Подробный обзор (отзыв) газовой горелки JetBoil Joule

JetBoil Joule является самой дорогой газовой горелкой в линейке производителя. Эта модель удостоена наград, окружена восхищением и разрабатывалась для самых суровых условий, в каких только можно эксплуатировать газовые горелки. Joule на сегодняшний день оказалась единственной системой приготовления пищи, в которой реализована схема перевернутого баллона.

Разумеется, именно поэтому горелка так интересна. И я подробно её разберу (в самом буквальном смысле слова) в этом обзоре.

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки - впрочем, в последнем я испытываю сомнение 🙂

Содержание


История покупки

Мне давно хотелось газовую систему приготовления пищи под холодные температуры. Я много лет ходил с бензином, но он имеет слишком много минусов. Опыт же работы с газовыми системами оказался положительным. То есть, если я, выбирая между шланговым газом и бензином, выбирал обычно бензин, а набалонные газовые горелки относил лишь к спортивным или разово удобным девайсам, то система типы MSR Reactor или Windburner произвели на меня исключительно хорошее впечатление.

JetBoil Joule с перевернутым баллоном я никогда не мог потянуть экономически. Но, копить на него не имело смысла - эффективнее было вложить такую сумму (свыше 20 тыс) в другое снаряжение.

Поэтому, увидев у ребят в магазине "Территория Странствий" эту горелку всего за 13,5 тыс, я заинтересовался. Так как денег у меня все равно не было, горелку я попросил продать мне в рассрочку. Ну то есть горелку я заберу сейчас, а деньги за неё принесу через две недели. Горелка продавалась уже давно, переезжала с одного магазина в другой, а моя морда была всем знакома - поэтому продать мне её согласились без проблем.

Через две недели я выкупил горелку, с моими скидками она обошлась мне в 9800 руб.

Так я стал владельцем JetBoil Joule 🙂

Общая конструкция

Идея горелки выглядит следующим образом:

То есть, для эффективной топки снега при минусах необходимо было создать систему с перевернутым баллоном и трубкой подогрева топлива.

Для реализации идеи сделали легкий рамочный корпус, на дне которого расположен клапан для навертывания баллона.

Баллоны в корпус вмещаются только в размерах до 230 грамм.

Корпус выполнен максимально неразборным и вообще плоховат по качеству. Например, в случае потери продуктов в походе, боковые стенки можно выломать и использовать затем в качестве наконечника для копья - без утруждения себя затачиванием.

Узел клапана тоже выполнен условно неразборным. Зачем такая секретность - неясно.

Ось с иглой регулировки подачи топлива очень длинная, с большим проволочным флажком. Здесь тоже непонятно, зачем его сделали таким большим - навернутый на горелку баллон мешает его сложить, а сам по себе размер флажка обеспечивает большой рычаг и большее же усилие при закручивании. В свою очередь, это снижает срок службы прокладки внутри узла.

В узле размещается клапан давления, от которого наверх уходит топливная магистраль.

Дно корпуса приклепано к стенкам. Узел клапана закреплен двумя винтами под "звездочку". Здесь же стоит серийный номер - типа все по-взрослому. Номер на моем Joule - 433.

Сверху горелка выглядит так:

С трудом, но рассекатель снимается.

Как видим, трубка топливопровода в своей верхней части полностью проходит внутри радиатора поставленного на горелку котла, что и обеспечивает, по замыслу, вместе с перевернутым баллоном, способность работать до -20 с копейками.

Горелка работает вплоть до тех температур, при которых газ способен вытекать из баллона. Нагретая трубка обеспечивает разницу давлений, жидкий газ поднимается по трубке и затем испаряется.

Радиатор котла самый простой. С заходом на стенки, как у систем MSR, здесь решили не заморачиваться. При таком объеме котла и его площади дна, в принципе, это и так хорошо работает.

Вообще, горелка выглядит со стороны довольно красиво.

Дно газового баллона защищает от нагрева пламени дополнительная алюминиевая пластина (её видно на верхнем фото) и воздушная прослойка. При работе горелки даже в жару баллон от пламени не греется.

Вес и комментарии к нему

Развесовка всех элементов горелки выглядит следующим образом:

Как видим, общий вес горелки высок. Во-первых, конструкция корпуса горелки под перевернутый баллон тяжелая по умолчанию. Во-вторых, радиаторный котел объемом в 2,5 литра тоже не легкий.

При этом, если оценивать общий конструкторский подход к весу, то его можно оценить как тщательный. Видно, что над весом старались.

Из однозначно лишнего здесь крышка котла. 57 грамм - слишком большая доля веса в горелке. Объективно крышка в походе не особо нужна.

(Хотя зимой, если вентиляция в палатке реализована неудачно, либо по погоде необходимо сидеть максимально закрывшись, крышку хочется).

Мешочек для горелки мягкий и довольно легкий. Без него горелка в котле при движении гремит. Обеспечить отсутствие шума чем-нибудь другим, увы, не получается ((

Без ручки обращаться с таким большим котелком тоже невозможно - так или иначе обожжешься.

Неопреновый чехол спорен. В основном он неудобен, но при готовке в палатке, где есть более двух обитателей, добавляет безопасности. В остальном же она часто мокрая или обледенелая, а также все время старается подгореть от пламени. С моей точки зрения, в походах в две морды неопренку однозначно можно оставлять дома. В остальных случаях - по желанию.

Объем котелка немного компенсируется возможностью переносить внутри него навернутый на горелку баллон.

История поломки, попытки гарантии и ремонта

Дождавшись каких-никаких морозов, я решил проверить горелку, чтобы не столкнуться с неожиданностями на маршруте. Меня так же интересовал зимний расход топлива, поэтому я решил совместить проверку горелки с замерами на разных баллонах.

К моему удивлению, при температурах ниже -6 градусов газ стал вытекать из узла клапана.

Видео с вытекающим газом:

В тепле горелка работала прекрасно. Стоило её отогреть, как газ переставал вытекать. При пересечении определенной температурной границы (-6 градусов) ситуация повторялась.

Естественно, я не полез тут же разбирать дорогое устройство, и обратился к дилеру в РФ (компания Маунтек - им принадлежат магазины День Сурка). Посмотрев видео, мне сказали, что это безусловная гарантия, но, к сожалению, поменять горелку мне не могут. На складе их нет (только в розничном магазине), а потому мне следует обратиться к продавцу. А, продавец, в свою очередь, уже свяжется с ними, и они вместе обсудят варианты.

Думаю, все понятно 🙂

Мне ничего не оставалось, как обратиться к продавцу 🙂 Как я и ожидал, мне сказали следующее: ты, леопард, в рассрочку покупал? В рассрочку. За недорого? За недорого. Вот и решай проблемы сам. Хочешь гарантии? Впредь покупай в официальном магазине и за нормальную цену.

Чека у меня не было, крыть было нечем. Я попытался хотя бы обменять горелку на одежду (как раз тоже нужно было закупаться), но магазин и здесь отказал. Я обозвал их барыгами и цыганами - по аналогии фильма "Большой куш" (Ты домик смотрел? Смотрел. Ну а я тебе изо всех сил помогал) - но и это не помогло 🙂

Мне ничего не оставалось, как попытаться отремонтировать горелку своими силами.

Разбор узла клапана требовал трех вещей:

а) короткого, способного вместиться в маленький корпус, дюймового ключа;

б) точечного нагрева в месте резьбы. Точечного - чтобы не попортить прокладки внутри.

в) знания нужного заклинания.

Мой коллега на работе изготовил нужный ключ, и мы безотлагательно приступили.

В конце концов, мы таки смогли при помощи фена с насадкой, шаманского бубна и пентаграммы с жертвоприношением разобрать (и не сломать при этом) узел регулировки подачи топлива на этом богомерзком девайсе.

Оказалось, что при сборке его замазали ядреным фиксатором для резьбы, причем в таком количестве, что тот оказался на прокладке. И вообще везде внутри узла, каким-то чудом не заткнув отверстие трубки. Здесь неясно, то ли из-за фиксатора прокладка стала дубовой, то ли просто она сама по себе такая родилась на производстве. Но - топливо текло именно из-за неё.

Зачем было здесь использовать красный фиксатор, непонятно. Узел при работе фактически не греется. В основном все используют обычный синий, не создавая проблем ни себе, ни пользователям.

Фото внутренней части.

Видно ещё одну прокладку, к которой должна прижиматься чашечка на игле регулировки, перекрывая полностью подачу топлива в закрытом положении.

Ось-игла регулятора подачи топлива довольно длинная. Сделана тоже интересно. То есть, если смириться с задумкой производителя, что узел неразборный, то все выглядит нормально. Если все же исхитриться разобрать, то есть повод для удивления. Ось и её фиксатор к корпусу клапана соединены между собой посредством резьбы. То есть, когда мы крутим регулятор подачи топлива, то он по резьбе смещается внутри фиксатора. Это нормально. Но фиксатор соединен с корпусом клапана тоже с помощью резьбы.

Таким образом, регулятор подачи топлива состоит из двух неразъемных друг от друга деталей (фиксатор может крутиться по резьбе относительно оси, но снять его нельзя), каждая из которых имеет свою резьбу. Но шаг у резьбы разный.

Поэтому, если ухитриться разобрать узел, то сборка становится увлекательным процессом. Нужно собрать так, чтобы чашечка, запирающая подачу топлива, действительно доходила до упора.

Это не так-то просто сделать. Если же собрать, как получится, то при наворачивании газового баллона газ начинает подтравливать в топливопровод независимо от того, завернут регулятор подачи или нет.

Возможно, именно поэтому узел сделали неразборным (в обычных условиях), посадив его на красный фиксатор.

Мне пришлось основательно потрудиться, чтобы очистить всю внутреннюю часть, прокладки и иглу от фиксатора резьбы. После этого я собрал девайс обратно и, остудив в ядреной морозилке, запустил.

Горелка заработала как надо.

То есть, в данном случае мы видим криворукость сборщиков, которые напихали внутрь слишком много фиксатора резьбы и, тем самым, испортили горелку. Ну и угробили бы меня в походе, если бы я не додумался потестить горелку посерьезнее.

Взяв с собой горелку летом в Хибины, я остался доволен полевыми испытаниями. Но, недолго. Дома я решил ещё раз погонять горелку и посмотреть, произошли ли какие-нибудь изменения за те 29 литров кипятка, которые мы сотворили.

После кипячения одного литра газ начал травить в топливопровод при полностью закрытом вентиле.

Никогда такого не было, и вот опять 🙂

Разобрав вновь узел, я быстро нашел неисправность - смялась прокладка, которая прижимается к чашке иглы.

Таким образом, с качеством прокладок у JetBoil тоже что-то не так.

И это при том, что проволочный флажок на регуляторе подачи топлива я снял, чтобы усилие воздействия на прокладку было минимальным.

Именно такую же прокладку я не нашел, поэтому заменил на немного более "жирную" от Primus. После этого газ травить перестал, но для каких либо серьезных мероприятий горелку пришлось забраковать.

С учетом постоянно подкидываемых горелкой сюрпризов, её эксплуатация явно лучший способ устроить себе в походе  аутодафе.

Примечательно, что перед моим летним походом такую же горелку принесли в ремонт коллеге, примерно с теми же самыми проблемами. Сделать он её до сих пор так и не смог.

Расход топлива и комментарии к нему

За время похода мы со Стрейром сделали на JetBoil Joule 29 литров кипятка. Joule я взял для того, чтобы протестировать его после многострадального ремонта, а заодно рассчитать его летний походный расход топлива.

Расход составил 12,3 грамма/литр (тестовый дома был 11 грамм). Готовили мы исключительно в жилом пространстве палатки. Для сравнения, расход на MSR Windburner в летней одиночке 5 кс по Хамар-Дабану у меня оказался 11,9 гр/литр, правда готовил я в тамбуре.

Прямое сравнение горелок, конечно, здесь не уместно. Тут и разные объемы - 2,5 литра котел у Joule, и 0,85 литра у Windburner; и разное предназначение (Joule разрабатывался под холодное время года). Но в целом цифры любопытные.

Эксплуатационный расход топлива у Joule выглядит очень неплохим. Возможно, шланговый Windburner должен быть немного экономичнее, но готовка внутри палатки на Joule существенно удобнее. Ещё бы надежности в конструкцию добавить, как и качества сборки, тогда цены бы ему не было.

Интересно и другое. Средний расход кипятка у нас составил 1,81 литра/морду/день. Если быть более правильным, то считать следует средний расход кипятка за шесть дней, без первого и последнего дня - тогда получится 2 литра в день. На Хамар-Дабане у меня средний расход кипятка был 3 литра в день. Максимум в Хибинах был 4,5 литра на двоих, на ХД 3,8 литра на одного.

В Хибинах относительно прохладно днем и всегда сыро. Хамар-Дабан в солнечную погоду на гольцах и плато превращается в раскаленную сухую сковороду, при этом средняя скорость передвижения ниже, чем в Хибинах, а перепады высот больше. Доступность питьевой чистой воды во время движения в этих горах тоже существенно разная. То есть, в данном случае мы имеем хороший пример, где расчеты количества газа на один регион ни разу не подходят к расчетам на другой.

При этом MSR Windburner, при температурах в -5 градусов на ветру, оказывается на литр кипятка экономичнее JetBoil Joule. По скорости закипания медленнее, но по экономичности немного лучше. И чем сильнее ветер, тем экономичнее. Увы, в JetBoil Joule ветрозащита малоэффективна. Кстати, пъезоподжиг на нём при таком минусе смесь уже не поджигает.

Главное, что было мне любопытно, сравнение этой горелки с MSR Windburner 1 литр и Reactor 1 литр - хотя напрямую их сравнивать бессмысленно из-за размеров котла, так как Joule имеет большую кастрюлю.

В идеальных условиях, если кипятить 0,85 литра, Joule быстрее Windburner и примерно равен по скорости Reactor. Расход топлива, разумеется, тоже выше.

На улице и при лёгком ветре, если кипятить тот же объём, он быстрее обоих MSR, экономичнее Windburner и приближается по экономичности к Reactor. (экономичность - затраты газа на кипячение именно этого объёма).

При увеличении скорости ветра, как я уже писал выше, он начинает проигрывать Windburner.

Если этот же объём воды заморозить, то у Windburner он сразу выигрывает по всем параметрам. По Reactor-у я таких экспериментов не проводил, и сравнить уже не могу.

Надо только понимать, что Joule тяжелее этих горелок в 1,5-1,6 раза и в 2,5 раза больше по объёму. Его эффективность является результатом высокой мощности и большого диаметра дна кастрюли, в которой маленький объём быстро закипает.

В целом, для топки снега конструкция подходит отлично, и повышенным расходом не отличается.

Некоторые цифры по расходу в идеальных условиях, для воды +5 градусов:

1 литр - 2:55, 10...11 грамм газа

2 литра - 6:50 - 22...23 грамма газа.

Некоторые впечатления от эксплуатации

JetBoil Joule - такой же газовый кипятильник, как и большинство систем. Варить в нем невозможно, так как кипение очень интенсивное, даже на самом-самом медленном пламени.

Если сымитировать в нем условный обед на троих (закипятить 1,2 литра воды +5 градусов, покипятить её в течение 5 минут, а затем довести до кипения ещё 2 литра), то даже на почти пустом баллоне Joule справится в два раза быстрее бензиновой горелки и полтора раза быстрее набалонной горелки с полным газовым баллоном - съев при этом меньше топлива.

То есть по скорости закипания и общей экономичности система на диво хороша.

На заканчивающемся баллоне высасывает остатки довольно быстро, хотя приходится дополнительно отворачивать вентиль.

Из-за криворукости изготовителей, баллон необходимо хитро докручивать. Если накрутить его слишком сильно или слабо, то газ поступает в топливопровод слишком медленно. По звуку выходящего газа с опытом быстро приходит понимание нужного угла доворачивания или отворачивания, но, конечно, это полная хрень.

Переноска баллона внутри горелки выглядит логичной (иначе пропадает много объема), но сомнительной - самую малость он подтравливает газ, плюс невозможно сложить флажок. Насчет флажка - возможно, опять же, криворукая сборка.

Газ подтравливает совсем чуть-чуть (при условии исправной прокладки). Я выполнил несколько замеров, у меня не было потерь свыше 2 грамм за ночь. Другой вопрос, что узел регулировки какой-то сложный, а сделан отвратно, поэтому попросту боишься лишиться газа в любой момент.

Ручка на котле в 2,5 литра немного хлипковата. Когда идешь за водой, возникает желание нести котел, держась за сложенную рукоятку (как ведро) - она же типа фиксируется, и нести очень удобно. Однако, ручка в самый неподходящий момент вылетает из фиксатора и котелок падает. Поэтому как ведро его носить невозможно. Хотя, казалось бы, это должно было придти в голову при разработке сразу же.

В общем, с точки зрения конструкции снегоплавилки впечатления только хорошие. В отношении качества сборки и надежности система находится на одном уровне с самыми дешевыми китайскими поделками.

Выводы

Плюсы: быстрый; экономичный; отлично высасывает газ из почти пустых баллонов; конструкционно идеален под группу.

Минусы: крайне низкое качество изготовления; потрясающая ненадежность; неремонтопригодность.

Джоуль - прекрасный пример несоответствия цены и качества у дорогого бренда. Его задумка исключительно хороша, но качество сборки и качество деталей полностью аналогично самым плохим китайским горелкам. Эксплуатация Джоуля - игра в лотерею. Можно приобрести случайно хорошо собранный, а можно также случайно собранный плохо. Судя по горелке, которую принесли в ремонт со схожими проблемами, от партии это не зависит.

Так как представительство JetBoil  в РФ осуществляют перекупы (назовем это своими словами), то договориться с ними по гарантии крайне сложно. Что касается продавцов-магазинов, то лишь единицы из них не футболят покупателей и способны надавить на дилера.

2 комментария

  1. Говна кусок этот джет бойл. Как и всё от джет бойл в принципе.
    У MSR есть котёл для Windburner-а на 1,8 литра. Прекрасно матрёшатся с литровым, горелкой, кофе-прессом, крышками и ногами от баллона. не влезает только маленькая чашка от литрового котла. От большого — влезает. Проблема регулировки мощности тоже есть. Но чтобы ничего не пригорало к стенками, потратил ещё по тысяче на котелок и отдал их в покрытие тефлоном.

  2. И самое интересное: MSR сделал байонет горелки, на который можно вставить все котлы. И джет, и примус, и ковею.

Leave a Reply