Серпантин в ущелье Мраморное

Мраморное ущелье: дороги и тропы
Разрушенный автомобильный мост через реку Средний Сакукан

Оглавление

Предыдущая глава: "Причины относительной сохранности построек в ущелье Мраморное"

Завести дорогу из долины реки Средний Сакукан в ущелье Мраморное было сложной задачей. Хребет Кодар характерен узкими троговыми долинами, в которых древний ледник тысячелетия назад пропахал себе глубокое ложе. Притоки здесь образуют висячие долины, в которых ручьи обрываются к реке высокими водопадами и каньонами.

Граница зоны леса по Среднему Сакукану проходит в пределах 1500 метров над уровнем моря. Дорога поднимается по всё сужающейся долине реки до высоты 1345 метров, после чего начинает свой путь в висячую долину Мраморного, которая расположена на высоте 1800 метров. Серпантину необходимо подняться на пятьсот метров вверх, тогда как по прямой здесь чуть более полутора километров.

Исходя из условий, серпантин пришлось выполнить достаточно длинным. Полная его длина составляет 5,5 километров. Из них первые полтора километра плавная дуга выводит дорогу к отметке 1500 метров над уровнем моря. Затем серпантин начинает сильно петлять и для набора последующих 300 метров ему необходимо уже 4 километра пути.

Дорога имеет достаточно интересный профиль. Её средний уклон составляет всего 6,7%, а максимальный 12% (на отдельных коротких участках, возможно, до 14%). То есть, уклон лежит в пределах обычных асфальтовых дорог. Подобные подъёмы могли преодолеваться гружёными автомобилями почти в любых погодных условиях и в любое время года - при своевременном обслуживании дороги.

После исследования остатков дороги можно с уверенностью утверждать, что лебёдкой автомобили при подъёме в ущелье не пользовались - это миф. Дорога существенно длиннее, чем кажется визуально со стороны, и её уклон выдержан очень хорошо. Также не подтвердились и предположения, что серпантин перестраивался -  вся дорога выполнена "в один проход".

Мраморное ущелье: серпантин на рудник

После поворота у ручья Метельный серпантин вплоть до входа в долину Мраморного представляет собой полку, вырубленную в склоне. Подготовка полки велась взрывными работами, а правка её профиля происходила вручную, силами заключённых.

Отдельными участками дорога вырублена в крупных глыбах камня. Преимущественно же склон представлял собой крупный курумник, перемешанный с землёй и поросший угнетённой лиственницей и мхом. Выше 1450-1500 метров лиственница переходила в стланик, а после 1650 метров оставался только курум и морены.

На всём своём протяжении серпантин выполнен шириной под один автомобиль - то есть места для разъезда машин не предусматривались.

Ограждении дороги, предположительно, было выполнено из крупных камней, укреплённых вдоль внешней кромки дороги. Подобный импровизированный бордюр позволял спускаться или подниматься в условиях плохой видимости, выполняя роль ориентира.

На двух участках, где дорога поворачивает практически на 180 градусов, расчищены, вырублены и устроены площадки для разворота автомобилей. Эти участки не позволяли выполнить при строительстве плавное закругление дороги - в силу недостаточного пространства и чрезмерной крутизны склона. Возможно, на этих площадках машины разворачивались в два приёма. Площадки сравнительно небольшие и точный размер их выяснить уже невозможно, так как они сильно осыпались со временем.

Через ручьи в общей сложности было организовано два деревянных моста и две насыпи. Одна из насыпей с трубой для пропуска воды - на ручье, расположенном между р. Мраморный и р. Метельный. Ручей Мраморный дорога пересекала трижды.

Остатки верхнего моста через ручей Мраморный
Остатки верхнего моста через ручей Мраморный
Вид с серпантина на ущелье Мраморное. Участок дороги расположен на отметке примерно 1720 метров над уровнем моря.
Вид с серпантина перед нижним мостом через ручей Мраморный.
Серпантин, современное состояние (2015 год)
Серпантин, современное состояние (2015 год)
Серпантин, современное состояние (2015 год)

Зайдя на выполог висячей долины, дорога местами идёт по искусственной насыпи, местами также вырублена в склоне моренного вала. В пределах самого комплекса долина ручья плоская, поэтому машины передвигались прямо по обломочному материалу. Крупные глыбы убирались в сторону, а острые кромки сбивались. Гружёные автомобили утрамбовывали обломочный материал до вполне плотного состояния, при котором проблем для движения не возникало.

Исходя из климатических условий региона, можно предположить, что строительство серпантина началось во второй половине мая и закончилось в течение июня, а непосредственная его эксплуатация началась в первой половине июля 1949-го года, после паводка на реке Средний Сакукан.

На сегодняшний день серпантин дороги сильно зарос и частично обрушился. Местами он не проходим. Оба моста через ручьи уничтожены паводками, насыпь сохранился только самая верхняя. Тропа, которая идёт в ущелье, захватывает менее половины серпантина.

Оглавление

Следующая часть: "Дорога вдоль реки  Средний Сакукан"