тестирование снаряжение. Мои снегоступы! Моё зарядное устройство! Моя карбоновая лопата! Мой коврик! Мой жилет! Ну и тому подобное.

Первую половину полёта я видел, вторую только слышал. Судя по производимому шуму и полёту куропаток внизу, в цирке, рюкзак на полной скорости врубился в кустарник и промчался по нему дальше, существенно облегчая мне путь через подлесок.

Я ещё подождал, надеясь, что по кулуару сойдёт лавину. Не сошла. Это поставило меня в ещё более щекотливое положение. Я надеялся, что путь расчиститься, а на рюкзак, если его всё таки завалит, было по фиг, со всем его содержимым. Я мог закопаться здесь в сугроб и завтра выйти обратно на зимовьё Федерации Альпинизма.

Аккуратно спускаясь вдоль кулуара, подобрал на его краю ножны от ножа. Сам-то нож у меня был прочно закреплён верёвочкой за рюкзак, но последствия кувыркания рюкзака с болтающимся вокруг него острым ножом могли быть куда более зрелищными, нежели закапывание его лавиной.

Нижняя часть кулуара была очень плотной. Расстояние между ударами рюкзака о снег здесь достигало десяти метров. Хорошо шёл!

До рюкзака пришлось тропить. Эта зараза оказалась в полнейшем порядке и явно устала меньше меня, что было исключительно обидно. На самом деле у меня была мысль поиграть в бобслей в кулуаре, очень навязчивая, но меня остановило только то, что я мог либо свернуть не туда, либо проехать существенно дальше рюкзака и потратить потом на его поиск много времени, поэтому пришлось идти на своих двоих.

Надев снегоступы и жалея о том, что рюкзак дальше сам не пойдёт, я начал тропить к Федюшке.

Как только её пересёк, то вышел на снегоступный след, который ниже перешёл в пешеходный. Я спускался по нему до левого притока, по которому собирался уйти наверх. Бросив в устье рюкзак я произвёл разведку, надеясь на тропу на одном из бортов или по руслу.

Фиг. Не нашёл даже намёка на летнюю тропу. Всё завалено камнями, буреломом, чепыжником и заросло поверх ольхой и прочей гадостью.

Зато, ниже устья я нашёл выворот земли от упавшего дерева. Он был тесно забит камнями, но из-за того, что земля была мягкой, я смог их выковырять ледорубом, разровнять пол и устроить себе шикарное убежище.

Exif_JPEG_420

Собрал печурку-щепочницу Герри (Герри, я ею часто пользуюсь, причём холодными зимами, которыми ты обычно где-то по лисьему отлёживаешься в норе), тут же наломал на неё дров с корня дерева.

Следующий день превратился в адовый. Началось всё с того, что я проснулся на сдувшемся спонсорском коврике (другого у меня не было). Покрутив его в лапах я пришёл к выводу, что произошла неприятность с клапаном, но её природу определить не смог.

Продолжилось всё тем, что я начал тропёжку с самого невыгодного положения и по руслу незамёршего, забитого снегом, ручья. Периодически я вылезал на борты в надежде найти что-то более проходимое, но тщётно.

Я топтал пять часов с четырьмя перерывами в десять минут. За день по прямой я прошёл полтора километра.

В одном месте я всё таки провалился в воду. Было неглубоко, едва ли по колено, но я никак не мог выбраться. Снегоступы упирались в край льда снизу и я не мог их вытащить. В ботинки затекала вода. Рюкзак положить некуда. Пробитое во льду отверстие забило снежной кашей и определить его границы визуально я был не в состоянии. Борта ручья были мне по грудь, с глубоким снегом и выбраться из русла было невозможно.

Потоптавшись на месте, я всё же вылез из ямы и двинулся дальше, но мокрые снегоступы тут же покрылись толстым слоем льда. Остановиться решительно было негде и мне пришлось протащиться с полста метров, прежде чем я смог снять с себя куски льда, прежде бывшими снегоступами GV и с помощью ледоруба и ножа привести их в исходное состояние.

Кульминацией дня стал участок с водопадом. Чтобы забраться на борт водопада, мне пришлось долго и тяжело тропить в подъём без рюкзака, а затем спускаться за ним.

Штаны полностью обледенели до пояса, жилет со спины и руки до локтя тоже. Внутри я был мокрый, как свежеискупавшийся леопард.

Надеждой моей было дерево в конце подъёма и огромный камень рядом с ним. К моему разочарования, здесь было абсолютно непригодное место для ночёвки и мне пришлось, затащив сюда рюкзак, надеть снегоступы и идти к следующей группе деревьев.

Ровной площадки здесь не было, зато было много дров. Ветер дул с перевала и я в корнях с подветренной стороны устроил лежанку из лапника, рюкзака, сапогов и сдувшегося коврика. Тент натянул экраном, а между ним и лежанкой разжёг большой костёр, на котором и сушился.

Exif_JPEG_420

Заодно зарядил свой сотовый. Памятуя о том, что добровольно зарядник в полной мере на морозе ничего не отдаст, положил его в костёр погреться, потом уже засунул с обледеневшим сотовым в карман.

Ночью ветер сменился и стал дуть снизу от меня. Меня спросонья сей факт очень устроил, потому что от тёплого дыма стало ощутимо теплее и внутри спальника. Дышать мне дым не мешал, так как я попросту от него отвернулся. Зато утром оказалось, что самонадувастик съехал от меня поближе к теплу погреться и в нём оказались дырки от искр.

Утро принесло вместе со сменой ветра снежок и плохую видимость. Знай я точно, где находиться этот чёртов перевал, я бы пошёл бы и в такую погоду, но перспектива блуждать по цирку аки ежик в горном тумане меня не устраивала, разве что вместо лошадки на мои крики придёт местный снежный барс и погреет меня, благо пушистый, хороший и вообще родственник.

Пришлось задуматься о днёвке. Тент у меня на дугах и требовалась защита от снега, но поставить его решительно здесь негде. Единственным ровным местом обладал костёр, что и определило его судьбу.

Раскопав снег ниже вокруг торчащего из склона пня, я укрепил его парой тоолстых сучьев и перенёс туда костёр. Угли перетаскал на лопате. Потом полностью вычистив место костра от любого намёка на моё потенциальное аутодаффе, я завалил яму лапником и, изматерившись, поставил туда тент. Получилось криво, но зато тепло и защищённо от снега.

От нечего делать заклеил в коврике семь дырок от костра, но его это не спасло. Клапан я отогрел, но коврик всё равно быстро сдувался (как оказалось потом дома, я плохо заклеил одну из дырок). Потом занялся писаниной.

Утро принесло хорошую погоду и я отправился к перевалу с надеждой на лучшее, разбившуюся о три совершенно вымотавших меня лавиноопасных распадка и полное отсутствие наста. Точнее, наст был за сто метров до перевала и сто метров после него.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Перевал был некатегорийный, поэтому я прошел его не снимая снегоступов, лишь на подъёме приподняв подпятники.

Спуск с перевала начался легко и просто.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Закончился тем, что я прошляпил заход в каньон и мне пришлось его проходить 🙂 Естественно, без верёвки.

Exif_JPEG_420

Из-за наличия в нём воды, проходить его было втройне интересно.

С русла я вылезти не мог, топтать свыше пяти часов тоже.

Последнее напрягало. Видимо, действительно стал уже не тот. Пять часов тропёжки в четыре ходки с десятиминутным интервалом, с каким-то несчастным рюкзаком в 25 кг за плечами и я уже выложился... В общем, снова прошёл по прямой полтора километра.

Ровной площадки с защитой от ветра не было. А ветер к вечеру начался по низу очень холодный и ощутимый, подмораживало.

Быстренько построил шалаш из лапника, закопав снегом его наветренную сторону.

Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420 Exif_JPEG_420

Костёр не делал, не было ни сил, ни настроения. Сварил ужин на печурке Герри.

Ночью было 25 ниже ноля и я подмёрз снизу, так как грунт здесь плотный и промёрзший. Элементарно забыл под лапник положить сушняк.  Бывает. Распределил снизу два мешка с крупами и заснул спокойно.

Утром не варил ничего, попил вчерашнего какао и начал тропить в сторону Эхе-Гола, с тяжкими мыслями.

Exif_JPEG_420

Тяжесть мыслей вызывалась тем, что с моей скоростью перемещения я не успевал пройти через Билюты к озвученным срокам. Я понятия не имел, есть ли тропа по Эхэ-Голу или от Китоя вдоль по Федюшке, и если её там нет, то топтать мне ещё неделю даже по короткому кольцу. На длинное  же кольцо существенно больше.

Вначале спускался по руслу ручья, но потом уклон резко увеличился. Надел кошки и продолжил спускаться по льду. Пару раз брякнувшись и провалившись в воду (неглубоко), понял, что вариант тупиковый, поэтому по удачно подвернувшемуся курумнику вылез на правый борт и начал спускаться по нему, местами даже подсекая следы летней тропы.

Вывалившись на Эхэ-Гол я провёл рекогносцировку троп. Вообще ничего. Разведка показала, что идти удобнее было сейчас по правому берегу, что я и сделал, вынужденно уходя в сторону Китоя.

Шёл быстрее, чем в районе перевала, хотя местность и была сложной.

Exif_JPEG_420

Вымотался, но к месту бивака пришлось решать иную проблему - я мало того, что снова был весь мокрый, так теперь у меня ещё и спальник был отсыревший.

Место для ночёвки нашёл хорошее. Гигантский поваленный кедр с дуплом - подгнившей и затем выеденной муравьями сердцевиной. На ложе упало очень много трухи, сухой и мягкой, как перина. Расположившись в дупле, я спилил с пня большую "щепку", нарезал ольховника и соорудил сушилку для спальника.

Высушился весь. Отлично поел.

Спать в дупле было исключительно тепло и уютно. Так как был сухой, использовал паробарьер.

Exif_JPEG_420

Утром тоже хорошо позавтракал и начал тропить дальше. Через ходку, обходя прижим, я вышел на русло и обнаружил на той стороне реки зимовьё.

Зимовьё было совсем свежим, построенным буквально вот-вот, перед этой зимой. Следы от него вниз были позавчерашние.

По тропе до Китоя я дошёл за большую ходку, вывалив к нему в районе 13.00.

Следы по тропе принадлежали человеку ниже меня ростом, явно заходившим сюда по охотничьим делам. Примерно с середины пути я подсёк следы уже вчерашние, причём с собакой, что меня напрягло, так как я считал, что если местные и ходят сюда, то без собак.

В устье Китоя я засел на берегу в раздумье с чашечкой какао. Китой встал, хоть и парил местами бездной полыней.

Раздумье моё вызывала база на другой стороне реки. Во-первых, мне был неясен её статус и принадлежность. Она принадлежала предпринимателю Алферову, который тут погиб где-то рядом. Чья она сейчас, было непонятно. А ещё мне говорили, что зимой здесь никого нет.

Следы через реку были переметены, но я чуял, что база обитаема, но обитаема по-своему. В лесу ты ощущаешь всё по другому и гораздо острее. Сидя здесь, я чуял знакомый многим одиночкам-путешественникам запах анархии, витавший над базой. Глаз отмечает сам разные мелкие детали, складывающиеся из раскиданного пазла в единое целое. Здесь живут совсем по-другому, по-своему, оставив привычные устои далеко позади. И да, здесь именно живут, не так, как охотник в зимовье. Я чуял запах более постоянного поселения, но запах анархии, о котором я говорил выше, заставлял меня уйти дальше, вниз по Китою, забыв о неписанных законах вежливости - проходишь мимо, зайди.

Я предпочёл пройти мимо. Оправдал себя тем, что если база обитаема, то денег на постой у меня всё равно нет.

Я бы ушёл, но меня обнаружили и тормознули две лайки. Более старая и опытная сука, учуяв от меня букет запахов, бросилась обниматься и гладиться, но крупный кобель кружил вокруг и рычал, хотя я  и готов был приласкать его ледорубом.

Хозяина собак я обнаружил почти сразу, но понадобилось время для того, чтобы он пересёк Китой и добрался до меня. Это был русский, в руках у него был топор и вид он имел сугубо криминальный. Ещё от него пахло хмельным.

Поздоровались, поговорили. Чувак офигел от одиночки-туриста здесь, в январе. Базу он охранял. У его напарника было ДР и я был вежливо приглашён, если, конечно, я имел время.

Время я нашёл и, оставив человека (он пошёл за дровами), я вернулся на базу и ввалился в жилой домик, где занимался стряпнёй ещё один человек, ещё более криминальной наружности 🙂

Умял большую тарелку макарон с крупными кусками кабарги. Как я понял, спиртного у них не было, но они вышли из положения, поставив брагу. Начали они её то ли вчера вечером, то ли сегодня утром, но в общем я им с ней помог и к вечеру мы порядком её выхлебали.

К темноте пришёл охотник Саёл, из местных. Продолжили вечеринку под блатнячок. К тому времени, после показа фотографий моих ночёвок я стал уже своим человеком. Топилась банька, брагу мы допили. Хозяев вырубило, Саёл хоть и жаловался на малое количество, тоже неплохо был вдат, но, он пожалуй, ведро бы браги ещё смог бы усилить, мужик крепкий 🙂 Мы с ним говорили о снаряжении, охоте и смотрели видеозаписи бурятских празднеств, плюс записи соревнований традиционного характера по разбиванию костей (необходимо ударом руки перебить кость, которая удерживается второй рукой).

Меня брага почему-то взяла не очень (да потому что подливал себе через раз да через два), поэтому в бане мылся, судя по всему, только я. Переночевав в отдельной избушке, ранним утром я тихонько свалил с базы.

Вчерашним утром с базы в Аршан ушёл охотник, и я шёл по его следам. Тропа хоть и была, но довольно адская в плане надёжности. Судя по следам, бурят был немного побольше меня. Вначале он шёл быстрее, потом наша скорость сравнялась, а к цирку перед хребтом чуть быстрее шёл уже я. К цирку я вышел за три ходки, рассчитывая забраться на перевал в 13.00.

Мечтам сбыться не удалось. А сзади ещё подгоняла наступающая непогода.

Exif_JPEG_420

Перевал оказался жутко противным. Как сюда лез местный, фиг его знает. Кулуар здесь был непроходим в силу лавиноопасности, а каменистая часть упорно требовала наведения верёвочных перил. Местные-то почти всегда, когда ходят через горы, таскают с собой верёвку, но у меня то её не было. И поэтому я вынужден был, торопясь, пока меня не накрыло, со своим здоровенным баулом с ходу подниматься лазанием. Лазание несложное технически, но щекотливое физически и психологически, с дополнительным отягощением в виде набитой 125-ки рюкзака.

Пройдя скальник, на седловину зашёл на передних зубьях кошек и вгрызаясь в фирн ледорубом.

Едва успев позвонить и отметиться в выпускающую организацию, я скатился вниз к лесу и там своим старым следом пошёл на зимуху Федерации. Первоначально, так как я собирался идти на вершину Братчанка, предполагалось остановиться на зимовье Надежда, но вот только дров там не было вообще никаких.

На зимовье Федерации обнаружился Доржик с племянником. Из-за печки Доржик достал пятилитровую бутыль с брагой и я понял, что меня ждёт логичное продолжение вчерашнего.

От устья Эхэ-Гола до зимовья я добрался сюда за восемь часов или шесть ходок. Неплохо выложился, фактически до конца.

Следующий день оказался пустым по погоде. Всё, что я сделал, это перебрал и посушил снарягу, много написал, да чуток поэкспериментировал.

К сожалению, предпосылок к хорошей погоде не наблюдалось и в 8.20 последующего дня, при свете налобного фонаря, я отправился в Аршан. В 10.40, добравшись в три ходки, я уже покупал сахандалю на рынке, но к автобусу в 11.00 на Иркутск не успел, так как эта зараза свалила в 10.50, на десять минут раньше. Пришлось тусоваться до 15.00, соответственно опоздав на поезд из Иркутска и обрёкши себя ещё потом на длительную отсидку там.

Собственно, на этом мой небольшой поход и закончился. Он вышел довольно интересным, хоть и не сказать, что насыщенным. Увлекательное и несложное небольшое путешествие, подбросившее в мою копилку опыта порядком монеток, что и было, в общем-то, главной целью. Зимние красоты пусть и небольших, но всё же гор, тоже переоценить сложно. Кому-то проще смотреть на них по телевизору, лично мне воочию.

Остаются в душе лишь нотка сожаления - уже сейчас, сидя дома и печатая на клавиатуре, понимаешь, что тебя вновь тянет куда-нибудь на заснеженную окраину мира 🙂

3 комментария

1. Отлично сходил! А как все описал…прочитал одним залпом. У меня тоже фирменный надувастик сдох, на третью ночь, клапан навернулся, теперь как то нн доверяю надувастикам. Вопрос: а поход регистрировал в мчс? Или так ходил?

2. В МЧС не регистрировал, отчитывался только в свою выпускающую организацию 🙂

Я сейчас полностью буду переходить обратно на обычные пенки, от самонадувастиков буду отказываться. Конечно, если дадут на тестирование, другое дело, но сам ни-ни 🙂 Термарест свой буду продавать, куплю тоже термарест, но уже пенкой.

3. Соглашусь, что перевал Аннапурна (или Пьяный перевал, или перевал Дураков) весьма противный: крутой подъём (со стороны Аршана), узкая осыпающаяся тропа, хорошо хоть, корни помогают при подъёме… Так я думал раньше, дважды поднявшись на него, до того момента как … случайно не обнаружил на вершине альтернативный спуск, причём очень удобный, тропа широченная, склон земляной с корнями, не известковый, как тот, по которому поднимался до этого, идти одно удовольствие, просто небо и земля. Секрет в том, что начало подъёма менее заметно, многие просто проходят мимо. Чтобы попасть сюда, нужно от начала первого подъёма на перевал (где лестница, спускающаяся к первому водопаду) пройти назад по тропе в сторону Аршана всего метров 20-30, здесь и увидите начало альтернативного подъёма, тропа безопасная в отличие от первой.