Популярная некогда и перешедшая нынче в разряд Old School горелка Svea 123 появилась на божий свет капитализма в 1955 году, и с тех пор пережила несколько модернизаций. Ну а так как горелка действительно получилась неплохой, то ее активно клонировали и выпускали под другими наименованиями.
Соль, обеспечившая популярность этой горелки, заключается в том, что до нее наиболее популярные походные девайсы работали на керосине, плюс в них никто особо не заморачивался уменьшением размеров и увеличением надежности.
Тут, впрочем, придется начать с вешек эволюции.
До изобретения Линдквиста (Франца Вильгельма) керосиновая плита строилась по принципу масляной лампы. Фитиль вытягивал керосин в чашку, где тот сгорал. В смысле просто сгорал. И нещадно коптил при этом, так как полного сгорания обеспечить не мог, а значит, не мог дать и хорошей температуры.
Когда мы читаем «горелка Линдквиста» (для любителей чтива о похождениях путешественников конца 19 и начала двадцатого века) и когда мы читаем «примус» (или Primus), то мы должны понимать одно и то же.
Что сделал Линдквист? Он очень много экспериментировал. В конце концов, он затолкал вместо фитиля в бачок с керосином насос, сделал из чашки нечто вроде стакана, в котором пустил змеевик (трубку предподогрева) для испарения топлива. Змеевик заканчивался отверстием (форсункой), над которым стояла металлическая тарелочка (рассекатель), ударяясь о которую пары керосина смешивались с воздухом.
Это дало высокую температуру сгорания и совершило настоящую революцию в переносных горелках. Конструкция Линдквиста работала в любых условиях и при любых температурах. При условии прямых рук даже ремонтировалась.
На словах выглядит так, будто Линдквист все сделал за неделю в гараже, вечерами, под пиво, и поглядывая в справочник по физике. Но раньше все изобреталось несколько по-другому.
Конструкция получилась довольно массивной, тяжелой (в нашем понимании), а топливопровод забивался сажей, и его приходилось чистить. Чистотой керосина в те годы особо не заморачивались, и тем же полярным исследователям приходилось искать керосин почище.
Не добавлял надежности и насос. Технологии массового выпуска были слегка не те, что позже – хотя, готов спорить на собственный хвост, горелка Линдквиста образца 1895 года была надежнее нынешнего MSR с прилавка Альпиндустрии. Но, готов также верить, что MSR XGK первого поколения была еще лучше.
После Второй мировой бензин стал получать все большее распространение. Логичным, в конце концов, стала попытка создать именно бензиновую горелку. Ведь керосина становилось все меньше, зато бензин теперь был везде, да еще и дешевле.
Идея Svea 123 заключалась в минималистичности и высокой надежности. Бензин в сравнении с керосином куда лучше испарялся, поэтому стало возможным убрать трубку предподогрева и насос, а разогрев бачка во время работы использовать как средство для разгона бензинового пара и, соответственно, смешивания топлива с воздухом. Уменьшение количества элементов и их простота обеспечивали так же и легкость обслуживания.
При создании Svea была модернизирована камера сгорания и ее сместили ближе к бачку. От нее бачок и грелся. В оригинале горелки Линдквиста бачок грелся значительно меньше. В конструкцию вернули фитиль от масляной лампы – по нему топливо поступало в трубку на бачке, где и испарялось.
Свою популярность у альпинистов/туристов Svea 123 потеряла позже при появлении горелок с выносным бачком и насосом. Впоследствии же бензиновые горелки в принципе утратили свои позиции, уступив газовым горелкам. Несмотря на снижение надежности, новые горелки получились удобнее. Что же касается газовых, то они получились еще и безопаснее.
Главный же козырь Svea 123 заключался и заключается до сих пор в следующем: она может валяться в сарае сорок лет, потом ты ее вдруг достаешь, откручиваешь крышку бачка, колотишь по ней плоскогубцами чтобы отлип аварийный клапан, заливаешь бензин, ждешь минут десять чтобы бензином пропитался фитиль, а потом поджигаешь и готовишь. Отсюда и популярность клонов Svea 123 и ее самой, особенно где-нибудь в Азии в глухих районах. Пока владелец MSR чешет затылок, думая из чего вырезать прокладки взамен рассохшихся, либо как заставить ЭТО работать без сломанного насоса, сосед со Svea 123 уже кушает сваренный рис.
То есть произошло некоторое разделение. Если нам нужна бензиновая горелка в поход, особенно если это спортивный поход, то мы покупаем MSR или Kovea, либо что-нибудь еще. Если нам нужна горелка, чтобы жить, мы покупаем максимально утилитарное и надежное. Для этого существует Svea.
Если где-то почитать мелкие буковки у MSR, то там написано: если вы собираетесь куда-нибудь надолго, то обязательно возьмите с собой экспедиционный набор для ремонта (за овер дохрена денег, между прочим). Ну, вот для Svea 123 запчасти если какие и понадобятся, то их можно сделать самому из барахла в том же сарае.
Горелка Svea 123 полностью изготовлена из латуни. Это было сделано для упрощения производства в те далекие годы (ее могли делать везде по миру), для долговечности (незнакомое слово для современной экономики), а так же с точки зрения сохранения тепла в системе (для соответствия справочнику по физике). Маленький бачок горелки преследовал сразу несколько целей: а) он быстро прогревался; б) он быстро заканчивался (топливо либо не успевало закипать, либо его кипение не приводило к появлению летающего огнемета); в) он снижал вес и уменьшал габариты. Что-то мне подсказывает, что вес и габариты были изначально вторичны и специально ими не заморачивались – все как-то само собой получилось. Впрочем, я могу ошибаться – леопард не человек, ему можно.
Если отвинтить крышку бачка, прикрыть один глаз и заглянуть в бачок вторым, то можно разглядеть там фитиль.
Еще раз, для чего он нужен?
Фитиль очень важная вещь. Во-первых, по нему топливо поднимается в трубку испарителя. Во-вторых, оно туда поднимается независимо от количества топлива в бачке и угла наклона примуса. В-третьих, фитиль работает как топливный фильтр. И если поначалу, пока бачок еще не разогрелся до нужной температуры, топливо поднимается по фитилю благодаря капиллярному эффекту, то с повышением давления пары топлива начинают поглощаться фитилем уже по всей своей поверхности и, по большей части, сразу впитываться в верхней его части, по совместительству нижней части трубки испарителя.
В трубке, куда вставлен фитиль, и которая разогрета от предварительного прогрева или непосредственно от сгорания паров, топливо испаряется и устремляется к рассекателю пламени. Ударившись о него, оно смешивается с воздухом и сгорает.
Хорошо работать (сжигать максимально возможное для нее количество топлива за единицу времени с наиболее возможной температурой) горелка начинает при температуре бачка примерно в 60 градусов. После этого горелка выходит на рабочую расчетную мощность, приобретая характерный звук ракетного двигателя на старте. Далее главное не перегреть – иначе стартанет и улетит. Ну или устроит нам репетицию "Кузькиной матери".
Итак, мы разобрались с безусловными достоинствами горелки. Это исключительная простота и надежность.
И надо добавить к ним еще вес и объем. Вес горелки составляет 550 грамм вместе с алюминиевой крышкой защиты. При этом высота горелки всего 125 мм, а диаметр 95 мм. Переносить ее в рюкзаке проще, чем любую из бензиновых горелок современности. К тому же там нет выпирающих частей и не надо бояться сломать что-нибудь при переноске. И даже если в приступе бессилия перед жизненными перипетиями отпинать свой рюкзак, горелка совершенно точно останется целой, скрасив горечь поражений горячим ужином.
Однако же мир несправедлив, и за все надо платить. Вероятно, в галактиках и мирах со счастливой демократией, или такого же счастливого свершившегося коммунизма, все иначе. Но, как мы знаем, хорошо там, где нас нет. Поэтому горелка имеет ряд особенностей в эксплуатации, с которыми или нужно мириться, или же покупать в походы другие горелки. Ну, или эмигрировать в иные миры – каждому по возможностям и доходам.
Начнем с бачка.
Он греется.
Точнее даже по-другому.
Скорость приготовления пищи зависит не только (а на холоде и не столько) от времени на кипячение воды в котле, сколько от времени, которое мы тратим на доведение бачка до рабочей температуры.
Все хорошо при плюсовых температурах. Можно чуть нагреть бачок ладонями, открыть вентиль и налить топлива в чашку разогрева, после чего поджечь и прогреть бачок. И дальше все как по маслу. Если же у нас лапки и им холодно, то просто налить в чашку бензин (при помощи шприца, например), или зажечь там кусочек сухого горючего.
При легких минусах и тем более при ветерке в этих минусах, начинаются легкие проблемы. Емкости чашки категорически не хватает на прогрев. При этом сам по себе, до выхода на рабочий режим, он прогревается очень медленно. В качестве примера: для прогрева горелки при температуре в минус три градуса и с ветерком при готовке на улице понадобилось сжечь три чашечки горючего. При сильных минусах лучше в принципе пользоваться сухим горючим.
(Можно практиковать и иной способ – облить бачок и поддон бензином и поджечь, чтобы уж горело, так горело. Главное, на всякий случай, не стоять напротив клапана сброса давления).
Понятно, что при готовке в палатке разжигать лучше исключительно сухим горючим. Или, согласно наставлениям дедов, ходить с палаткой без пола. Проверено лично : это решает множество проблем - деды не врали. За первичными пруфами – как минимум к Нансену и Берману.
В принципе, для работы при низких температурах под Svea 123 обычно подыскивают насос и ставят фитиль в чашку прогрева, как в современных горелках. Я бы сам, скажу честно, начал с фитиля, чтобы не таскаться с сухим горючим для готовки в палатке.
Затраты времени на выход горелки в рабочий режим при температурах до -10…-15 в штатной комплектации составляют порядка пятнадцати минут. Kovea Booster справляется за три-четыре минуты. Хорошенько потренировавшись можно начинать кипятить со Svea 123 и быстрее, но все равно до уровня хороших горелок с выносным бачком ей далеко.
Примечание – я говорю именно про хорошие горелки, а не что-нибудь типа Fire-Maple Turbo FMS-F5. Я бы лучше пошел в поход со Svea 123.
Едем дальше. Мы зажгли горелку, она работает и греет воду.
Но у нее греется бачок. Это не доставляет никаких проблем тем туристам (в том числе и мне), кто начинал ходить со Шмелей, Дастанов, Огоньков и тому подобное. Где-то было лучше, где-то хуже, но с перегревом бачка сталкивались, пожалуй, все. Современных пользователей, особенно недавно оторвавшихся от родного дивана, греющийся бачок может поставить в тупик.
Если у нас за бортом жара в +35, придется бачок охлаждать. Особенно если котелок на горелке стоит большой. Ну, то есть он закипятится быстрее, чем сожрет свое топливо. Кстати, если на нем долго готовить, то охлаждать придется в любом случае, независимо от забортной температуры. Правда, полного бачка хватит примерно на час работы, плюс-минус.
Зимой ситуация несколько иная – бачок протаивает снег. То есть, с одной стороны, о бачок классно греть руки - и это то, чего мы лишились на современных горелках. С другой стороны, под него нужна хорошая подставка.
Кстати, из-за того, что мы постоянно проливаем бензин при прогреве, а также из-за небольшого диаметра заливной горловины (всего 13 мм), горелка у нас вечно пахнет бензином.
Так как горелка безнасосная, то мощность у нее небольшая. В тестовом заходе на улице при минус трех градусах горелка закипятила литр воды +5 градусов в титановом котелке за 10:50, истратив при этом 21 грамм топлива. Дул ветерок, и я специально не ставил дополнительной ветрозащиты, чтобы посмотреть справиться ли горелка. То есть я ставил ее в нишу из снега, но от ветра полностью не изолировал.
Точно такой же литр воды в этом же котле, в этих же условиях, Kovea Booster закипятила за 6:05. Истратив 24 грамма топлива. Ветрозащиту я никакую тоже не ставил.
Как видим, расход топлива на литр получился похожим, но за разное время. Здесь только голая физика, ничего личного и леопардового. Так как литр воды одинаков, то на его кипечение необходимо сжечь определенное количество топлива. А вот время готовки за счет мощности имеет ощутимую разницу. При топке снега в минусовые температуры хозяину Svea 123 приходится тратить уже сильно больше времени.
Бачок за время готовки разогрелся где-то градусов до 70.
Примечание: Booster технически съел топлива все же чуть больше, но тут сложно на одном разе оценить все моменты - погрешность весов, большое количество топлива во фляге Booster (на 60 мл больше, чем положено по инструкции) при штатном давлении, худшая ветрозащита в сравнении со Svea. На другой чаше оценки у Booster произошли меньшие теплопотери в системе котелок/горелка (быстрее закипятила), но, опять же, без произведенного анализа КПД этой системы применительно к температуре это не дает ничего. А чтобы преподнести прямо точные результаты, надо сжечь в одних условиях литров по несколько, для чего условий у меня пока нет.
Что ещё по нашей симпатичной Svea?
Очень невнятная регулировка подачи топлива. Данная версия Svea 123 имеет прочистную иглу, и если по привычке открутить подачу топлива до максимума, горелка погаснет, так как в отверстие форсунки зайдет игла прочистки – это тоже расплата за простоту устройства.
Котелок, который идет вместе с горелкой, это все таки не котелок, а крышка. Нет, его можно использовать как котелок, но рис будет со вкусом бензина.
В целом же Svea 123 очень прикольная штука, со своей нишей – далекой от спортивных походов. Лично мне доставило искреннее удовольствие с ней поиграться. Но пока я останусь при Kovea Booster :))